Баллы ЕГЭ любой ценой? Профессор Марьяна Безруких — о том, как гонка в образовании убивает мотивацию
Марьяна Безруких
Марьяна Безруких
Уроки в школе — 7 часов, домашнее задание — 3,5. А еще школьнику необходимы хотя бы 9 часов сна и 2 часа активности на воздухе. Когда же все остальное? А родители требуют от подростков «взрослого» поведения, реакций и отношения к учебе. Почему это невозможно и на что нужно обращать внимание, требуя от школьников высоких результатов и самоконтроля?

6 главных проблем подростка

— Какие проблемы и сложности подростков вам кажутся сегодня наиболее острыми, о чем хотелось бы говорить каждому родителю? Есть ли такие вещи, которые хочется памяткой выдать каждому взрослому?

— Проблемы подростков стары как мир, и это не связано с их большим или меньшим желанием/нежеланием досадить взрослым, сделать все «назло», бездумно рисковать и выплескивать негативные эмоции.

Взрослые должны знать и понимать, что подростковый возраст — период динамичных изменений в организме и прежде всего перестроек мозга, с которыми связаны изменения в поведении, обучении, взаимодействии. Это очень сложный переход от детства к взрослой жизни. И от того, как пройдет этот переход, как будет развиваться мозг, и будет зависеть будущее.

Нетерпимое отношение взрослых к поведению подростков вполне объяснимо, так как буквально до конца 90-х годов считалось, что основное развитие мозга завершается до подросткового возраста. А значит, подростки должны вести себя, чувствовать, регулировать свое поведение и эмоции так, как взрослые. Их считали иррациональными и неуязвимыми, но оказалось все наоборот.

Подростки обладают динамичным, открытым, голодным умом. Они творческие, смелые и любопытные. Но их мозг еще не умеет спокойно реагировать, принимать взвешенные решения.

Они очень ценят доброе отношение и внимание и резко негативно реагируют на отвержение, негативные эмоции, обвинения.

В их поведении все чересчур — гнев и ненависть, эмпатия и любовь.

Задача взрослых — не обвинять в проблемах ребенка, а понимать его, уметь правильно реагировать и помочь пройти этот сложный период.

Важно, чтобы об этих изменениях знали не только родители, но и сами подростки — тогда будет больше шансов для поддержки и взаимопонимания.

Почему подростку важно понимать, что с ним происходит? Потому, что развитие и совершенствование мозга — это задача, которую может решить только он сам, ребенок должен научиться управлять этим процессом, а мы, взрослые, должны ему помочь.

Я приведу основные факты изменений организации мозга и тех изменений в поведении, которые чаще всего тревожат родителей.

  • Сниженная работоспособность и повышенная утомляемость (нежелание что-то делать).

Активная перестройка мозга связана с большими затратами энергии, поэтому он переходит на режим «экономии». С этим связана меньшая активность, сниженная неустойчивая работоспособность, повышенная утомляемость, некоторое снижение эффективности познавательных процессов, что требует большего напряжения и времени в процессе обучения.

Для того, чтобы справляться с нагрузками, учиться, заниматься спортом и чем-то еще, подросткам необходимо 9–10 часов сна.

  • Мозг подростка особо чувствителен к успеху, «награде», удовлетворению и при этом не готов ждать.

Отсюда и характерное для подростков желание быстро получить результат, пусть даже менее качественный. 

И самое интересное — это так называемый «эффект временного дисконтирования». Такое поведение связано с тем, как долго мы готовы ждать награды, в частности, выберет ли человек меньшую награду, доступную немедленно, или большую награду, которую он или она должен ждать.

Подростки согласны на «дисконт» и очень чувствительны, очень ждут положительного подкрепления. 

Награда в отдаленном будущем — «будешь учиться — станешь через десяток лет хорошим специалистом» — совсем не привлекает.

Подросткам очень сложно совмещать немедленное и долгосрочное вознаграждение. А вознаграждение — это всплеск гормона дофамина. И они отдают предпочтение быстрому, немедленному вознаграждению — вот почему так привлекательны и так затягивают компьютерные игры.

  • Типичное подростковое поведение — плохой контроль желаний, эмоций, склонность к риску.

