От чего зависит психологическое благополучие человека в системе мегаполиса? Рассказывает Ольга Лобач, практикующий психолог.
– Мегаполис – в каком-то смысле воплощение современного мира. Что такое любой мегаполис, и в частности Москва, с точки зрения антропологии?
– Мегаполис – это специальный способ жить, и образцов у нас пока нет. Потому что система мегаполисов сложилась только к середине ХХ века, можно сказать, вчера – по меркам человеческой истории. Их одновременно стало много, и они одинаковы структурно. То есть если вы переедете жить из Москвы в Лондон или Нью-Йорк, а потом в Токио, то смысл будет один и тот же, и болезни у мегаполиса одни и те же. Конечно, есть местная специфика и культурный налет, но правила жизни в этой системе одни, и сама система мегаполиса порождает одинаковые явления в разных местах.
Например, такое явление, как хикимори, было описано в Японии. Это молодые люди, которые сидят дома, отказываются от активных социальных контактов и живут за счет родственников. Впервые зафиксировано это явление в Японии 20 лет назад, но потом описано в других местах.
– Вы развиваете тезис о том, что есть три базовых способа организации пространства – деревня, город и мегаполис.
– Да, это разные способы выстраивания отношений с миром и людьми. Причем люди могут жить в мегаполисе, но на самом деле воспроизводить деревенскую жизнь – в семьях мигрантов так часто бывает.
Я, например, никогда не уезжая из Москвы, из жителя большого города, каким была Москва в 70-80-х, стала жителем мегаполиса. Когда Москва была городом, у нас могли не закрываться двери, и дети все время проводили во дворе. В мегаполисе нельзя выпускать ребенка без присмотра, и способ социализации другой.
Я работала в хосписе, и там стало очевидно, что с родственниками больных надо работать по-разному, в зависимости от того, как вы их квалифицируете – как носителей того или иного способа жить. Одним способом люди заботятся о своих больных сородичах в деревне, другим – в городе и в мегаполисе, и каждый раз хорошо бы это учитывать и опираться на это.
– Вы долгое время вели встречи в рамках курса «Актуальная антропология» и очень много обсуждали именно взаимоотношения человека и мегаполиса, в чем тут фишка?
– Нас интересует, как устраивать свою жизнь в мегаполисе, чтобы качество ее было лучше, чем сейчас. Потому что состояние, когда у человека не хватает сил на то, чтобы чувствовать себя живым, не является нормальным и не является правильным для человека. Интересно, что как только я формулирую кому-то запрос «быть живым», то человек вскидывается: да, да! Чувствовать себя неживым становится привычным… Каждый живет свою жизнь сам, и жизнь должна быть радостной! Но никто вам не обязан это обеспечить. Тогда вопрос: вы за себя отвечаете? Вы на себя берете ответственность за то, как живете?
– На первый взгляд, в мегаполисе жить легко и просто. У меня есть знакомая, которая так и говорит: я поняла, что в деревне физически не выживу, надо постоянно пахать, просто сдохну, и поняла, что надо ехать в Москву!
– Да, в мегаполисе куча пирогов! Прожить жизнь в мегаполисе гораздо легче, чем в городе, не говоря про деревню.
Умереть с голода в деревне – раз плюнуть. В городе – сложно, но можно. В мегаполисе практически невозможно, это надо постараться.
На одних помойках можно прожить! Мегаполис как социальные нормы и ориентиры выдвигает те, которые предлагают вам чувствовать себя в безопасности. Человеку должно быть комфортно.
Вот посмотрите внимательно с этой точки зрения на хипстеров. Как они выглядят? Вы увидите, что это одежда для очень искусственных условий: укороченные джинсы, из-под которых высовывается кусок голой ноги, шапки не должно быть, легкие ботики и курточка – то есть он рассчитывает, что больше 10 минут не будет находиться на свежем воздухе, а во всех остальных местах будет в тепле. Рассчитывает на искусственную дружелюбную среду.
