Неравнодушие. Триллер
Фильм «Подмена». Еще один точный выстрел в кинобиографии Клинта Иствуда и лучшая роль Анджелины Джоли.
1928 год, Лос-Анджелес. Вечера у радиоприемника. Шляпки-котелки. Ретрокартинка эпохи джаза и Великой депрессии. Но открыточные красоты через 15 минут перестаешь замечать. Одинокая мать Кристин Коллинз, диспетчер телефонной станции, вернулась с работы и обнаружила, что ее девятилетний сын Уолтер исчез. Обежав район, она позвонила в полицию. Там ответили, что раньше чем через сутки после пропажи поиски не начинают, хотя мать уверяет, что сын всегда к ночи возвращается домой. Через пять месяцев копы привозят из другого штата похожего мальчика. Коллинз отказывается признать в нем сына, но с оглядкой на репортеров капитан полиции уговаривает ее принять доставленного мальчика на время, заявляя, что тому больше негде ночевать. Сколько потом Коллинз ни просит возобновить поиски, капитан настаивает, что привезенный пацан-бродяжка и есть ее сын, и обвиняет ее в уклонении от материнских обязанностей. Она возмущается — ее бросают в психушку. Параллельно еще один коп, вопреки тому же тщеславному капитану, желавшему и эту историю замять, раскручивает дело о маньяке, убившем 20 детей. Как ни старается полицейское начальство обмануть общественное мнение, скандалы выходят наружу — благодаря усилиям боевого пастора, популярного радиопроповедника. Пастор вырывает Коллинз из клиники и убеждает ее подать в суд на полицию…
«Если бы эта история не была реальной, все бы заявили, что сценарий бессмысленный и такого никогда не могло случиться, — говорит исполнительница главной роли Анджелина Джоли в интервью IndieLondon . — Я сама, когда читала, как мать на вокзале уговорили забрать подставного мальчика, не могла этому поверить. Но к сценарию были подшиты фотокопии первых страниц всех выпусков «Лос-Анджелес таймс», посвященных этому делу. Переворачиваешь страницу — и видишь лица и слова живых людей. И все равно сцена на вокзале была для меня самой трудной, потому что необходимо было сыграть переход от “нет, не мой ребенок!” до “ОК, я возьму его домой”».
Благодаря этой роли Джоли удалось доказать, что ее актерские способности куда шире амплуа суперагентши с дымчатым взглядом. Все происходящее на экране выглядит убедительно, сложность для зрителя только в том, что привычные по триллерам клише не срабатывают. Редкий случай для голливудского кино, когда удалось передать умение жизни нарушать обещания и перепутывать, казалось бы, несвязанные линии. К чему все идет, до конца картины непонятно. Да и после комментаторы в трактовках расходятся. Режиссер фильма Клинт Иствуд в своих интервью уверяет, что снимал про торжество демократии, про победу личности над коррумпированной властью. Но скорее эта история доказывает обратное — как беззащитен человек перед легко ржавеющей махиной государственных институтов. И то, как решающе много значит, насколько готов заступиться за невиновного каждый отдельный мент, журналист, священник. Да и просто сосед или читатель газеты.
Для кино эту шокирующую историю переложил бывший репортер Дж. Майкл Стражински. Он год раскапывал документы по совершенно забытому делу в городских архивах. Как только сценарий показали Иствуду, тот сразу без поправок (невероятный для Голливуда случай) принял его в производство…
В свое время Сержио Леоне, мастер вестернов, любил актера Клинта Иствуда за то, что в арсенале его перевоплощений было всего два образа: в шляпе и без. Нельзя сказать, что, став режиссером, ковбой перевоспитался до такой степени, что ему можно доверить составление школьных программ. Но в отличие от большинства киноакадемиков он не просто развлекает зрителей, но и пытается напомнить им больные вопросы национальной истории, старается прояснять, что такое патриотизм, взывает к состраданию. Не все пафосные проекты у Иствуда удавались, но, по меньшей мере, в свои 78 этот последний могиканин большого кино умеет говорить о серьезном без надрыва. А это стоит иных школьных программ.
Несмотря на зрительский успех, «Подмене» ничего не дали ни в Каннах, ни на множестве других киноконкурсов. Фильм обвиняют в прямолинейности. В неуместной красоте Анджелины Джоли. В том, что в нем к современности имеет отношение только ярко-красная помада. Одна российская рецензентка договорилась до того, что, скучая, надеялась, как в мальчике-подставе проявится демон-убийца, но вот, увы, не дождалась. Такое впечатление, что мы согласились жить в таком мире, где убивают детей. Большинство не замечает беззакония на реальных улицах. Не понимает, что при любых политических режимах есть одержимые убийцы, растлители, и они, как иногда выясняет следствие, особо и не скрываются. Что сейчас так же, как при президенте Кулиджи (время действия фильма), мелкий негодяй, получив маленький госрычажок, может гробить людей не хуже серийного маньяка.
Поэтому, даже если не хотите неприятностей, вмешивайтесь! Особенно если вам говорят, что это не ваше дело. Чье еще?
Нескучный сад — Архив по номерам