Недавно в Интернете наткнулся на приходской юмор, как один батюшка охарактеризовал посетителей храма. Их всех он разделил на категории:
— прихожане – это те, кто ходит на воскресные и праздничные богослужения;
— захожане – те, кто иногда заходит в храм;
— свещники — те, кто считает, что главное таинство в Церкви — ставление свеч;
— писатели — те, кто считает, что подача записки в храме освобождает их от обязанностей личной молитвы;
— привожане – те, кого «отконвоировали» в храм родственники;
-крестопохоронники – те, кто бывает в храме только на чьих-либо крестинах или похоронах;
— пасхальники – те, кто бывает в храме только на Пасху;
— крестоходники – те, кто бывая в храме только на Пасху, присутствуют только на Крестном ходе;
— принесенцы – те, кого в храм только приносят — сначала окрестить, потом отпеть (последние, увы, к молящимся не относятся).
Это, конечно, шутка. А если всерьез, то многие наши захожане не могут отличить порой левую руку от правой в духовном смысле. Возьмем, к примеру, хождения к «бабкам». Вы только послушайте их глубокомысленные рассуждения:
— Знаете, как «бабки» легко сглаз снимают и порчу. Когда сглаз – надо к ним, а в церковь мы тоже ходим свечку ставить. Помогает.
— Вы что, считаете, что эти «бабки» наш «филиал», так сказать, церковный, наши внештатные сотрудники? – спрашиваю. Они трудятся, не покладая рук в каждом микрорайоне, в каждой деревне их по несколько сидит.
— Они точно от Бога!
— Почему?
— А у них иконы!
Здесь диалог кончается. Глупость ведь? Но как объяснить это людям. Вот приходится ухищряться.
— Стоп, – говорю, – а почему на рынке вещевом костюм «Адидас» стоит в два раза дешевле, чем в фирменном магазине, хотя на вид они одинаковые?
— Узнаете после первой стирки – тут дешевая подделка, полиняет и затрещит по швам.
— Так и здесь подделка! «Бабки» исповедуют приходящих? Грехи с них снимаются?
— Нет.
А ведь за грехи мы страдаем. В церкви как – грешишь, вот и вразумление от Бога. Покаялся – Господь помиловал. Может дать и полное исцеление, может болезнь облегчить, частично оставить. Значит так надо, терпи. Так грех очищается. А у докторов лечись – тут нет греха. У «бабок» же этих все наоборот: грешил – никого не интересует, болеет – значит, порча. Сняли порчу – болезнь прошла. Бесу это выгодно вдвойне! Во-первых, человек грешит и не болеет; во-вторых, через «бабок» он на человека права получает и мучает его потом всю жизнь, пока тот не покается на исповеди.
Да вот и пример из жизни. Приходит ко мне мужчина и говорит: «Хочу освятить автомобиль». Для батюшки приходского ведь это дело обыкновенное. И вот что из этого вышло:
— Вы можете освятить авто?
— Конечно, – говорю, – могу.
Потом подумал и спросил:
— А зачем Вы хотите освятить его?
— На нем порча.
— В смысле? Что Вы имеете ввиду под этим словом «порча»?
— Понимаете, купил его недавно в кредит, из последних сил старался. Машина как видите недешевая. Забрал в автосалоне, а через неделю «бах!» – в нее въехали. Помяли хорошо. Не успел в себя прийти, опять происшествие – сам въехал в другого, из-за того что тот резко затормозил. Вот так получается. Короче, точно на ней порча. Сглазили ее. Знаю даже кто, завистников ведь полно вокруг, конкуренты злые. Освятите, пожалуйста, чтобы защита была. Я пожертвование сделаю.
— А знаете кто в этой истории виноват, – говорю я ему, – не люди и завистники Ваши, ни даже сам диавол, а Вы сами. Это с Вами так Бог разговаривает. Видимо по-другому Вы его перестали слышать. Вот он вам неприятность эту и послал, для вразумления, так как по-другому достучаться не может. Разбудить совесть Вашу хочет.
Как тут возмутился мой собеседник:
— Да вы что, батюшка, я Бога не обижаю! Со мной всегда икона (показывает маленькую иконку в кошельке), я «Отче наш» знаю. В храме бываю, правда, редко. Свечи Ему ставлю всегда, о здравии и за упокой.
— Молодец, вот только это не самое главное.
— А что главное?
— Заповеди его исполнять.
— Какие заповеди?