Все эти велосипеды, самокаты… Взрослый дядька мчит на самокате! Все в мегаполисе ориентирует человека на беспечность.
– Самокаты, ланчи, ТРЦ – не жизнь, а праздник?
– Внешне может быть. Но за это богатство вы платите тем, что никого не волнует, что вы чувствуете. Психическое выживание мегаполисных жителей – дело самих жителей, и то, что здесь живется лучше, чем во всех остальных местах, не значит, что вы можете расслабиться и проблем не будет.
Так что пирогов куча, но есть и гадости. Самая очевидная – это отсутствие сил. Это может быть депрессией, а может ею не быть, но суть именно в отсутствии сил. В мегаполисе часто нет избытка энергии у молодых людей: она трансформируется в агрессию, нервы, чувства, которые мы определяем словами типа «выбешиваешь», все с негативным оттенком. Когда вы – молодое здоровое существо и тупите в стенку, значит, вы где-то потратили больше сил, чем есть. А где? В том числе – вступали в коммуникацию, которая была для вас неочевидной.
Моя 87-летняя тетя жалуется на это так же, как и 20-летние знакомые – потому что субъективно это воспринимается одинаково – у вас не хватает сил жить. Это порождает фоновую тревогу, и, в частности, вы понимаете интуитивно, что если даже на сегодня у вас сил хватает, то если завтра случится что-то непредвиденное, то все! Вы боитесь завтрашнего дня! Тревога часто становится постоянной.
Депрессия, которая косит всех в мегаполисе и становится самой распространенной жалобой по поводу здоровья, говорит о том, что это штука тотальная.
Если вы не владеете собой, вами владеет кто-то
– Что же с этим можно сделать?
– Надо посмотреть, на что уходят силы и как можно минимизировать их потерю. Что является нашей валютой? Внимание. Каждый раз, когда вы переключаете внимание, вы тратите силы. Мегаполис заставляет человека чаще переключать внимание. Когда вы едете по городу и смотрите на рекламу, одну-вторую-третью, вы тратите силы.
Когда вы едете в метро и видите людей в вагоне, вы тратите силы. 2 поездки туда-сюда, вроде ничего, а мы устали, хотя ничего не делали физически, даже сидели, а устали. Потому что количество лиц, на котором наш взгляд останавливается (мы не можем иначе) – заставляет нас совершать невероятное количество переключений внимания. Когда вы живете в городе, даже большом, такого количества лиц, которые проходят мимо вас за день в мегаполисе, человек может не увидеть за всю жизнь.
– Эта интоксикация картинкой – особенность именно мегаполиса?
– Мне не нравится это слово. Неправильно, когда говорят про человека так, как будто в него что-то попадает! Интоксикация – это «его отравили». Вот он ходит такой розовый по лужайке – а в него попало! Отравили! Ничего подобного. Мы сами выбираем, куда мы тратим свою энергию, которая нам нужна для чего-то другого.
– Что еще отнимает силы?
– Когда мы выходим в социум и функционируем, то попадаем в состояние обезличенности. Если вы на месте стоите и выполняете свою функцию, то социум это устраивает, а какой вы на самом деле, как-то никого не волнует. Это состояние обезличенности забирает силы и грузит нас.
– В общем, работа и дорога на работу, коротко говоря. Это понятно. А еще? Ваш вебинар называется «Информационная безопасность. Личная. Психологическая». Почему мы в опасности?
– Все просто: если вы не владеете собой, вами владеет кто-то! А если мы позволяем чему-то или кому-то занять нас, то остается вопрос – зачем это надо тем, кто нас развлекает? Каждый раз, когда вы серфите и скроллите картинки в интернете, вы тоже тратите силы.
То есть, когда нам кажется, что мы развлекаемся, мы постоянно переключаем внимание и тратим силы.