Такое поведение часто расценивается как нежелание соответствовать требованиям, оценивать риски и принимать правильные решения. Но оно связано с тем, что префронтальные лобные зоны коры завершают свое развитие лет через 10 после пубертата. Это как раз те структуры, которые позволяют осуществлять планирование, регуляцию и контроль деятельности. Именно в подростковом возрасте формируются так называемые управляющие функции, обеспечивающие ответственность и самостоятельность.

  • Проблемы социального взаимодействия.

Они характерны для подростков. И это тоже связано с незрелостью префронтальных зон, сложностью регуляции эмоций и в то же время — повышенной чувствительностью к эмоциям окружающих, в том числе реакцией на выражение лица.

  • Сверстники в подростковом возрасте более значимы, чем родители и другие взрослые.

Это тоже не желание или нежелание, а биологический феномен. Сканирование мозга подростков показало большую реакцию на давление сверстников, чем взрослых.

  • Повышенная чувствительность к хроническому, даже небольшому по силе, стрессу.  

Например, нехватка времени — типичная ситуация жизни подростка. И как раз такой хронический стресс не только ухудшает физическое и психическое здоровье, но и нарушает развитие мозга, что в этот период наиболее критично.

— На какие тревожные звоночки обращать внимание родителям?

— Любое резкое и необычное изменение состояния и поведения — тревожный звоночек. Разбираться, разговаривать, все обсуждать, чтобы понять, что и как менять. Разобраться можно только вместе с ребенком. 

Нет единого рецепта для всех детей и всех ситуаций, каждая ситуация и каждый ребенок уникальны.

Важно, чтобы ребенок доверял и не боялся, еще важнее — быть на стороне подростка.

Кстати, так называется книга французского психолога и педиатра Франсуазы Дольто. Ее полезно прочитать родителям подростков.

Как построить образовательную стратегию

— Как сказывается на наших детях образовательная гонка, в которой они оказываются сегодня? С одной стороны, школа до ночи, олимпиады, выжимающие все соки… С другой — без этого не получить хорошее образование.

— Гонка — это стресс, который разрушает не только физическое и психическое здоровье, но и мозг. Да, хорошее образование требует напряжения и усилий. И здесь главное — рассчитать силы:

  • создать условия: рациональный режим, питание, сон (на сон обратить особое внимание);
  • использовать принцип выбора необходимого и достаточного, не ориентироваться только на максимальный результат;
  • понимать и использовать сильные и слабые стороны интеллектуальной деятельности подростка;
  • знать индивидуальные особенности психики, здоровья и прочее.

Важно не ставить перед подростком невыполнимых задач. Часто бывает так: «Знаю, что это очень сложно и сил у него нет, желания особого тоже нет, но ведь надо…» Результата, скорее всего, не будет, но конфликт гарантирован и ущерб для здоровья тоже. Зачем?

— Как правильно выстраивать образовательную стратегию подростка? С какого возраста? Что именно делать?

— Если имеется в виду выбор задач и траектории обучения ребенка, то не стоит пытаться прочертить ее с раннего дошкольного возраста до института. Хотя есть сейчас специальные фирмы и очень смелые люди, которые берутся это делать, определяя будущих «лириков» и «физиков» якобы на основе деятельности мозга. Под подобным «отъемом денег без насилия» нет никаких научных доказательств, а есть мифические представления о деятельности мозга и полное незнание особенностей его развития. Причем доказано, что ранняя специализация — не самый эффективный путь развития мозга.

На мой взгляд, задачами дошкольного и начального обучения должно быть гармоничное, всестороннее развитие, освоение базовых учебных навыков — письма и чтения, умения учиться. 

«Учить учиться» — не лозунг, а жизненная необходимость. Этому правда нужно учить. Старший дошкольный и младший школьный возраст — важное время для формирования навыков коммуникации и социального взаимодействия, эмоционального интеллекта и поиска своих интересов, время проб и опыта разных видов деятельности. На все это потом просто не будет времени.

Всем ли нужна сильная школа?

Мы затрагивали тему сильных школ. Почему вы осторожно к ним относитесь? А к олимпиадам? Есть ли альтернатива?

— Осторожно, потому что далеко не всегда внешний рейтинг соответствует реалиям. И потом, что понимать под словом «сильная» — дающая высокий уровень академических знаний, позволяющая поступить в вуз? 

Я за последние десятилетия видела так много детей в этих сильных гимназиях и лицеях, которых не интересовало ничего, кроме оценок. И эти дети были не совсем здоровы физически и психологически, эмоционально скованы. Так что я не уверена в правильности такого варианта обучения.

