В моем приходе или вокруг него встречаются настоящие подвижники: один нищих кормит, другая находит время водить детей из детдома в храм. Я человек не энергичный. Управившись с работой и домом, валюсь без сил. Но когда я в минуты отдыха читаю или играю с дочкой, перед глазами у меня стоит вот такой подвижник, и я начинаю укорять себя: «Ты тут развлекаешься, а кто-то раны бездомным перевязывает». И отдых мой очень часто бывает отравлен этой мыслью. Что это — совесть или навязчивое состояние? Досуг-то может быть у христианина? Инна
Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне:
— Уважаемая Инна! Если верующий чувствует угрызения совести, он не укорять себя должен, а попросить у Бога прощения с твердой решимостью изменить свое поведение. То же, что вы описываете, больше похоже не на покаяние и даже не на укор себе, а на самоедство, которое для души не только не полезно, но разрушительно. Тем более нелепо родителям укорять себя в том, что они в свободное от работы время играют со своими детьми. Замечательно, что есть люди, которые находят время помогать больным, одиноким, обездоленным, бездомным. Но у каждого свой крест, и для семейного человека главный крест — муж (жена) и дети. Им он должен служить в первую очередь, о них заботиться. Этот труд может отнимать почти все свободное время. И игра с ребенком — неотъемлемая часть этого труда. Остаются силы и время, чтобы поехать помочь другим, — прекрасно! Но нельзя этого требовать от всех. У людей разные силы, разные ситуации в семье, разная загруженность на работе. Не надо сравнивать себя с другими, думать, какое служение угоднее Богу. Все мы должны стремиться на совесть делать свое дело. Помогать другим людям в ущерб домашним заботам допустимо только по обоюдному согласию со своей половиной. Но лишить ради этого заботы и внимания своих несовершеннолетних детей, пренебречь их воспитанием — значит отказаться от своего креста.
Что касается досуга, то он для христианина не только допустим, но необходим. Приведу такой пример. Один охотник, увидев, как преподобный Антоний Великий шутит с братией, выразил свое недоумение. Старец предложил ему натянуть тетиву лука. Охотник натянул. Преподобный Антоний предложил натянуть еще сильнее, и еще. На третий раз охотник возразил: «Если я через меру натяну лук, он переломится». «Так и в деле Божием. Если мы сверх меры будем напрягать силы братии, то они скоро расстроятся. Посему необходимо иногда давать хотя бы некоторое послабление», — объяснил охотнику преподобный. Нам, плотским, необходимы передышки. Отдых помогает человеку стать глубже, мудрее, работоспособнее. Загнанность же наша никому не нужна. От нее страдает и сам человек, и его близкие.