Непрестанные скорби — признак Промысла Божия о человеке?
20 апреля. Светлый Вторник.
Опять к нам приехал Иванушка и принят в скит. Вчера день прошел тихо, слава Богу. Весна в полном разгаре. Деревья распускаются, кусты уже зеленеют нежной зеленью, а зеленый ковер уже давно разостлан по скиту. Птички поют, бабочки порхают, и вообще вся природа ожила.
27 апреля.
Все собираюсь описать пострижение в рясофор и не могу найти времени, опишу хотя бы часть.
Утром 10 апреля я пришел к Батюшке и получил от него благословение идти в монастырь к часам, после которых и назначен был постриг. Итак, я пошел, со мною пошел из скита брат Иларион, впоследствии монах Ириней. Из скитских нас было двое: он и я. Зашли на могилки старцев.
В 9 часов ударили к часам. Они правились в Казанском Соборе. После часов мы пошли в храм пр. Марии Египетской, там все уже было приготовлено для пострига. Вскоре пришел о. архимандрит. Мы стали по очереди подходить под благословение. Когда все получили благословение, о. архимандрит спросил нас: «Желаете вы получить пострижение в рясофор? «— На это мы отвечали, что желаем. Тогда начался чин пострижения. Передо мной шел брат Мирон (впоследствии Мельхиседек), а за мной брат Митрофан.
Архимандрит сказал нам слово. Главное, на что он обращал наше внимание — это смирение и старческое руководство.
Все пошли из храма в скит к Батюшке. Подхожу и я к выходу из храма, а здесь стоит брат Игнатий (юный кано-нарх), монастырский послушничек, и поздравляет меня. Это было первое поздравление после о. архимандрита. Я поклонился ему и сказал: «Спаси Господи», — и пошел дальше. Нужно было зайти в рухольную за камилавкой… Из рухольной быстро пошли на могилки к старцам принять благословение, а потом догнали монастырских. Пришли в скит. У ворот встречает нас (меня и о. Илариона) вратарь о. Алексей. Он поздравил нас. Вошли в скит, я положил земной поклон и пошел к Батюшке. Здесь меня поздравила вся монастырская братия. Я был очень рад, что не опоздал, и вместе со всеми вошел к Батюшке.
28 апреля 1910г.
Все вошли и встали на колени. Батюшка сказал: «Положите три поклона». Потом он стал молиться. Затем Батюшка начал свое слово:
— Прежде я говорил вам и теперь повторяю: смирение — это все. Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет. Вы получили рясофор. Это не есть какое-то повышение, как например, в миру, когда дают офицерский чин. Там получивший считает своим долгом гордиться этим повышением. А у нас не так. На монашеском знамени написаны слова: «Кто хочет быть первым, да будет всем слуга». Смиряйтесь и смиряйтесь. Теперь вас более будет утешать благодать Божия, но и враг будет озлоблять.
Припомните, как вы поступали в монастырь, какие препятствия строил вам враг, чтобы не дать вам возможности поступить в св. обитель. Но Богу угодно было, чтобы вы поступили в монастырь, и враг как бы ослабил свою борьбу с вами, вас стала более утешать благодать Божия. А теперь враг опять с большей силой будет нападать на вас. Поэтому предупреждаю вас — будьте готовы к скорбям и искушениям. Надо все терпеть.
Более не помню сейчас. Затем Батюшка приветствовал нас с пострижением, и начал благословлять не по старшинству, а кто как стоял. И когда всех благословил, пожелал нам всякого успеха и сказал, чтобы зашли к о. Иосифу на благословение, что мы и сделали. О. Иосиф только благословлял и давал листочки.
Далее я поклонился у церкви до земли, пошел и у корпуса встретил о. Нектария и о. Иоанна-пономаря, они оба очень ласково поздравили меня, но слов я не помню. И наконец, я пришел в свою келейку, сотворил поклоны поясные и земные и возблагодарил Создателя за Его ко мне милости.
29 апреля 1910г.
