Какие звуки нарушены — узнайте сами
Многие люди не замечают недостатков собственного произношения. Иногда узнают о них от других людей или, когда слышат свою речь со стороны. Запись своей речи — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены.
Логопед оценивает нарушение звукопроизношения на слух. Специальных тестов для самопроверки звукопроизношения нет. И взрослым, и детям предлагают повторить фразы или тексты, в которых «нужный» для проверки звук или группа звуков звучит в разных позициях. Например, со звуком [ш]: Шили Маше капюшон.
Я обычно не предлагаю ничего повторять, «слушаю» звучание речи собеседника в процессе разговора. Если предлагать повторение, то мне больше нравятся фразы, где встречаются звуки из разных фонетических групп: Саша и Сеня режут ножницами бумагу. Варя сушила бельё на верёвке.
Основные нарушения звукопроизношения – отсутствие, искажение, замена и смешение звуков. Замены, отсутствие и смешения – это нарушения, по сути свойственные детям. Там в принципе всё понятно – нет звука, не произносится (забор — забо_), замены по четырём признакам (по глухости –звонкости, твёрдости – мягкости, шипящие – свистящие, сонорные р-л-й), смешения – умея произносить, ребёнок путает те или иные звуки (нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся).
Остаётся большая группа искажений, которые могут сохраняться у взрослых и как-то их расстраивать, если речь не идёт о голосоречевой профессии. При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например, «горловое» [р], межзубные шипящие и свистящие, боковое звучание разных звуков.
Для того, чтобы человеку самому оценить правильно он произносит звук или нет, нужно знать артикуляционный уклад каждого звука. В принципе это нетрудно и можно освоить самостоятельно, но в целом это область специальных знаний в логопедии.
Есть хорошая таблица в книге М.Ф. Фомичёвой, известного логопеда, моего учителя. Тут описаны все искажения. Нужно произносить звуки, слова, предложения из разных фонетических групп и слушать — не искажается ли звучание, не внесено ли нарушение в таблицу.
Причин нарушений звучания много, вот основные:
— отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка),
— нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, особенно языка,
— недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти.
Если такие особенности есть, то это повод прицельно послушать звучание своей речи.
Часто взрослые принимают решение не продолжать занятия
Нарушение в искаженном звучании звука — это больше такая «некрасивость», чем проблема. Иными словами, дело вкуса – кому-то не нравится «картавое» [р], а кто-то, наоборот, скажет, что в этом вся изюминка, особенно если она у любимого человека, в котором всё прекрасно, а эта [р] — вообще особый шарм.
Если речь идёт о тех людях, которые хотят нести эталонное звучание, то, конечно, лучше звуки исправить, даже если ты уже взрослый человек. Это актёры, дикторы, лекторы, учителя, певцы, политики, юристы – все те, кто сделал речь и голос своей профессией.
Обычно обращаются к исправлению звуков, когда есть необходимость. В моей практике была девушка, которая хотела стать журналистом и работать на радио. Когда человека не видно, а только слышно, то о тебе судят по речи, а звукопроизношение – это одна из её категорий. Девушка была очень старательная. Мы не только быстро исправили, но, приложив некоторые усилия, ввели «новые» звуки в речь.
А был и такой случай. Ко мне обратился взрослый человек с дизартрией, при которой практически все щелевые звуки звучали неправильно – воздух уходил в бок (боковое звучание), с одной стороны языка слабые мышцы, неправильный артикуляционный уклад и выдох. Я всегда спрашиваю о том, почему сформировалось желание исправить звуки. В данном случае звучание мешало переговорным процессам на работе, осложняло другим людям восприятие сказанного. В целом весомая причина.
При назывании проблемы было озвучено и то, что у сына похожая проблема, и они хотели бы вместе посещать занятия. Я предложила занятия для сына, а отцу – присутствие на занятии и повторение всех упражнений, которые мы делали с ребёнком. Мы занимались у большого зеркала, отец сидел за нашими спинами и пытался повторять, но вскоре понял, что это очень трудно, и даже если мы поставим звуки, он не сможет ими пользоваться в жизни, потому на этапе медленного акцентуированного произношения, когда звук как бы выделяется в речевом потоке, невозможно будет работать – очень много звуков нарушено и он просто не сможет вести переговоры, придётся какое-то время заниматься только автоматизацией звуков.
За профессиональную жизнь ко мне обращалось немало взрослых людей. Те, кто был мотивирован и работоспособен, хотел приложить усилия, тех ждал успех, но многие принимали решение не продолжать заниматься. Тут я на стороне взрослого, у каждого — свой выбор.
Логопед не только исправляет звуки
Чаще всего обращаются к логопеду только те, кто хочет связать свою жизнь с голосоречевыми профессиями. У нас в стране в целом не принято, чтобы у актёров, комментаторов было нарушено звукопроизношение, поэтому до поступления или во время обучения в институтах будущие профессионалы ставят звуки и развивают дикцию.
Но в вопросе есть вторая составляющая. Помощь логопеда обширна и касается не только исправления звуков при дислалии и дизартрии, но и коррекция заикания, восстановление речи при афазии (отсутствие сформировавшейся речи), при дисфагии (нарушение акта глотания), нарушения голоса и просодики. Логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и исправлением нарушений речи, голоса и глотания.
Огромная тема – это восстановление голоса, умения говорить при афониях и дисфониях разного происхождения при ларингитах, парезах и параличах голосовых складок, опухолях гортани. Этим занимаются логопеды-фонопеды.
Есть нарушения, которые связаны с так называемой некрасивостью звучания, а в случае с афазией или раком гортани восстановление речи и голоса – вектор к самой жизни.
Логопед, который работает в этих учреждениях сферы здравоохранения, приходит на помощь в сложные моменты жизни людей, например, после перенесённого инсульта или черепно-мозговой травмы. Причём одним из самых первых специалистов, ещё в остром периоде.
Именно сейчас, до нового года, решается важный вопрос профстандарта для логопедов, которые работают в этой сфере.
Получилось, что этих специалистов выдавливают из этой области оказания помощи больным.
На самом же деле реабилитация и абилитация взрослых людей, да и детей тоже, столкнувшихся с речевыми проблемами, представляет собой серьёзный процесс мультидисциплинарного комплексного воздействия, включающего не только медицинские, лечебные, но и педагогические, и психологические мероприятия, соответствующие реабилитационным потребностям пациента на разных этапах заболевания.
В реабилитационном процессе восстановления нарушенных функций, в том числе и речевых, участвуют врачи разных специальностей, клинические психологи и специалисты, оказывающие дефектологическую помощь. Это как раз логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, которые могут оказаться за бортом, а пациенты – без их знаний. На сегодняшний момент эта помощь сохраняется ценой неимоверных усилий.