Рождество Христово событие столь необыкновенное, исключительное в истории человечества, что не поддаётся никакому объяснению и анализу с житейских позиций. Но в то же время значение его так велико для всего человечества и для каждого человека, что проявляется оно в самых разных условиях и обстоятельствах.
Иудейский народ во времена пришествия в мир Господа находился в положении униженном и подневольном. Всюду зрело недовольство «оккупационным» режимом, то и дело раздавались призывы к восстанию и свержению ненавистного Римского ига. Не хватало только идейного вождя, лидера, который сумел бы консолидировать общественные силы и направить их на борьбу с тиранией. Вся Иудея ждала появления такого человека, чаяла такого развития событий. Сбросить гнёт иноземных захватчиков, обрести свободу и независимость – это ли не главное чаяние любого порабощённого народа?!
Но подлинный, духовный Вождь и не только иудеев, но всего человечества родился, как мы знаем, неприметно и скромно в загоне для скота, в крайней нищете и уничижении.
И уже этим Своим рождением Господь возвестил миру, что спасение состоит не в каком-то особенном политическом состоянии общества, и не в каком-то особенном имущественном и социальном положении его членов, а в приобщении иной жизни, свету, озаряющему человека изнутри, в тишине и сокровенной неприметности.
Скажем прямо – всех нас тревожит наступивший год, то состояние неопределённости и смутных предчувствий, в которых пребывает общество. Но в назревшем возмущении несправедливостью, в желании перемен всё-таки не будем забывать, что трудно себе представить большую несправедливость, чем рождение Бога в хлеву и пребывание Господа в кормушке для скота.
Конечно, безбожники вольны поступать, как им вздумается, как им велит их мятежный дух, но всякий, называющий себя христианином, должен пристальнее вглядеться в суть этого величайшего события – Рождества Христова.
И главный урок для нас – нынешних христиан – неизменен: Истина приходит в мир прикровенно, в тишине и крайнем уничижении, в «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». И из всех возможных вариантов прихода в мир всевластная Истина Сама избрала именно этот путь — путь кротости и смирения.
Мы сейчас стоим на пороге, как нам кажется, грандиозных перемен. Разумеется, все ожидают лучшего, построения справедливой жизни. Но в настоятельном требовании справедливости, в этом стремлении есть и обратная сторона.
Человек, который ревностно требует справедливости по отношению к себе или к своим собратьям в широком, юридическом смысле, — во многих иных, неизвестных обстоятельствах и делах по той же справедливости зачастую заслуживает наказания. Тем более это верно с точки зрения высшей, беспристрастной справедливости!
Но ведь этого не случается и человек, повинный во многих грехах, а иногда и преступлениях, продолжает жить не по закону справедливости, а по закону снисхождения, милости. И вот, когда человек настоятельно и властно начинает требовать справедливости – в силу вступает закон справедливости высшей и… человек теряет многое из того, что имел, потому, что имел не по справедливости, а по милости, которую совершенно перестал осознавать и ценить.
Мы совсем не справедливо считаем себя заслуживающими каких-то благ и удобств. А часто и крайнее наше убожество – это дар незаслуженной милости, возможность искупления собственных тяжких грехов и изменения посмертной участи наших ближайших предков.
Об этом больно говорить, но ведь кроме миллионов людей, несправедливо погубленных в темницах и горьких работах… кроме сонма замученных праведников в недавнем прошлом были и миллионы предававших, мучавших, казнивших и одобрявших это всё с безумным восторгом… И вот, их потомки требуют теперь для себя счастливой и обеспеченной жизни. Но есть ли в этом хоть какая-нибудь справедливость?
Можно сказать: сын за отца не отвечает. Но это утверждение верно лишь в земном, юридическом смысле. В духовном же измерении «иное суд Божеский, а иное – человеческий». И Бог «наказывает детей за вину отцов, ненавидящих Его, до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5).
Скажут: это жестоко и не справедливо. Но не нам судить о справедливости законов, управляющих миром, и те, кто со звериной яростью бросился некогда разрушать «старый мир», были воспитаны так, что об этом законе возмездия знали и пошли на его попрание сознательно. А те из нынешних, кто должен понести последствия этого попрания, не могут не знать об исключительной и преобразующей силе покаяния, которое способно и гнев Божий преложить на милость.
Но вместо принесения искреннего покаяния, мы дерзаем пред Богом требовать для себя каких-то особенных благ, не освобождаясь от бремени собственных грехов и последствий грехов своих близких, а лишь усугубляя вину и отягощая грядущее наказание.
