Помня свою детскую и юношескую любовь ко всякого рода фантастическим книгам и фильмам о роботах, космических сражениях, необыкновенных существах и т.п., уже будучи многодетным отцом, стараюсь не отказывать своим детям в удовольствии погрузиться в мир «современной сказки».
Идя в кинотеатр на «Живую сталь», честно говоря, не ожидал ничего необычного. Уже были «Трансформеры», «Железный человек» и много еще однотипных футуристических экшенов, которые, по большому счету, не стоит и перечислять. И, если судить по картинке на экране, «Живая сталь» ничем выгодно от остальной продукции Голливуда не отличается. У режиссера Шона Леви получился этакий гибрид из «Рокки», «Изо всех сил» и «Железного человека».
Понятно, что детворе такие фильмы только давай и побольше. Но я на фильме откровенно скучал, а когда мальчик Макс вызвал на поединок робота Зевса, я вообще достал мобильный телефон и стал проверять электронную почту. Концовка читалась с тысячепроцентной вероятностью: поединок состоится, и в ходе долгого и упорного сражения Атом, несмотря на страшные повреждения, все-таки превратит Зевса в кучу металлолома. Нужно только подождать.
А вышло совсем не по-американски: главный герой проиграл, абсолютный чемпион остался абсолютным чемпионом и не был повержен.
И тут подумалось: а ведь насколько все это не по-голливудски, не «по-ихнему», а по-нашему, по-православному, если хотите. Это когда важно не победить, а не поддаться, не свалить врага, а самому остаться на ногах, когда все судьи присудили победу не тебе, а победителем вышел ты.
Вообще о чем получился фильм «Живая сталь»?
Ну, во-первых, о том, что можно не быть рабом своего прошлого.
Герой Хью Джекмана – человек, который по большому счету симпатий вызывать не должен. Он бросил жену с ребенком, бегает от своих кредиторов, свое неожиданное отцовство превращает в коммерческую сделку, не видит вокруг себя людей и думает только о железках и деньгах.
Но когда, вопреки всему, он понимает, что он еще и отец, он действительно перерождается. Это видно из того, что в лицо неминуемому, как ему кажется, проигрышу он начинает смотреть спокойно, потому что у него есть нечто большее, чем стремление к спортивной победе. Он становится человечным и успех с деньгами уходят на задний план.
Фильм вообще получился очень человечным, даже Атом бьется с Зевсом так называемым «человеческим стилем».
Во-вторых, фильм говорит о том, что можно не быть рабом чужого прошлого.
Казалось бы, как напрашивается сюда конфликт между мальчиком и его до недавнего времени безвестным отцом, как к месту прозвучали бы слова: «ты бросил мою маму, какой ты мне отец!» или «как ты смеешь мне указывать, разве это ты меня воспитывал 11 лет?»
Но в фильме этого нет. Мальчик оказался мудрее всех психологических и социальных штампов. И поэтому линия отношений отца и сына получилась очень нетривиальной.
И в-третьих, самое главное, это фильм о торжестве духа над силой, о том, что подлинная победа – это отказ признать себя пораженным, остаться собой, когда на тебя никто не ставит и гроша.
Атом побеждает уже в первом раунде. Нет, на самом деле к концу первого раунда он полностью искорежен, и только звук гонга спасает его от смертельного удара. Но он именно побеждает в этот момент, потому что совершенно никто не верил, что он продержится до конца раунда, и чтобы не случилось дальше – это все равно уже победа.
Думаю, что этот сюжет может быть очень хорошим поводом для разговора о настоящих приоритетах, которые далеко не всегда совпадают со стремлением к лидерству, славе, успеху и богатству, которые современная квазикультура так ценит.
Тут хотелось бы вспомнить слова Морфеуса из первой части «Матрицы»: «И вот я стою перед вами, лишенный всякого страха!… Вера! Меня поддерживает вера!»
Потому сходите с детьми в кино, чтобы лишний раз был повод напомнить им, что вера и воля поддерживают даже тогда, когда нет надежды на шестеренки и аккумуляторы.
А если совсем просто: «дух бодр, плоть же немощна» (Матф.26:41). А перед подлинным духом немощна даже сталь.
Читайте также:
Аватар: Священный Дуб с USB-разъемом Сергей Худиев В фильме Друг Индейцев перед решающей битвой возносит молитву (кому? Богу? Нет) Священному Дереву, и просит у него, дерева, помощи против врагов, которую и получает. Итак, вместо дуба-полковника обратитесь к священным дубам, и будет вам щастье, духовное просветление, а врагов ваших поразит Гнев Дикой Природы. |
Проповедь Терминатора Журнал «Нескучный Сад» Возможна ли христианская проповедь в современном массовом кинематографе? Ведь восприятие массового кино не предполагает духовного напряжения. Скорее наоборот — оно предполагает простоту душевную. |