И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Следовало бы только на секунду представить себе то, что испытала каявшаяся женщина для того, чтобы извлечь новый и единственно нужный опыт общения с Богом – любовь. Через впечатление этого поступка можно было бы ощутить в себе не только восторг божественной любви, но грандиозную силу преображающей благодати. То есть узнать, как работает любовь.
Кто эта блудница, пришедшая ко Христу и что ее отличает от других людей?
Во-первых она оказалась смелой. «Боящийся в любви не совершенен», как написал апостол. Она как раз любила и поэтому была смелой.
На Востоке и сейчас женщин не пускают за стол. Да что там Восток, на Кавказе они за столом с мужчинами и сейчас большая редкость. А тут пришла одна, без сопровождающих мужчин, туда, куда ее никто не звал, и вошла в комнату, где трапезничали совершенно незнакомые люди.
Не просто в дом, а в дом прокаженного. Можно представить, как себя неуютно чувствовали себя гости. И можно представить, на что решилась блудница, входя в дом, в котором можно было заразиться ужасной болезнью и превратиться в больную уродину.
Более того, за такую дерзость могли сильно наказать. Но сила благодати ей показалась больше силы наказания.
Конечно, она не легла с ними к столу. Тогда ведь ели лежа, «возлежа на трапезе», как это изображено в Писании. Она не посмела вступить в беседу. Не посмела протянуть руку к пище, хотя как блудница, имела опыт и сноровку обращения с мужчинами. Она осталась за их спинами.
Да и что ей было рассказать Господу? Она простая деревенская женщина. И из сказанного ей ничего не было бы понятно. Кто она такая, чтобы мочь рассуждать о судьбах мира и явлении Мессии. Для этого нужен высокий ум и чистое сердце. Мы в этом плане наглее блудницы. Ни имея ума, очищенного праведностью, лезем не только в судьбы мира, но в тонкости богословия и в жизнь Церкви. Как ни странно, но она была скромнее многих из нас.
Да ей это и не было нужно.
Есть две категории сумасшедших: умалишенные и душевнобольные. Умалишенные имеют доброе сердце, не управляемое умом. Душевно больные могут иметь сильный и ясный ум, но по причине бессердечия также творят умопомрачительные преступления.
Блудники – они умалишенные. У них доброе сердце, полное любви, но нет ума. И их чувственность и любовь, не водимые умом и Богом, приносят адские плоды. Как сказано, «сон разума рождает чудовищ».
Зато при покаянии эти люди удобнее спасаются своим даром любви. Господь касается их ума, и сердце, не теряя силы, просвещается и очищается благодатью. Оно умнеет и затем творит великие дела.
Ей сердце подсказало: «Рядом Бог!» У нее не было опыта духовной любви. В этом блудница ничего не понимала. Она пришла к Нему, просто как к Любимому.
Остановимся на мгновение – это великое дело видеть в Боге Того, кого любит сердце наше. И, наоборот, если в отношениях с Богом нет любви, то это очень странно и говорит о глубоком повреждении и болезни сердца, для которого любовь к Богу есть нечто не обязательное.
Вряд ли она читала Песнь Песней, но она поступила в духе этой великой Песни.
Как любят в небесном восторге? Какую честь оказывают самому дорогому человеку?
Целуют руки и ноги. Женщина отирает ноги Христа волосами так, как словно рядом никого нет, потому что, и в самом деле, они духом были только вдвоем. Другие возлежавшие телесно были рядом, а духом в другом пространстве. Поэтому она и вела себя так, как будто рядом никого нет. Только она и Христос.
Тем, кто был рядом с Мессией и возлежал с Ним на трапезе, безусловно, было неловко от таких поступков, приличных только двоим, тогда, когда их никто не видит. Они молчали и ждали развязки «неприличного происшествия». Претензию озвучил возлежавший с ними возмущенный фарисей.
Христос же нарочно делал вид, что ничего особенного не происходит.
Снова обратимся к кающейся женщине. Женщина есть женщина. Она принесла Ему самое дорогое, что могла придумать – духи! Глупое, милое сердце не могло выдумать ничего другого. Ведь для нее они были самым лучшим сокровищем на свете.
По подсчетам историков, литр этого мира стоил примерно столько, сколько стоил небольшой дом. Она своими трудами скопила денег на дом, на будущую лучшую жизнь, и тут сердце ей приказало все это положить к ногам Бога. И волнение о будущем, и тревогу о старости, и унижение прошлого труда, давшего ей эти тяжелые деньги — все было положено к ногам Бога.
И этим миром, ужасно дорогим, она натерла ноги Любимому, омыла их слезами радости, покаяния и боли. Эта великая минута стоила для нее всей жизни.
Почему она так сделала? Потому, что ее чуткое сердце подсказало, что таких людей, как Христос, не бывает. Он слишком красив. Он божественно властен. Он творит чудеса. И, главное, от Его сердца к ее сердцу струился поток любви. Поток божественной любви, направленный в твое сердце, никогда ни с чем не спутаешь. Тем более, когда сердце и жизнь сердца – главное в жизни человека.
