Учимся весь день
Светлана Ракипова, бабушка ученика 5 класса
В начальной школе был предмет, посвященный компьютерной грамотности. Я спрашивала внука: «Что вы там делаете?». «Играем», — отвечал он. Почему вместо игрушек нельзя было обучить работать с электронным дневником, с обучающими платформами? А теперь, получается, родители должны придумывать, как выпутаться из ситуации. У нас все вопросы с электронным дневником пришлось решать дедушке – регистрироваться, искать, как заходить на страницу ребенку.
Я слежу, чтобы внук выполнял задания, и дедушка – отправляет. Домашнее задание почему-то стали задавать не по учебнику, а по прикрепленным материалам, так что приходится скачивать, распечатывать. Потому что иначе, если сидеть с утра до ночи – испортятся глаза. А сидеть приходится. Задавать стали очень много, просто невероятно! Неужели они на уроке успевают сделать столько? Когда же учитель объясняет материал?
Вот задание по биологии – два параграфа, более десяти упражнений и доклад. Не меньше — по математике, русскому… Такое ощущение, что учителя все, что должны были сами сделать, прекрасно нам выдали на домашнее обучение.
Дома у нас истерики каждый день. Внук рыдает до ужаса: учеба чуть ли не круглосуточно. Предыдущую неделя для меня – точно за год считать можно – так устала. Мы все устали.
Детей спасет режим. А маму?
Людмила Пигарева, мама двоих студентов и пятерых школьников
Как ситуация обстоит в нашей семье. Два студента учатся на удалёнке. Их нужно только кормить и иногда поговорить и послушать жалобы на вуз и преподавателей.
Дальше — 5 школьников, которые учатся в трёх школах. 8 и 5 класс — московская школа. 1 и 3 класс — гимназия в Королёве, и еще восьмиклассница учится в православной гимназии. Я сразу сказала детям, что, если они дома, это не значит — каникулы. Так что на той неделе они вставали в 8 утра. Это было тяжело. Говорила, чтоб заправили кровати и оделись в домашнюю одежду, а не ходили, в чем встали. Завтракали вместе. Повесила на холодильник список рутинных дел — разобрать посудомойку, полить цветы, открыть шторы в зале и т.д. Обычно это делала сама, когда все уходили в школу.
Следующим трудным этапом было изолировать детей друг от друга. Для этого есть несколько отдельных комнат и мамин командный голос. Две восьмиклассницы знают, что делать. Иногда заглядываю к ним чтоб исключить зависание в телефонах.
Главная проблема — младшая троица, пятый, третий и первый классы. Это дети, которым обязательно нужны зрители. Сидеть и делать задание больше пяти минут в одиночестве они не могут. Постоянно слышится: «Мам, мам, мам».
Лиза, пятиклассница, с заданиями справляется почти самостоятельно. Но задают очень много (школа с физико-математическим уклоном), и это причина постоянных слез и постоянного: «Мама посиди со мной, что ты все с ними. Будь в моей комнате». Если говорить в целом, нас спасет только режим. С утра учеба, обед, прогулка (у нас свой дом), игры, помощь по дому, ложиться спать — вовремя. Но что спасет маму после поддержания такого режима, я не знаю.
Вас 100 человек — пишите аккуратнее
Оксана Головко, мама двоих школьников
Домашнее, семейное обучение – не для меня. Я предполагала это и раньше, а теперь убедилась на собственном опыте. Сразу оговорюсь, что все предпринимаемые меры считаю важными, необходимыми, и как только была введена первая мера – свободное посещение школы, мои дети остались дома. У меня два школьника – 10 класс и 5 класс. Шестнадцатилетняя дочка – самостоятельный человек, уже давно ответственность за учебу – полностью на ней.
А вот с сыном-пятиклассником… Мы непросто шли к тому, чтобы делегировать ответственность, чтобы он сам следил за выполнением домашнего задания. И стало почти уже получаться. Но вот – режим изменился.
