Приветствую всех читателей, ценящих доброе и хорошее кино! Рада нашей новой встрече в новом году!

Начнем с интересной новости:

С 18 по 22 января 2012 года в киноконцертном зале Центрального дома художника, пройдут показы кинокартин начала ХХ, объединенных одной темой – Евангелие.

Организаторы программы «Евангельская тема в раннем кино», подготовленной к выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения», выступили Государственный центральный музей кино, Государственная Третьяковская галерея, Центральный дом художника при поддержке Госфильмофонда России.

Программу открывает «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, снятая в далеком 1916 году.

Об этом фильме и пойдет сегодня речь.

«Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком.

Эпос Гриффита не только возглавляет списки киношедевров мирового кинематографа, но и входит в Ватиканский список фильмов в категории «Ценности».

Это масштабное и феерическое по замыслу и исполнению произведение искусства особенно интересно для нас по двум причинам. Во-первых, это одно из первых воплощений евангельской истории на экране, во-вторых, связующей идеей всего этого грандиозного кинополотна является идея религиозная  – рассказ о смысле Крестной жертвы  Спасителя и торжествующей силе любви.

Фильм очень сложен по своей композиции, поскольку объединяет четыре истории, происходящие в разные исторические эпохи. Камера переносит зрителя Древний Вавилон, в Палестину времен Христа, во Францию конца XVII века и, наконец, в современный режиссеру мир промышленного капитализма.

Четыре истории начинаются и плавно разворачиваются параллельно друг другу, связанные строками стихотворения Уолта Уитмена о колыбели, что вечно качается, соединяя прошлое и будущее. Визуально внутренние главы картины скрепляет все та же аллегория – постоянно повторяющийся эпизод с матерью, раскачивающей колыбель.

Сам Гриффит так пояснял свой творческий замысел:

«Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции».

Цель режиссера – показать, «как ненависть и нетерпимость через века сражались с любовью и милосердием».

Пуритане и фарисеи, мужчины и женщины, танцовщицы и воины, католики и гугеноты, цари и императоры, старики и младенцы – все судьбы сплетены в «Нетерпимости» так, как сплетаются они, далекие друг от друга, в этой земной жизни.

По прихоти богатой ханжи – сестры промышленника Дженкинса – рабочих лишают части заработка, и им приходится отправиться в город на поиски новой работы. Лицемерная забота об укреплении общественных нравов оборачивается трагедий – разрушенными судьбами. Юноша и девушка находят друг друга в этом новом Вавилоне, но их хрупкому счастью постоянно грозят враждебные силы.

Во Франции 1572 года семейную идиллию и счастье возлюбленных разрушает безумие Варфоломеевской ночи.

В Древнем Вавилоне жрец Ваала готовится предать царя ради власти и торжества своей жестокой веры.

Милостивый и кроткий Христос, сотворивший чудо в Кане Галилейской, спасший женщину, обвиненную в прелюбодеянии, идет на смерть за грехи всего мира.

Из разрозненных материалов, лиц, одежд, зданий, колесниц, из множества деталей,  Гриффит, по словам историка кино Жоржа Садуля, возводит «огромный кинематографический собор» с центром, к которому сводятся все расходящиеся дороги и тропы – эпизодом «Страсти Христовы».

Сплавляя времена и эпохи, Гриффит обнажает их внутреннюю логику и смысл, который раскроется для нас лишь тогда, когда человеческая история подойдет к своему концу.

Нечто близкое можно узнать в недавней картине Леха Маевского «Мельница и крест», о которой мы уже говорили.

Конечно, смотреть «Нетерпимость» непросто – вам потребуется более трех часов времени, изрядное терпение и желание. Однако этот труд окупится: даже почти век спустя картина поражает своим размахом, интересными решениями и очень живыми, яркими персонажами.

Это фильм-мечта о торжестве любви, мира и понимания, преодолевающих безумие, ненависть и нетерпимость.

Говорят, что именно «Нетерпимость» впервые явила зрителям то, что ныне является непременным атрибутом каждого успешного фильма и называется «хэппи эндом» – счастливой развязкой.

Этот типично гриффитовский прием Садуль называет «спасением в последнюю минуту». Слово «спасение» в этом контексте звучит более чем символично.

На этом прощаюсь до новой встречи!

Напомню, что показы программы «Евангельская тема в раннем кино» пройдут в киноконцертном зале Центрального дома художника с 18 по 22 января.
Программа:

19 января, четверг
19-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ САТАНЫ / Blade af Satans bog, Карл Теодор Дрейер, Дания, 1921, 112 мин.

20 января, пятница
19-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
I.N.R.I. Роберт Вине, Германия, 1923, 102 мин.

21 января, суббота
17-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
ЦАРЬ ЦАРЕЙ / The King of Kings, Сесиль Де Миль, США, 1927, 112 мин

22 января, воскресенье
17-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
ГОЛГОФА / Golgotha, Жюльен Дювивье, Франция, 1935, 95 мин.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.