Разочарование или обида — это мощная сила, которая может вызвать эмоциональную бурю. Ребенку нелегко принять, что в жизни не все получается так, как он того желает. И иногда ему приходится подстраиваться под новые обстоятельства и меняться самому, вместо того, чтобы изменить мир вокруг себя.
Дети учатся самоконтролю в возрасте от 5 до 7 лет, а особенно чувствительные — до 9. Со временем они будут думать и принимать решение, как поступить в случае разочарования или обиды. Но пока они малы, ими владеют эмоции.
Проблема в том, что такая истерика может перейти в агрессию. Ребенок может нанести вред как себе, так и другим. Взрослые хотят этого избежать, поэтому бывают строги с детьми. Но от этого только хуже. В случае родительской ошибки малыш не только расстроится еще больше. Ему будет сложнее в будущем развивать в себе чувство контроля над сильными эмоциями.
1. Не угрожайте ребенку
Не угрожайте ребенку и не наказывайте его, это только усилит его огорчение или гнев. И даже может привести к вспышке агрессии. Когда дети обижены или расстроены, они эмоционально возбуждены.
Да, мы не можем позволить ребенку причинять боль другим или проявлять грубость. Но мы должны ослабить его эмоциональную вспышку, успокоить его, а не расстроить еще больше. Стоит рассказать ему, как справиться с собой. Поговорить с ним о том, что он чувствует.
Некоторые взрослые считают, что из-за такого подхода у ребенка «все сходит с рук». Но эта точка зрения игнорирует роль эмоций в поведении. Мы должны помочь ребенку развивать в себе самоконтроль и искать цивилизованные способы выражения своих чувств. Если мы угрожаем или наказываем его в момент истерики, то разрушаем наши отношения.
2. «Я не знаю, что с тобой делать!»
Эти слова показывают ваше бессилие перед эмоциями ребенка. Поэтому избегайте их! Во-первых, они никого не успокоят. Во-вторых, в будущем сын или дочь посчитают ваши отношения ненадежными. Как им на вас положиться, если вы не в силах помочь в тяжелую минуту?
3. Не говорите, что чувства ребенка — это проблема
Разочарование и обида — сильные эмоции, которые побуждают нас меняться, реагировать иначе, когда мы не можем добиться желаемого или сталкиваемся с важными обстоятельствами.
Например, ребенок узнал, что ему тяжело принять, что он проиграл в игре или получил плохую оценку. Это расстраивает его до слез, и он не может остановиться. Если мы скажем, что плакать в такие минуты — плохо, то помешаем ему управлять своими чувствами самостоятельно, контролировать их и не обрушивать на других.
Мы не хотим, чтобы дети перестали огорчаться. Нам нужно, чтобы они выражали это зрелым способом.
4. Не игнорируйте истерику
Утешайте ребенка, если у него началась истерика. При этом не забывайте: как родитель вы несете ответственность за него. Когда он плачет и капризничает, подумайте, стоит ли вам покинуть то общественное место, где вы оказались в этот момент. Может, отвести его туда, где малыш сможет выплеснуть эмоции и успокоиться. Например, на свежий воздух.
Не надейтесь, что дети справятся со своими чувствами сами. Поддерживайте их и будьте терпеливы.
5. Слушайте не разум, а сердце
Логика не поможет вам справиться с эмоциональными проблемами ребенка. Когда он огорчен, он не услышит ваших доводов. Да, можно спросить его, почему он расстроен. Но не стоит убеждать, что это бессмысленно.
Расскажите, что есть вещи, которые мы не в силах изменить. Когда мы сосредотачиваемся на нашем разуме, то теряем связь с нашим сердцем. А ведь именно оно поможет осушить слезы малыша.
6. Не наказывайте ребенка после истерики
Разве вам мало того, что он уже пережил? Поговорите о том, что ребенку следует понять, обсудите, что он чувствовал, напомните, что вы были рядом, когда ему было тяжело. И посоветуйте, как можно было поступить по-другому.
7. «Хорошие девочки не дерутся»
Не критикуйте ребенка и не сравнивайте его с другими. Он проявил несдержанность. Но такие слова заставят его думать, что с ним что-то не так.
Лучше сместить акцент, поговорить о причинах поведения, например: «Ты кричал, потому что был расстроен». Это поможет ребенку понять, как его чувства связаны с телесными реакциями. Так он сможет управлять своим состоянием. А вы станете для него прежде всего помощником, тем, кому можно доверять.
8. «Не плачь!»
Не решайте за ребенка, плакать ему или нет. Слезы — это лучшее средство против фрустрации. Ими нельзя управлять. Если запретить проявлять эмоции, это только усилит их. К тому же идея о том, что слезы недопустимы, зародит в нем мысли о запрете на уязвимость, на сами чувства. Это может привести к агрессивному поведению.
Но мы можем сказать: «Понимаю, ты грустишь из-за того, что не в силах изменить. Но это пройдет».
9. Не рассказывайте о своих проблемах
Нам кажется, что через наши переживания дети лучше поймут себя, но это не так. Наш рассказ может сбить их с толку и вызвать тревогу. Наша задача — помочь ребенку понять свои эмоции.
Это не значит, что нам нельзя обсуждать разочарования, обиды и другие чувства. Но если мы начнем делиться проблемами с нашими детьми, то можем поменяться ролями — они превратятся в наших опекунов.
10. «Прекрати из-за этого расстраиваться!»
Самое сложное, что следует понять о наших эмоциях — их нужно выпускать на волю. Для малыша это могут быть крики, для дошкольников — топот, для детей постарше — слова, а для подростка — мимика (например, закатывание глаз). Нам может быть это неприятно. Но вам следует не избегать этого, а дать ребенку заботу и в эти непростые минуты.
Когда наше участие больше, чем огорчение ребенка, он не будет проявлять агрессию и впадать в истерику. Именно нехватка заботы делает негативные эмоции сложными. Они причиняют детям боль, когда те лишены опоры.
Когда наши дети разочарованы, нам нужно дать им место и время для выражения эмоций. И найти слова, которые будут соответствовать их чувствам. Во время истерики мы не можем контролировать их, но в наших силах изменить обстоятельства — например, покинуть игровую площадку или ресторан, в котором находимся. И поддержать их, помочь справиться с собой. В этом поможет ваша любовь и чуткость.
Источник: сайт Деборы Макнамары