А еще мне не по душе воспитание, подчеркивание некой особости, элитарности этих детей. На самом деле нет никаких оснований для этого ни у школ, ни у учащихся.

Я много раз говорила, что задерганный невротик с высокими баллами ЕГЭ не может и не должен быть целью ни для школы, ни для родителей. Да и успешность, и карьера в профессии у такого человека — а невроз не проходит сам собой — под большим вопросом.

Олимпиады — интересный вариант расширения круга интересов, поиска себя, будущей профессии. Если это не становится вариантом большого спорта. Как и у большого спорта, в олимпиадном движении есть свои плюсы, но «узкий специалист подобен флюсу», а разочарование в собственных способностях и устремлениях бывает трагическим.

— Не строим ли мы китайскую систему гонки, когда с первого класса — олимпиады и борьба за место под солнцем?

— Да, строим, потому что любая гонка — стресс. И если стресс кратковременный, дающий результат и удовлетворение, в определенной степени полезен, то стресс хронической гонки вреден для организма.

Почему-то считается, что борьба и жажда победы — причем любой ценой — это полезно, это то, что нужно каждому и может каждый.

В школе это часто борьба за оценки, потому что за знания, жажду нового, интерес к неизведанному не нужно бороться. 

Борьба за оценки обесценивает интерес, поиск собственного пути, например, в решении задачи, потому что возникает риск неудачи. А подростковый возраст — это период, когда здоровый риск — тот, что не связан с риском для жизни — не только не должен подавляться, но требует поддержки и поощрения. А «борец за оценки» скорее вырастет осторожным конформистом.

Тайм-менеджмент для подростка

— Что надо понимать про перегрузки? Можно ли в таких условиях выстроить баланс?

— О школьной перегрузке и постоянной интенсификации учебного процесса подростков мы говорим уже лет 50, но ситуация только осложняется. Нагрузка детей, причем только регламентированная СанПиНом — уроки в школе и домашние задания — составляет больше 10 часов в день. Рабочий день взрослого человека — 8 часов. 

Баланс можно выстроить только очень жестким тайм-менеджментом и соблюдением режима. К сожалению, ни родители, ни дети не считают это важным и необходимым. Поэтому наши подростки спят 7–8 часов (а требуется 9–10), практически не бывают на воздухе, живут в постоянной спешке, но чаще всего не умеют распределять свое время и эффективно работать. А это то, что входит в понятие «учить учиться» — то, чему их должны научить в начальной школе. 

Вот несколько вводных к режиму: 

  • уроки в школе — 6–7 часов, 
  • домашние задания — 3–3,5 часа, 
  • сон — 9–10 часов, 
  • на воздухе в активных движениях — 2 часа, 
  • личное время — гигиенические процедуры, прием пищи, самообслуживание — 2 часа. 

Это уже 24 часа. А все остальное? Получается, все за счет сна, личного времени и необходимой разрядки и физических движений на воздухе. Стоит ли удивляться плохому здоровью — по данным медиков, только 3–12% детей заканчивают школу, не потеряв здоровье — и расшатанной психике. Я намеренно не упоминаю гаджеты — среднее время их использования колеблется от 1,5 до 6 часов в день. Об этом особый разговор.

— Что обязательно должно быть в графике — «хочешь не хочешь, а надо»?

— Режим и нагрузка, плюс здоровое питание и достаточная двигательная активность. Желательно на воздухе.

— Постоянные экзамены. Мы столько не сдавали. Как помочь подготовиться, как готовить морально лучше всего и как пройти через них без сильного ущерба?

— Если подготовка к экзамену — не бессонные ночи и нервотрепка, помноженная на негативное давление с двух сторон, родителей и педагогов — «мало занимаешься», «не сдашь», «подведешь», то экзамен с хорошим результатом — неплохой вариант адаптации к ситуациям неопределенности, принятия решений в сложной ситуации. 

Поэтому дело не в количестве экзаменов, а в том, как организована подготовка, как распределено время и задания, как реагируют взрослые.

То есть экзамен может быть своеобразным и очень полезным тренингом, но может стать непреодолимым барьером, вызывающим панику. Все зависит от того, какой опыт накапливает ребенок, начиная с первых диктантов, самостоятельных ответов у доски.