А Господь лежит и как будто не обращает внимания ни на запах мира, ни на целование ног, ни на то, что их с нежностью отирают волосами. Он как будто равнодушен и нарочито безразличен.
Развязка назревала. И сам Христос не мог окончить этот вечер, не прояснив ситуации. Он оттягивал развязку, для того, чтобы Его слова прозвучали оглушительней, так, чтобы их услышал весь мир. Фарисей ускорил финал.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
Мы глупо думаем, что наши мысли не слышны. Кающаяся блудница так не думала. Она слышала Бога и без сомнения каялась Ему и беседовала с Ним сердцем. Фарисей не имел ни доброго сердца, ни ума, потому что и то, и другое открывает реальность духовного мира, в котором мысли звучат громче сказанных слов.
Можно предположить, что блудница, услышав прения мужчин о себе, сжалась в ожидании удара. Но все пошло не так, как ожидалось:
И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
Оказалось, что бесчувственность Христа к рукам и слезам женщины была напускной. Ему были угодны и ее покаяние, и ее любовь.
Но, кроме того, Христу нужна была демонстрация того, что Его миссия, в отличии от миссий пророков – постулизация любви, которая выше поста и молитвы. Ему важно было показать, что Бог есть Любовь, и мы подобны Богу только тогда, когда любим.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
И дальше Господь открывает потрясающую истину. В ветхозаветном сознании грех есть беззаконие, то есть нарушение закона. В этом толковании греха фарисей прав. Но Господь дает новое определение греха. Грех есть все то, что сделано без любви.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
В сознании древних иудеев это не укладывалось никак. Для того, чтобы блудницу можно было считать очистившейся, нужно было либо изменить Закон, данный Богом, либо пропустить женщину через известную процедуру очищения. А тут пришла некая гулящая дама, стала неприлично целовать ноги в мужском собрании, и вдруг ей отпускаются грехи. Как так? Что Он себе позволяет? Кто Он?
Все правильно. Женщина позволила войти в свое сердце этой божественной любви и в ту же секунду она стала безгрешной.
Это стало новостью для всего мира. Такого не было нигде и никогда. Ни в каком народе, ни в какой религии – любовь Бога как основа мира.
Не известно, что уяснили те, кто вечерял с Христом. Но сказанное слово проросло как зерно в посланиях Апостола Павла к Коринфянам:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал бряцающий» (1 Кор. 13, 1).
Урок, перевернувший сознание человечества, окончился, и Бог благословил преображенную женщину словами:
— Вера твоя спасла тебя, иди с миром
В этих словах, дополнительно раскрылось определение веры. Она есть такое устроение сердца, при котором человек видит Бога. Бывшая блудница увидела духом Господа. Это ее и спасло.
Блудница вышла из дома без денег, наплакавшись и не подкрепившись. Она вышла как бы в пустоту и ни с чем. Но для ее верующего сердца, увидевшего Бога, было очевидно, что она вышла в абсолютно иной мир, наполненный богатством божественной благодати.
На всех нас одинаково светит солнце, льет одинаково дождь и одинаково проливается любовь Божия. Но все мы по-разному ценим ее и по-разному желаем принять. Много принимаем любви, многое нам прощается, и много дается так, что мы, не смотря на нищету или болезнь, счастливы. А если наше сердце сухое и никого не любит, то ему и не прощается, и живем мы несчастливо, даже среди изобилия и будучи абсолютно здоровы.
Если мы несчастливы, то надо задуматься о том, что причина несчастья лежит в нашей нелюбви к Богу и Его миру. Может быть, мы, как древние иудеи, закон ставим выше всего. Может быть, наш ум бессердечен. А может быть, наше сердце большое, но глупое.
Синтез ума и любви дает мудрость. Мудрость открывает очи сердца. Сердце видит Бога. А это и есть вера, которая нас спасает и делает ближе к любящему Богу
И если причащаемся, постимся и держимся правил христианской жизни, а сердце наше хладно, то это серьезнейший симптом болезни сердца. Такое его состояние должно сказать, что душа с таким сердцем совсем не христианка.
Это значит не только то, что мы никогда не испытывали восторг души, любящей Бога и хотя бы молитвенно целующей ноги Христу, но и то, что, возможно, мы никогда не испытаем действия благодати, связанной с этой любовью, ни в этом веке, ни в будущем.
А тогда зачем мы живем, если не любим Бога, не ищем Его любви и даже не желаем ее?
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
А если нет любви, то нет и жизни. Без любви человек имеет не жизнь, а видимость существования. Как можно быть рядом с Богом и не понимать того, что Он есть любовь, и все сущее — в той мере сущее, в которой оно приближено к существованию Бога?
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
С целования ног Спасителю, с мира и слез покаяния человека, обратившегося к Богу, началась Христова проповедь Царства Небесного. С этой минуты оно было не только проповедано, но и принято учениками и женщинами, служившим Ему.
А что мы?
Что не хочу делаю. Что хочу не делаю. Господи, плохо верую, помоги моему неверию!