Вопрос. Сейчас много говорят о личных границах ребенка. Нельзя и обнять его, если не хочет, и заставить доесть обед. Но разве это не избалует ребенка? Не заставит думать, что весь мир крутится вокруг него? И как потом справляться с жизненными трудностями?
Ответ. Мне кажется, в самом вопросе мы путаем уважение со вседозволенностью.
Уважение — это когда мы оставляем ребенку право самому принимать какие-то решения, связанные, в ваших примерах, с его телом. Например, с кем и когда он хочет обниматься. Чего и сколько он хочет съесть. Когда он хочет в туалет, а когда не хочет.
Я за то, чтобы оставлять ему тут зону свободного выбора. Тем более, когда у маленького человека такая свобода есть, он учится принимать решения, взвешивать последствия и, в конечном итоге, обучается самостоятельности.
Но наша свобода, как это всегда бывает, заканчивается там, где начинается свобода другого. И еще — есть общественные нормы.
Например, ребенок может хотеть обниматься с нами или с тетушкой, пришедшей в гости, круглые сутки. Но мы можем этого не хотеть — у нас настроение не для обнимашек, или есть другие дела. И мы спокойно говорим об этом ребенку — нет, не сейчас.
Или, например, ребенок не хочет доедать обед, а хочет вместо этого мороженое и пакет мармеладок. И мы, опять же, как родители, как люди, отвечающие за его здоровье, спокойно отказываем. Объясняя: «Нет, так вредно для организма, организму нужен белок и витамины, а не сахар и красители. Ты можешь не есть обед — твое право, но не можешь заменить его сладостями».
«Можешь не обниматься с плохо знакомой тетушкой, но не можешь демонстрировать ей гримасу отвращения и говорить при этом гадости. Это — нарушение социальных норм. В обществе так себя не ведут. В нашей семье так себя вести не стоит».
Так ребенок постепенно нащупывает границы, за которыми его свобода заканчивается, потому что вступает в конфликт с интересами других.
Бегать и орать на детской площадке — можно. Это твое право, детская площадка для этого и создана. Бегать и орать по магазину — нельзя.
Ясно, что этот запрет вводится не с рождения, а постепенно. По мере того, как ребенок учится себя контролировать. То есть годика в два от малыша еще не стоит этого ждать, а вот годам к пяти — уже вполне. Наша задача — рассказать, какие есть общественные нормы, правила. И почему для нас выгоднее выполнять их, чем не выполнять. Не «потому что я так сказала». А что-то более убедительное.
Ну а дальше — чем больше у нас опыта принятия разных, больших и маленьких решений, тем меньше нас будут пугать трудности. Любые. Хоть экзамены, хоть поиски работы, хоть любовные разочарования.