По немощи своей мы сели за стол подкрепиться чаем, хлебом, огурчиками и капустой. Вскоре я остался с Батюшкой один…
— Батюшка, года полтора или два тому назад вы дали мне по моей просьбе листики со стихотворением: «Молитва Иисусова». Я говорю: «Зачем так много?» А вы мне ответили: «Я хочу, чтобы вы шли этим путем, т. е. молитвой Иисусовой». Потом я говорю вам: «Вы мне дали эти листики и сказали, чтобы я шел этим путем, а одет я в подрясник 29 января, в день памяти св. Игнатия Богоносца». А вы мне ответили: «Больше сих узриши».
— Право, я совсем об этом забыл. Конечно, на вас теперь действует особая благодать… Вот и продолжайте путь молитвы Иисусовой… Я уже говорил вам, что монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но удовлетвориться им одним тоже нельзя. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши — ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова, которая освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей, искушений…
Потом вот еще что. В Великую Субботу перед Светлой заутреней я был около Батюшки. Вот Батюшка мне и говорит:
—Вы, быть может, заметили, что я теперь стал к Вам строже. Мне, когда я был пострижен в рясофор, о. Анатолий в свое время сказал так: ‘Теперь для вас начинается новая жизнь. И какое дает себе направление и настроение монах в первое время по пострижении в рясофор, то останется у него до гроба».
—Вот как, — я говорю, — а я думал, что настоящая монашеская жизнь начинается с пострижения в мантию.
—Да, время пострижения в рясофор имеет великую важность в жизни монаха. Поэтому вам надо быть теперь особенно внимательным к себе и избегать смехотворства, это я вам говорю.
1 мая. Фомина суббота.
Вчера бдение провели у Батюшки. Сегодня ходил к ранней обедне в монастырь, а сейчас только что вернулся с крестного хода на Пафнутиев колодец.
Погода чудная. Все ликует. На небе ни облачка. Скит просто радует. Красота.
2 мая 1910 г.
День прошел тихо. Читал преп. Марка-подвижника.
6 мая.
3мая в понедельник вечером Батюшка оставил меня у себя. Батюшка сказал, что когда он был послушником, всеми гонимым и презираемым, настроение его было более радостное и светлое, чем теперь… Теперь ему приходится читать иные книги — книги душ человеческих. Затем Батюшка говорил мне:
—Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по-настоящему займетесь чтением. Для вас теперь-то и идет самое учение.
13 мая.
Однажды Батюшка спросил меня:
—Когда вас постригали в рясофор?
—16 апреля.
—Каких святых?
—Св. муч. Ирины, Агапии и Хионии.
—Что значат эти имена? — Я посмотрел:
— Агапия — любовь, Ирина — мир, Хиония — снежная.
— Это значит, что вы должны иметь, по слову апостола, мир и святыню со всеми. Кроме этих добродетелей мира и любви, должны очиститься от страстей, Хиония — значит снежная. Вот и вам надо очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме: «паче снега убелюся». А что дальше сказано? «Слуху моему даси радость и веселие». Это есть предвкушение блаженства по мере очищения, а потом уже «возрадуются кости смиренные». Здесь в псалмах тонкая последовательность…
Как-то на днях мне Батюшка сказал: «Вас Господь привел сюда. Словно вы для Оптиной, а Оптина для вас…»
18 мая.
В пятницу 14 мая Иванушка написал Батюшке письмо, а я это письмо передал. Прочитав его, Батюшка назвал это письмо страшным и решил, что Иванушке лучше жить в Москве, конечно, в монастыре. И вот на днях служили молебен напутственный, потом панихиду по старцам, а вчера Иванушка уехал. Мне его сердечно жаль.
24 мая 1910 г.
Не помню хорошо — записаны ли у меня приблизительно такие слова Батюшки или нет:
— Доживу ли я до того времени, когда вы будете в мантии? Да… а тогда бы я сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Все это доказывает великую любовь ко мне Батюшки.
27 мая.
Есть немного времени, запишу то, что хотел. 26 октября 1909 г. я остался у Батюшки, стали мы читать книгу «На горах Кавказа» о молитве Иисусовой, необходимость которой Батюшка признает. Начали беседу, я почти ничего не говорил, а только слушал.
