Неожиданный Христос: что мы знаем о русской храмовой скульптуре?
Скульптура в храме
Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.
Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).
Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).
Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.
Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.
Дарохранительница. XVIII векКак видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.
Такие разные
Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.
Экспозиция деревянной скульпторы в галерее Большого собора Донского монастыря. 1935 годИ всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.
Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.
Иоанн Богослов. XIX векС традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.
Распятие. XVIII векИзображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.
Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:
Христос в темнице XVIII век. Вологодская областьЕщё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.
Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.
Христос в темнице. Поволжье. XVIII-XIX векБыли среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора
Фигура ветхозаветного первосвященника. Фрагмент иконостаса. Середина XVIII векаи стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.
Бюст стражника. XVIII векПричём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!
Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.
Христос-Вседержитель. Середина XVIII векаПожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.
Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,
Богоматерь. Поволжье. XIX векбарочный, румяный, словно бы кукольный ангел
Ангел, XVIII веки ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.
Иоанн Богослов, середина XVIII векаВот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.