— Евангельские. А если не исполняете, то кайтесь и исправляйтесь. Бог как солнце и если Вам холодно, значит не Он виноват, а Вы. Значит далеко ушли от Него. Коркой греха покрылись, вот солнечные лучи благодати Святого Духа в Вас и не проникают.
— Освятить машину можете? – спрашивает уже сердито.
Вижу, не понимает.
— Короче, – говорю, – на исповеди когда были в последний раз?
— Не помню.
— Грехи то свои помните, знаете? Из-за них Господь Вас наказывает.
— Никого не убивал, не грабил, как другие, наркотики не распространяю, семья нормальная.
— А жене изменяли?
Тут он на минуту задумался. И ответил вполне оригинально:
— Духом я всегда с ней.
— В смысле? А телом?
— А телом, бывает, и с другими. Работа у меня такая.
— Какая такая работа? – изумился я.
— Часто в командировки езжу. Плоть своего требует. Ты ведь, Святой отец, тоже мужик, понимать должен…
От такой наглости у меня аж лицо вытянулось.
— А кто виноват что Вы такую работу выбрали рискованную, что теперь жене изменять приходиться?
— Жена, – говорит, – виновата, шубу захотела.
— Какую?
— Норковую. А ты знаешь сколько она стоит?
— Не знаю, – говорю, – у меня жена в пуховике ходит. Ну и что? Заработали на шубу?
— Нет пока…
Потом признался что есть у него любовница в другом городе, прикипел к ней душой. Но и жену любит. Двое детей маленьких есть. Семь лет так и живет на два адреса. Любовнице говорит что уйдет из семьи, что там все плохо, что спят они по разным койкам и с женой не разговаривают. А жене твердит, будто нет у него никого, ее одну любит и доказывает это тем, что супружеский долг исполняет и все в семью несет. А недавно любовница закатила ему скандал. Говорит: «Женщины ведь любопытные существа». Рассказал о том, что любовница лазила тайно «в контакте» на странице у его жены законной и увидела фотографию младенца (у них недавно второй родился, а от нее он это тщательно скрывал). Как ее ревность забрала. «Убирайся!», – говорила любовница. Насилу он ее успокоил, что случайно так получилось.
Хотя с любовницей начиналось все к общей радости ненавязчиво. В фундамент отношений был заложен простой принцип: никто никому ничего не должен. Но со временем все изменилось. Она стала «качать права» и требовать его развода, ведь каждая женщина мечтает быть замужем, потому и ведет себя как собственница. И это правильно. Должна быть семья, дети и счастье.
Вернемся к нашей истории:
— Как у Вас на душе-то, – спрашиваю его.
— Пусто.
Выяснилось что свет ему белый не мил, говорит «депресняк замучил, ситуация достала».
— Пью я, батюшка, запойный стал, не хочу жить, устал. Сил нет, энергии нет, устал я от бабских скандалов. Жена вечно подозревает, как чувствует. Любовница требует развода.
— Так разведитесь.
— Не могу. Двое пацанов. Кому они нужны без меня, кто их выведет в люди?
— Тогда любовницу бросьте!
— Тоже не могу. Семь лет уже знаю, прикипел душой. Мы ведь в ответе за тех, кого приручили. Она планы на жизнь со мной строит, ипотеку недавно взяла, я за нее первоначальный взнос в банке сделал, поручителем выступил. Слишком много нас уже связывает.
— А что главнее – душа или ипотека? – спрашиваю, – какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей вредит? (слегка перефразирована цитата, от Марка 8, 34 – 37)
— Тяжко мне.
— Сочувствую тебе, – вдруг перешел я уже на «ты», – влип ты, прямо сказать. Теперь ты как «Буриданов осел».
— Какой осел?
— Да вспомнил я из семинарского курса античной философии притчу. У одного философа, по имени Буридан, был осел. Однажды, уезжая надолго, философ положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую справа. Осел не смог решить с какой охапки ему начать, и умер с голоду. Такая вот притча. А тебе надо сделать выбор между женой и любовницей.
Он подумал немного и говорит:
— Ну, если так, то выбираю жену, мы с ней семнадцать лет живем и она хорошая, и имущество много нажито, и дети общие.
— А как же любовница?
— Да, – говорит, – и она хороша, да только не моя она все-таки, не законная.
— Слава тебе, Господи, – сказал я про себя, – человек из «осла» обратно в человека превратился!
Освятил я ему машину!
Иерей Максим Иванов,
настоятель Вознесенско-Георгиевского храма,
г. Тюмень