Сознательная покорность, совершенное смирение и кротость в самых удручающих обстоятельствах – это никак не признак «забитости», а благословенный удел совершенных, средство приобретения сокровищ и благ истинных, настолько превосходящих наши представления о благе и довольстве, насколько небо отстоит от земли. И это нам, именующим себя христианами, нужно твёрдо помнить! Благословен и блажен, то есть в высшей степени счастлив тот, кто милостью Божией терпеливо и со смирением переносит приключающиеся с ним напасти.
Но если кто из христиан не находит в себе силы жить по закону духовному, а желает жить по закону плотскому, человеческому, то и благ, обещанных нам этим законом пусть добивается, проявляя доступную ему меру смирения и благоразумия. Ничуть не считая себя правым, но именно немощным в вере. И пусть тогда, проявляя активность и настойчивость в установлении житейской справедливости, этот человек, по крайней мере, не пренебрегает законом человеческим. Тем более что этот закон, если можно так сказать, есть крайняя ограда благочестия, за пределами которой ни о каком христианстве уже говорить не приходится.
Господь устрояет все наши земные дела наилучшим образом в той мере, в какой мы сами предаёмся Ему. И в какой степени мы заботимся об исполнении заповедей Божиих, в той же степени Господь берёт на Себя заботу об устроении нашей земной жизни. Это закон духовный и закон действенный, достаточно только начать его исполнять.
Ходившие на Болотную площадь, и на проспект Сахарова, пылавшие «благородным» гневом и возмущением, исполненные решимости и далее добиваться справедливости с шумом и настойчивостью – пусть они назовут хоть одну заповедь Христову, которую они исполнили, совершая всё названное.
И, напротив, от имени всех тех, кто так же терпит скорби и напраслины и несправедливости, но по вере переносит это всё с кротостью и терпением, – от их имени можно назвать множество благословенных заповедей, которые они исполнили ради Христа.
Так неужели об этих – «последних», об устроении их жизни на добрых началах менее попечётся Господь, чем о «первых» — презревших исполнение Его заповедей?! Если так считаем, то не знаем мы ни правды, ни силы Божией!
Нам в Отечестве нашем именно не хватает веры, доверия Богу, которые мы пытаемся заменить гордой самонадеянностью. И вместо того, чтобы все свои поступки, слова и помышления строго сверять с Евангелием, мы полагаемся, как думаем, на себя, а на деле – на лукавого духа, неприметно, но явственно действующего в народе. И цель этого духа ни в коем случае не созидание, но разрушение добрых устоев и разложение добрых нравов, под видом правдолюбия и ревности о справедливости.
Безбожные силы, боясь возрождения могучей страны, ссылаются на недавнее прошлое, проводят аналогии с ним. Но такое сравнение, как ни погляди, лукаво, потому что нынешнее единство созидается на иных началах и, очевидно, стремится к вере, а не попирает её. Бес лукавый некогда, глумясь над Царствием Божиим, хотел без Бога построить рай на земле, но посрамился, и теперь сам же пугает этим страшным примером людей, чтобы они, обратившись к Богу, не стали созидать жизнь в единстве, основанном на исполнении Христовых Заповедей.
Как закваска порока не сразу растлила народ, но понадобилось для того многое время борьбы, жестокости и насилия, — так и закваска веры, чистоты и благости, особенно усердно насаждаемая в последние годы Церковью, непременно принесёт свои благие плоды в масштабе Отечества. Только для этого должно пройти время.
Как Господь родился в безвестности и смирении, и постепенно озарил весь мир, так и наше общество, пребывающее во тьме страстей, может быть преображено благодатью Христовой, но не сразу, а постепенно, посредством созидательного и мирного труда.
И главная тайна, сокровенная, освящающая тайна причастности Христу, заключается в том, чтобы не требовать с шумом для себя добра и света «по закону», а отдавать его сокровенно и негромко другим «по милости».
Читайте также:
Схиархимандрит Илий о митингах: послесловие (+ Видео) Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Чтобы ответить на вопросы и недоумения читателей, мы отправились к отцу Илию, чтобы спросить его самого… Подходит моя очередь. Отец Илий долго думает перед тем, как ответить на мой вопрос: Что же стало причиной тому обращению? |
Протоиерей Всеволод Чаплин: Непраздн(ичн)ые мысли Протоиерей Всеволод Чаплин 10-дневное «веселье» может создать у власть имущих и у некоторой части народа впечатление, что все вернулось на круги своя, к политической тиши прошлого десятилетия. Нет, не вернулось. И уже никогда не вернется. |