Приветствую всех читателей, ценящих доброе и хорошее кино! Рада нашей новой встрече в новом году!
Начнем с интересной новости:
С 18 по 22 января 2012 года в киноконцертном зале Центрального дома художника, пройдут показы кинокартин начала ХХ, объединенных одной темой – Евангелие.
Организаторы программы «Евангельская тема в раннем кино», подготовленной к выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения», выступили Государственный центральный музей кино, Государственная Третьяковская галерея, Центральный дом художника при поддержке Госфильмофонда России.
Программу открывает «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, снятая в далеком 1916 году.
Об этом фильме и пойдет сегодня речь.
«Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком.
Эпос Гриффита не только возглавляет списки киношедевров мирового кинематографа, но и входит в Ватиканский список фильмов в категории «Ценности».
Это масштабное и феерическое по замыслу и исполнению произведение искусства особенно интересно для нас по двум причинам. Во-первых, это одно из первых воплощений евангельской истории на экране, во-вторых, связующей идеей всего этого грандиозного кинополотна является идея религиозная – рассказ о смысле Крестной жертвы Спасителя и торжествующей силе любви.
Фильм очень сложен по своей композиции, поскольку объединяет четыре истории, происходящие в разные исторические эпохи. Камера переносит зрителя Древний Вавилон, в Палестину времен Христа, во Францию конца XVII века и, наконец, в современный режиссеру мир промышленного капитализма.
Четыре истории начинаются и плавно разворачиваются параллельно друг другу, связанные строками стихотворения Уолта Уитмена о колыбели, что вечно качается, соединяя прошлое и будущее. Визуально внутренние главы картины скрепляет все та же аллегория – постоянно повторяющийся эпизод с матерью, раскачивающей колыбель.
Сам Гриффит так пояснял свой творческий замысел:
«Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции».
Цель режиссера – показать, «как ненависть и нетерпимость через века сражались с любовью и милосердием».
Пуритане и фарисеи, мужчины и женщины, танцовщицы и воины, католики и гугеноты, цари и императоры, старики и младенцы – все судьбы сплетены в «Нетерпимости» так, как сплетаются они, далекие друг от друга, в этой земной жизни.
По прихоти богатой ханжи – сестры промышленника Дженкинса – рабочих лишают части заработка, и им приходится отправиться в город на поиски новой работы. Лицемерная забота об укреплении общественных нравов оборачивается трагедий – разрушенными судьбами. Юноша и девушка находят друг друга в этом новом Вавилоне, но их хрупкому счастью постоянно грозят враждебные силы.
Во Франции 1572 года семейную идиллию и счастье возлюбленных разрушает безумие Варфоломеевской ночи.
В Древнем Вавилоне жрец Ваала готовится предать царя ради власти и торжества своей жестокой веры.
Милостивый и кроткий Христос, сотворивший чудо в Кане Галилейской, спасший женщину, обвиненную в прелюбодеянии, идет на смерть за грехи всего мира.
Из разрозненных материалов, лиц, одежд, зданий, колесниц, из множества деталей, Гриффит, по словам историка кино Жоржа Садуля, возводит «огромный кинематографический собор» с центром, к которому сводятся все расходящиеся дороги и тропы – эпизодом «Страсти Христовы».
Сплавляя времена и эпохи, Гриффит обнажает их внутреннюю логику и смысл, который раскроется для нас лишь тогда, когда человеческая история подойдет к своему концу.
Нечто близкое можно узнать в недавней картине Леха Маевского «Мельница и крест», о которой мы уже говорили.
Конечно, смотреть «Нетерпимость» непросто – вам потребуется более трех часов времени, изрядное терпение и желание. Однако этот труд окупится: даже почти век спустя картина поражает своим размахом, интересными решениями и очень живыми, яркими персонажами.
Это фильм-мечта о торжестве любви, мира и понимания, преодолевающих безумие, ненависть и нетерпимость.
Говорят, что именно «Нетерпимость» впервые явила зрителям то, что ныне является непременным атрибутом каждого успешного фильма и называется «хэппи эндом» – счастливой развязкой.
Этот типично гриффитовский прием Садуль называет «спасением в последнюю минуту». Слово «спасение» в этом контексте звучит более чем символично.
На этом прощаюсь до новой встречи!
Напомню, что показы программы «Евангельская тема в раннем кино» пройдут в киноконцертном зале Центрального дома художника с 18 по 22 января.
Программа:
19 января, четверг
19-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ САТАНЫ / Blade af Satans bog, Карл Теодор Дрейер, Дания, 1921, 112 мин.
20 января, пятница
19-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
I.N.R.I. Роберт Вине, Германия, 1923, 102 мин.
21 января, суббота
17-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
ЦАРЬ ЦАРЕЙ / The King of Kings, Сесиль Де Миль, США, 1927, 112 мин
22 января, воскресенье
17-30 Евангельская тема в раннем кино (В рамках культурно-образовательной программы к
выставке «Что есть истина?» Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в ГТГ).
ГОЛГОФА / Golgotha, Жюльен Дювивье, Франция, 1935, 95 мин.
Читайте также:
- Горы и пустыни
- Человек на все времена
- Честь Божия
- Святость на экране
- Месье Венсан: наперекор
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Борис Годунов как наш современник
- Мельница и крест