Неожиданный Христос: что мы знаем о русской храмовой скульптуре?

Традиция храмовой скульптуры на Руси жила и развивалась довольно успешно. Но об этом упоминают не очень часто.
20 апреля завершает свою работу выставка «Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков» в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Корреспондент «Правмира» посетил экспозицию и попытался поразмышлять над работами древних мастеров.

Скульптура в храме

Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.

Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).

Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).

Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.

Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.

Дарохранительница. XVIII век

Как видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.

Такие разные

Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.

Экспозиция деревянной скульпторы в галерее Большого собора Донского монастыря. 1935 год

И всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.

Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.

Иоанн Богослов. XIX век

С традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.

Распятие. XVIII век

Изображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.

Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:

Христос в темнице XVIII век. Вологодская область

Ещё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.

Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.

Христос в темнице. Поволжье. XVIII-XIX век

Были среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора

Фигура ветхозаветного первосвященника. Фрагмент иконостаса. Середина XVIII века

и стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.

Бюст стражника. XVIII век

Причём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!

Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.

Христос-Вседержитель. Середина XVIII века

Пожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.

Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,

Богоматерь. Поволжье. XIX век

барочный, румяный, словно бы кукольный ангел

Ангел, XVIII век

и ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.

Иоанн Богослов, середина XVIII века

Вот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.