— Псаломское слово — троекратное повторение слов: «Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им» (пс. 117 ст. 10—12) вполне понимают делатели молитвы Иисусовой, хотя бы им этого никто не растолковывал… Это одно из самых ясных мест о молитве Иисусовой, коих очень много в Псалтири…
Томительное, часто безотрадное состояние, предваряющее получение молитвы Иисусовой внутренней, не бывает обязательно с каждым… Но общий порядок стяжания молитвы Иисусовой тот, что достигают ее трудами и скор-бями, в числе которых имеет себе место томительное состояние духа.
— В Казани, когда я был еще на военной службе, митрополит Петербургский Анатолий прислал мне только что вышедшую в печать книгу: «Откровенные рассказы странника». Я прочитал ее и говорю себе: «Вот еще путь спасения, самый краткий и надежный — молитва Иисусова. Надо принять это к сведению».
Достал я себе четки и начал Иисусову молитву. Вскоре начались разные звуки, шелесты, удары в стену, окно и проч. явления. Их слышал не только я, но и мой денщик. Мне стало страшно и ночевать одному, я стал звать к себе денщика. Но эти устрашения не прекратились, и я через четыре месяца не выдержал и бросил Занятия молитвой Иисусовой. Потом я спрашивал о. Амвросия об этом. Он мне сказал, что не должно было бросать.
31 мая 1910 г.
Сегодня утром Батюшка взял Библию, раскрыл 3-ю книгу Ездры и, указывая на место, отмеченное синим карандашом, сказал мне: «Читайте». Я прочел: «ибо век потерял свою юность и времена приближаются к старости: так как век разделен на двенадцать частей и девять частей его и половина десятой части» (гл. 14, 10—12).
Батюшка закрыл Библию и начал говорить:
— Вообще эта книга таинственная. Многие делали вычисления, и у большинства конец падает на наше время, т. е. на 20-е столетие…
9 июня.
Под св. Пятидесятницу правили бдение у Батюшки. Во время правила Батюшка после чтения синаксаря немного с нами побеседовал. Между прочим Батюшка объяснил нам, что значат слова псалма: «Молнии и дождь сотвори». Под молнией разумеется гнев Божий на людей за грехопадение их в лице праотца Адама. И этот гнев продолжался до воплощения Христа Спасителя, когда была дарована людям благодать, которая в псалме названа «дождем». Вот вкратце беседа Батюшки.
В день Св. Духа беседовали с Батюшкой о молитве Иисусовой. Началось с того, что он задал мне вопрос:
— Какой признак Промысла Божия о человеке? — Я не умел ответить. Тогда Батюшка начал говорить:
—Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке.
Смысл скорбей многоразличен: они посылаются для пресечения зла или для вразумления, или для большей славы… Но приобретение внутренней молитвы необходимо… Одна устная не достаточна, а внутренюю получают весьма немногие. Вот некоторые и говорят: «Какой же смысл творить молитву? Какая польза?» — Великая, только не надо ее оставлять.
Был у нас в скиту иеромонах Михаил. Он творид молитву, это я знаю, хотя и не входил с ним ни в какие отношения. Когда он скончался, и все ушли из его келий, я обратился к нему и говорю: «Батюшка, Батюшка. Помолись ты за меня». И вдруг я вижу: он улыбнулся. Сначала я испугался, а потом ничего. И это была такая улыбка, которую я никогда не забуду… Он читал Псалтирь.. Я подошел к аналою, взял псалтирь и развернул, где у него была закладка, т. е. где он кончил. Последний псалом в жизни он читал 117-й. Там говорится: «Отверзите врата правды, вшед в ня исповем ся господеви». Так может говорить душа, обретшая внутреннюю молитву…
Мы раскрыли псалтирь, и стали читать этот псалом. Он мне всегда нравился, а здесь еще более понравился. Затем Батюшка дал мне книгу Паисия Величковского, указав, что именно прочитать в ней.