Первые дни все было просто – делать «домашку», когда удобно, отсылать преподавателю по почте. Потом стало сложнее – надо было осваивать электронный дневник: раньше мы просто использовали его, чтобы посмотреть, что задали. Теперь нужно заходить на страницу ребенка, на которую раньше никогда не заходили, осваивать, как прикрепляется домашнее задание.
А еще родителю нужно сфотографировать задание, переслать учителю. Пока разберешься, что к чему, пока сфотографируешь… бедные учителя получали и проверяли «домашку» чуть ли не круглосуточно, без выходных.
Про учителей – отдельный разговор. «Мне трудно разбирать почерк, у меня 100 человек, пишите аккуратнее», — справедливо написала одна из учителей. Я очень ее понимаю. Учителям сейчас совсем непросто работать в новом режиме, да еще разбирать сканированные каракули.
Так что учиться нужно только в обычное учебное время, и в учебное же время сфотографировать и отослать выполненное задание. Портал периодически виснет, что тоже не ускоряет процесс. И в это же время я сама тоже работаю. Меня очень выбивает из ритма, что нужно постоянно отвлекаться, что-то делать дополнительно.
Школа у нас с углубленным изучением изобразительного искусства, кроме обычной домашки – много по рисунку, живописи, композиции. Сын, что ему интересно, делает вдохновенно и качественно, а вот то, что не интересно. Приходится вновь повторять: «Где натюрморт из трех предметов, где тоновые разработки деревьев?!» Так что контроль.
Нужно найти силы, не сорваться и не накричать (честно, не всегда получается), сын тоже устает – объем же не распределён, и если сел делать математику, то делает ее долго. Бывает, устает, ноет, плачет… Значит – обнять, сказать, что все получится.
Немного завидую людям, которые всесторонне развиваются на карантине — устаю сейчас в разы больше, а успеваю для себя меньше: только работа и несколько страниц книги — хотя никуда не надо бегать, никого ниоткуда забирать. Вечером, когда дети уже кроватях, у меня в голове крутятся слова учительницы из «Большой перемены» (и наблюдается то же выражение лица) – «А завтра снова в бой!».
Главное — распределить место в квартире
Елена Кучеренко, мама трех школьниц и двух дошкольниц, одна из которых с синдромом Дауна
У нас три школьницы: Варе – 14 лет, Соне – 10, Дуня – 8 лет. Пятилетняя Тоня в школу пойдет осенью, так что у нее – занятия по подготовке к школе. У самой младшей, Маши – свои развивающие занятия.
Организовать занятия было просто: девочки у меня самостоятельные, регистрацией детей на чатах и так далее — занимается Варя. Я вообще не разбираюсь в этом и рада, что старшая – такой продвинутый пользователь, иначе бы я просто не вытянула. Так что я только скачиваю задания для Тони – будущей первоклашки.
Сложнее нам организовать пространство: муж стал работать удаленно, чему я очень рада – ему не нужно ехать в метро на другой конец Москвы, но для работы ему нужна отдельная комната на целый день и тишина, поскольку они устраивают видеосовещания.
В другой комнате занимается Варя, у нее видеоуроки, значит, разместившейся там Соне нужно сидеть тихо, как мышка, чтобы не мешать педагогу.
Иногда, бывает, Варя занимается, а в комнату заползает Маша и начинает что-то требовать.
Мне, Тоне и Маше остается кухня. Тяжелее всех мне. Я люблю готовить на кухне, чтоб никто не мешал, а сейчас моя кухня на осадном положении. Как и все гаджеты – они заняты, и речи о том, чтобы мне сейчас написать статью, просто не идет.
Из-за того, что у детей плотный график учебы, мне нужно быстро приготовить еду, накормить всех, быстро убрать. Так что нужно привыкать к новой жизни, и, прежде всего, мне самой.
Фото: Валерий Матыцын/ТАСС