Часть времени, которую мы проводим, думая, что отдыхаем, мы проводим в состоянии транса – со стороны кажется, что мы не напрягаемся. Но в этот момент мы не находимся вполне в сознании, и это состояние транса делает нас безумно уязвимыми. И любая эмоция попадает в нас четко! Если вы посидите в интернете и почитаете новости, которые вас расстраивают, то вы выйдете в ухудшенном состоянии.
– «Почем наша шкурка», как вы это формулируете в своем вебинаре?
– Да, и она дорого стоит! Ваше внимание – это ресурс. Как и ваши деньги, которые вы потом отнесете. Это ваши силы, время. Переключение, то есть транзакция вашего внимания, очень дорого стоит. Переход с сайта на сайт – деньги! Вам дают красивые картинки, а вы в них замечательно залипаете. И теряете силы!
– А разве информационное пространство не едино? Что в Москве, что в Тотьме я захожу в инет и вижу одно и то же!
– А кто задает стандарты? Какой тип восприятия и реагирования стал нормативным? Мегаполисный. Мегаполис задает стандарты всего информационного пространства! Возьмите любой канал маленького города, сибирского или американского, конечно, там есть свои новости, но все остальное – в стандартах мегаполиса.
– Вы можете дать краткий мануал человеку, который живет в мегаполисе и хочет «остаться в живых»? Самым очевидным кажется создание и поддерживание глубоких человеческих связей в пространстве, где очень много людей, но никому ни до кого нет дела.
– Но чтобы выстраивать глубокие человеческие отношения, надо подняться туда, где у тебя будут силы!
– Что можно, например, делать для сохранения сил?
– А вот проведите эксперимент. Когда вы выходите из дома, осознанно и осмысленно не смотрите в глаза тех людей, которые идут вам навстречу. Не смотрите на толпу! Смотрите на дома, на то, что есть вокруг, на здание, к которому вы приближаетесь, и не вступайте в невероятное количество зрительных контактов.
– Да вроде и так жители Москвы бегут и смотрят сквозь людей!
– А вы попробуйте! Вы абсолютно не замечаете, что постоянно смотрите, кто идет, как человек одет, и даже внутренне даете ему свои оценки. Это невероятное количество ненужных переносов внимания, то есть это огромный кусок сил, которые мы сливаем в никуда.
– Еще?
– Учиться осознанно трудиться. Не работать, а именно трудиться, осмысленно. В том числе руками. Мы много знаем людей, у которых есть навык к труду? Не к работе, а именно к труду. Если мы умеем делать что-то руками или делаем нечто, проектируем осознанно, то мы занимаем себя сами.
– Что делать с информационными потоками?
– Самое базовое и простое, и в то же время самое важное, что надо понимать: любое время, которое вы проводите в интернете, не решая конкретные задачи, вы обеспечиваете чужие цели. Вы кошелек на ножках, даже если все, что у вас есть – это ваше внимание. И каждый раз, когда вы без конкретной цели выходите в интернет, вы пашете на другого дядю и, соответственно, тратите силы, а вам будет казаться, что вы их восстанавливаете. Поэтому, когда у вас нет конкретной цели для выхода в интернет, этого делать нельзя. Отвечайте только по делу и конкретно – в мессенджере или по почте.
То же самое и с телевизором, как бы ни казалось это банальным. Однажды я спросила у батюшки, что делать, если гастроэнтерологическое заболевание не позволяет поститься? «А ты телевизор не смотри», – он мне сказал. 40 дней мне оказалось достаточно, с тех пор я его не включаю. Это оказалось прикольно.
– То есть аскетизм ХХI века – это цифровой детокс?
– Шире это вопрос гигиены – ментальной, эмоциональной, вопрос гигиены жизни. Как вы живете, гигиенично ли вы относитесь к своим силам?