Подросток вдруг перестал учиться

— Слом в плохую и хорошую сторону: был умный ребенок и вдруг отбился от рук. И был раздолбай и вдруг переклинило его.

— Замечательный и очень типичный вопрос. Но в развитии детей ничего не бывает «вдруг». 

Организм ребенка — очень надежная и довольно консервативная система. Все, что происходит «вдруг», это проявление долго накапливающихся изменений, просто взрослые их не видят. Или не хотят видеть, или не знают, как наблюдать. 

У меня есть книга для педагогов и родителей «Как наблюдать за развитием ребенка», речь там о дошкольниках. Но написала я ее потому, что даже родители дошкольников, которые проводят со своими детьми гораздо больше времени, чем родители подростков, порой не могут ответить на самые простые вопросы. Например, такие: «что больше всего любит делать ваш ребенок» или «что ему активно не нравится». 

Не раз и на консультациях подростков со школьными проблемами выяснялось, что родители совсем не знают своих детей, не понимают, что с ними происходит, а главное — это не тревожит их, они не готовы приложить усилия, изменить свое отношение и очень ждут быстродействующую таблетку. Нередко рассказывают, как все плохо и невозможно терпеть (не исключаю, что такое бывает, но ведь и это не «вдруг»). Жалуются на ребенка — «не слушается», «не считается», «самовольничает», «игнорит», считая, что тот им «должен», потому что родители старше, кормят, поят, одевают. Взрослые готовы к жестким мерам, но не хотят понять, разобраться. Не желают разговаривать — спокойно, по-доброму, без упреков, унижений и требований. 

К сожалению, тактика жестких требований, негативных оценок и постоянного недовольства неэффективна. Мозг ребенка блокирует весь негатив и жаждет «награды».

«Если похвалю, наизнанку вывернется», — сказала мне как-то такая мама. И на мой удивленный вопрос: «Так почему не хвалите?» — ответила: «Забалует». Воевать — готова, а на похвалу скупится. Вот и воюют. 

Беда в том, что очень скоро подросток начинает искать комфортную для себя среду, там, где спокойно, с тем, кто поддержит. Увы, эта комфортная для ребенка среда может быть криминальной. Но это тоже не происходит «вдруг» — был такой хороший мальчик и вдруг связался с плохой компанией.  

Кто успешнее — троечники или отличники

— Правда ли, что троечники более успешны в жизни, чем отличники?

— И троечники, и отличники бывают разными. Но есть исследования и статистика, показывающие, что школьные оценки далеко не всегда гарантия будущих успехов, достижений, счастливой жизни. Ведь может быть троечник по каким-то предметам, но увлеченный, креативный, глубоко изучающий и знающий, например, биологию или физику. 

И здесь важнее не то, какие у него оценки, а то, что он умеет учиться, что сформирован познавательный интерес и навыки учебной деятельности.

А может быть троечник, которому все не интересно. Это не значит, что он не смог бы учиться, если бы его заинтересовали. И все счастливо сложилось бы так, чтобы интерес привел к хорошему результату. Это и было бы началом так сложно возникающей мотивации, которая и приводит к школьным достижениям, и стимулирует их. Часто это зависит не столько от ребенка, сколько от педагогов и родителей.

Есть исследования так называемого «синдрома отличника» — перфекциониста, мучающего и себя, и окружающих, стремящегося только к самому высокому результату — чаще к оценке — любой ценой. Им действительно сложно жить и учиться. А есть отличники, которые учатся с радостью, с удовольствием, не сильно огорчаясь при неудаче, уверенные в себе, в своих силах, знающие свои плюсы и свои минусы. 

Но и те, и другие — результат того, как начиналось обучение еще до школы, позволяли ли мы, взрослые, детям делать ошибки, как реагировали на них, умели ли помочь, поддержать при неудаче, что требовали, как стимулировали инициативу и поиск, чем старались заинтересовать, на какой результат настраивали и как оценивали.

— Кому проще жить и работать?

— Для ответа нужно написать книгу. Думаю, непросто жить и работать и тем, и другим. Важно, какие задачи мы научим ставить детей, как оценивать свои возможности, видеть риски и ограничения, знать свои преимущества и недостатки, правильно выбирать приоритеты, проигрывать и начинать все сначала, не виня никого. Научим ли радоваться и восхищаться, грустить и надеяться, верить в себя и доверять. И еще многому-многому другому, но не на словах, а собственным примером. Подростки не верят словам.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.