Необычная Франция или новое обретение главы святого Иоанна Предтечи
Источник: православный журнал «Встреча»
интернет-версия подготовлена www.pravmir.ru
Узнал я о том, что глава святого Иоанна Предтечи находится в Амьене, на севере Франции, когда по программе студенческого обмена в течение года учился в Париже. Необременительная учебная программа оставляла достаточно много свободного времени для знакомства со страной. Пестрота красок французской столицы, ее музеи, милые улочки, кафе, многочисленные праздники первоначально привлекали мое любопытство, даже вызывали восхищение ума и сердца, за предшествующие четыре года изучения французского языка и культуры изрядно пристрастившихся к объекту великосветских воздыханий прошлых веков. Первое время мне, как и Карамзину, примерно 200 лет назад посетившему Париж, хотелось бесконечно повторять себе: «Я — в Париже! Я — в Париже!» и радоваться каждому встречному французу.
Однако «погружение с головой» в инородную культуру разбудило во мне тот странный и до сих пор непонятный для иностранцев русский склад, который заставил меня затосковать по чему-то более глубокому, чем невинное студенческое «ничегонеделанье», рассеянное созерцание шедевров мировой культуры и наслаждение французскими сырами и винами. Тогда тихим пристанищем для моей души в бурном море Парижа стало Трехсвятительское патриаршее подворье. Здесь, кроме духовной пищи моя душа наконец – то получила возможность найти ключ к прочтению и видению того, что обычно в современной Франции скрыто под покровом туристической обертки. Моим наставником в этом стал диакон Николай Никишин, ведущий серьезную работу по изучению христианских святынь Франции. Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон — это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Наконец, я узнал, что в городе Амьен к северу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье.
Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях.
После усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада надругалась над ней и не позволила предать ее погребению вместе с телом святого. Вместо этого Иродиада закопала ее в своем дворце в «бесчестном месте» 1 . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Упоминаемая евангелистом (Лк. 8, 3) Иоанна, жена Хузы, приставника царя Ирода, знала, где Иродиада закопала честную главу. Она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.
Когда в царский дворец дошли известия о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Мф. 14, 2).
Спустя три столетия, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с востока. Им и доверил святой Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне, и что после обнаружения честной главы в месте, указанном им во сне, они решили возвратиться к себе обратно. Однако воля Божия была иной—по дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенной ему самим Провидением ношей.
Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня, Кому он обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.
Однако по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Эмессы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах, и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.
По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита эмесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память ее 9 ноября), написанного святым Симеоном Метафрастом. По сказанию первого ( Жития святых по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. 24 февраля. Кн. 6. М ., 1905. С. 429. ), местонахождение честной главы открылось ему в видении 18 февраля 452 года, спустя неделю епископом эмесским Уранием было установлено ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались исцелениями больных и чудесным обличением неверия некоторых клириков. Житие преподобной Матроны сообщает о том, что через помазание миром, которое источала честная глава, получил исцеление один слепорожденный.
Через некоторое время честная глава святого Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до распространения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда преставился святитель Иоанн Златоуст. После утверждения православия на константинопольском соборе 842 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы святого Иоанна Крестителя.
Сведения о дальнейшей судьбе этой святыни святитель Димитрий Ростовский поместил в краткой сноске: после 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая, лицевая часть — в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний ( Вишняков Симеон, священник. Святый великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., Типография Н.Л. Пушкарева, 1879. С. 363. ) . Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, в сноске указаны три других местонахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийская обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена уже из Амьена.
Более подробно судьбу лицевой части честной главы, оказавшейся в Амьене, мы можем проследить по западным источникам. В 1204 году под натиском крестоносцев пал Константинополь. Его святыни и богатства в течение нескольких дней были разграблены. В безликой массе грабителей для нашего повествования важна фигура каноника ( Канноник — член капитула. В Католической и Англиканской церквях капитулом называется совет из духовных лиц, участвующих в управлении епархией или в католических орденах коллегия руководящих лиц. ) Валлона де Сартона (Wallon de Sarton ) из Пикинии ( Picquigny ). 14 апреля 1204 года
он оказался в развалинах одного из дворцов, где обнаружил футляр, содержащий серебряное блюдо. На блюде под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица без нижней челюсти. Над левой бровью был видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое острым предметом. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что это — часть мощей святого Иоанна Предтечи. Наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной главе святого Иоанна.
В этом месте стоит сделать отступление, чтобы сказать несколько слов о судьбе тех, кто был причастен к убийству Иоанна Крестителя: тетрарха Ирода, Иродиады и ее дочери Саломии. Их жизненные пути неведомым судом Божиим тоже пролегли через Францию. Спустя некоторое время после убийства Иоанна Крестителя Ирод был обвинен в заговоре против Рима и со всем своим семейством отправлен в заточение сначала в Лугдун Галльский (современный Лион во Франции), а затем в Илерду — испанскую крепость ( Жития святых по руководству Четьих – Мминей святителя Димитрия Ростовского. 29 августа. Кн. 12. М ., 1911. С. 508. Сведения об этом можно найти также у иудейского историка I века Иосифа Флавия. ) . Местонахождением древней Илерды считается небольшое селение у южной границы Франции — Сан – Бертран – деКоманж.
Саломию постигла ужасная смерть. Однажды зимой она переходила небольшую замерзшую реку Сикорис. Вдруг под ней треснул лед, и она погрузилась в воду. Лед стиснул ее шею, а через некоторое время перерезал ее. Тело ушло на дно, а ее матери и Ироду принесли на блюде голову Саломии. По сказанию, смерть Ирода и Иродиады тоже была страшной — они были заживо поглощены землей. Но вновь вернемся к Валлону де Сартону. Он решил доставить найденную главу святого Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции. Чтобы покрыть расходы на возвращение домой, ему пришлось продать серебряное блюдо. Известно, что уже через два года, а именно 17 декабря 1206 года, в третье воскресенье Рождественского поста, епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил мощи святого Иоанна Крестителя при въезде в Амьен.