Гигиеничность сознания – это когда вы отвечаете за то, куда вы тратите свою энергию. Например, вести себя так, чтобы на вас кто-нибудь завелся, или заводиться самому – это негигиенично. Плодить паразитов в голове тоже. А гигиенично – это когда вы можете оценивать себя с точки зрения параметров чистоты и поддерживаете эту чистоту. То есть если ты чувствуешь, что ты устал, то надо лечь и поспать, а не делать то же, что и все, не сидеть до 2 часов ночи в телефоне и не тупить туда, а потом не высыпаться и ныть: какой кошмар! Как ужасно жить, я ничего не успеваю! Это стиль такой! Особенно в мегаполисе.
Если перестать скроллить, что тогда делать
– Фейсбук – это мегаполисная среда?
– Да, во многом. Я мониторю фейсбук, потому что снимаю состояние общества через посты, это интересно наблюдать. Заходишь с градусником в фейсбук и смотришь, что там творится. Это мегаполисная песочница, и она имеет границы и правила. Поэтому к чему разговоры типа «политика фейсбука отбирает у нас свободу!». Да ее нет, этой свободы, успокойтесь, вас пригласили в сделанное пространство, вас туда пустили и позволили питать иллюзии, ваша свобода самовыражения никого не волнует.
– Скроллинг – убийство личности?
– Абсолютно! Как выстрел в ухо.
– То есть речь по сути идет об осознанности того, что ты делаешь?
– Или практике себя. Это по-разному можно назвать. Ведь если мы перестанем тратить время на условный скроллинг, то столкнемся с другой проблемой – а что нам делать? Скука! Мы все убегаем в состояние продуктивного транса от скуки, которой мы боимся.
Но вообще-то уметь скучать – такая же практика себя, как и уметь себя занять.
Скука – это время, в которое вызревают ваши желания, когда вы понимаете, что вам надо куда-то вложить свои силы, но вы еще не придумали куда. Если в этот момент, когда эти вещи вызревают, я просто спущу силы, как в унитаз, в экран компьютера или телевизора, то я так и не дойду ни до чего.
– Так ведь можно еще, чего доброго, встретиться с самим собой?
– Вообще-то это страшно, остаться наедине с собой. Первый раз появляется чувство одиночества, потому что, когда мы маленькие, есть взрослые, которые скажут, что у тебя спина белая и что делать. И думаем, что близкий человек – это тот, кто нам об этом скажет. Близкий человек думает так же. Если вы в мегаполисе, он вам говорит: да ну, забей, все в порядке!
А если и вам все равно, что вы чувствуете, то вы живете негигиенично, вы не поддерживаете свою внутреннюю чистоту на том уровне, который делал бы вас личностью. Вы живете по тем нормам, которые выдал вам социум. Вперед и с песней, большинство так живет! Каждый день хожу на работу – отлично! Или вы говорите: нет – я ползу туда, на вершину, потому что что-то колет. А когда вы хотите и это, и то, то будете страдать, жаловаться, платить дикие деньги специалистам, чтобы вам объяснили, как жить.
Второй вопрос, что вы будете делать с самим собой все то время, которое освободилось от интернета и телевизора. С собой, который сидит в кресле! С временем своей жизни.
– Наша цифровая реальность – это и есть актуальная антропология? Назад дороги нет?
– Конечно! Эволюция назад не отматывается. Это часть эволюции социума, который под себя подстраивает человека. А дело человека – остаться живым! Все идет правильно, просто весь процесс эволюции социума не имеет в виду лично вас и что вы будете чувствовать.
– То есть со времен буддизма ничего не изменилось?
– Живем как жили! Ничего не изменилось, и это самое печальное, потому что фоном звучит: жизнь изменилась, информационный период! Враки! Меняются только инструменты. Вы можете сидеть в гаджете, но когда вы из него выйдете или даже внутри него зададите себе вопрос «Что я делаю?», то усилие вам придется совершить такое же, как и всем до вас! И самое последнее дело – жалость к себе. Но если вы говорите, что никто не обязан давать вам радость – у вас есть шанс остаться живым даже в мегаполисе.