С этого времени начинается почитание главы Иоанна Предтечи в Амьене и во всей Пикардии, что оказало значительное влияние на судьбу этой местности. Собор, в котором хранилась глава, не мог вместить всех приходящих почтить святыню. Через 12 лет после перенесения главы святого Иоанна Предтечи в Амьен пожар уничтожил храм. Тогда духовенство, знать и простой народ решили возвести собор огромных размеров и невиданной в Европе красоты, достойный хранящейся в нем святыни. Строительство началось в 1220 году.
В течение многих веков в Амьен совершали паломнические поездки короли и королевы, принцы и принцессы. Этот факт может косвенно свидетельствовать в пользу подлинности мощей. Если проводились расследования на эту тему, значит, их результаты были положительными, и паломничества продолжались. В 1264 году город посетил Людовик Святой, чтобы поклониться главе святого Иоанна Предтечи.
Позже туда же приезжали его сын Филипп, короли Карл VI и Карл VII. В 1604 году по просьбе папы Римского Климента VIII в Рим в храм Иоанна Предтечи (Basilica di San Giovanni in Laterano) была отправлена частица мощей из Амьена. После революции 1789 года по всей стране проходили описи церковного имущества и изъятие мощей. 14 декабря 1790 года в Амьенский собор прибыл комиссар, назначенный Директорией, чтобы опечатать сокровищницу храма, где среди других предметов находилась глава святого Иоанна Предтечи. Реликварий оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр Амьена, господин ЛуиАлександр Лекув (Louis – Alexandre Lescouve), тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи в свой дом.
Таким образом была сохранена эта реликвия. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). После реставрации королевской власти, в 1816 году, великая святыня вновь возвратилась в собор.
В конце XIX века по Западной Европе прокатилась волна разоблачений практики подмена мощей в Средние века. Тогдашняя историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.
Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Священник Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть предположительно святого Иоанна Предтечи. Священник хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов в составе: Жерара Пердю, директора национальной школы медицины и фармации города Амьена и профессора дескриптивной анатомии; доктора Пьера Рюена, специалиста по электрорадиологии; доктора Мишеля Рюделля, хирурга, преподавателя дескриптивной анатомии, специалиста по истории первобытного общества; доктора Робера Крепона, стоматолога.
Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый в Амьене, второй в Париже. Выводы комиссии по окончании работ были представлены в заключительном документе, подписанном всеми ее членами.
Первая глава документа, посвященная исследованиям первого этапа, заканчивается следующими выводами: Мы считаем, что нижняя челюсть называемая Верденской:
1. Никоим образом не является частью предмета, к которому принадлежит лицевая часть, называемая Амьенской;
2. Что кость, называемая Верденской, имеет безусловно гораздо более позднее происхождение.
В Париже реликвии были внимательно изучены профессором А.В.Валуа, директором Музея человека, который пришел к следующим выводам:
1. Сравнение объекта, называемого Верденским, с реликвией из Амьена обнаружило анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их принадлежность к различным предметам.
2. С точки зрения хронологии объект, называемый Верденским, является менее древним, чем Амьенский реликт. По своему виду и весу он напоминает кости, датируемые Средними веками.
3. Лицевая часть, называемая головой святого Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом — более древним, чем кости Средних веков. С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 1000 и 2500 лет.
4. Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные луночки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, позволяет предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25— 40 годами).
5. Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть предположены с большой долей осторожности. Тип лица — европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморский» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).
Итак, выводы научного исследования не дали стопроцентных доказательств принадлежности Амьенской главы святому Иоанну Предтече. Но анатомическое исследование не ставило подобной цели. Его главная задача состояла в том, чтобы определить возрастные и временные характеристики изучаемого объекта. Если суммировать результаты исследования, то глава принадлежит человеку средиземноморского типа, жившему 1000—2500 лет назад и достигшему двадцатипяти – сорокалетнего возраста. Эти характеристики не исключают, что часть главы, хранящейся в Амьене, принадлежит святому Иоанну Предтече. Конечно, исторические и анатомические исследования не являются для верующего человека решающим аргументом для почитания мощей святых. Главным для него остается их прославление Богом через чудеса, исцеления и помощь людям. Однако пусть этот краткий обзор судьбы главы святого Иоанна Крестителя поможет нам отыскать в мутных водах истории правду о дорогих сердцу святынях для того, чтобы воздать им должное почитание.
После того, как эта история стала известна, на Трехсвятительском подворье Русской Православной Церкви епископ Корсунский Иннокентий благословил паломничество к главе святого Иоанна Крестителя в Амьен с совершением молебнов перед ней. За несколько лет уже состоялось немало таких поездок. Из – за возросшего интереса к святыне в 2000 году власти приняли решение перенести честную главу из сокровищницы, где доступ к реликвии был возможен только по особому разрешению, и поместили ее в специальной нише в левой стене собора. Теперь все посетители могут увидеть эту святыню сквозь зарешеченное окошко.
Мне вспоминается мое паломничество к главе святого Иоанна Предтечи в Амьен вместе с друзьями из России, Украины и Болгарии серым осенним утром. В пустом величественном Амьенском соборе Божьей Матери, наполненном выглянувшим из – за туч солнцем, нас встретил его настоятель. Он проводил нас в сокровищницу и учтиво оставил нас одних помолиться перед мощами. Было ощущение, что сквозь века мы встретились со Свидетелем пришествия Бога в мир. Сердце наполнилось тихой радостью. Так прошел весь тот день…