— Если раньше считалось, что олимпиады — это прерогатива учеников топовых школ, то сейчас нет, — говорит Елена Горелик, сотрудник отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства в Москве. — Наш отдел работает с детьми с инвалидностью, а также с детьми, находящимися в больницах на длительном лечении, мы просто стараемся включать их в общегородскую систему подготовки к олимпиадам.
Вместе с Высшей школой экономики отдел создал проект, в котором студенты ВШЭ — призеры и победители олимпиад прошлых лет — ведут занятия для детей с особенностями здоровья. На таких уроках Андрей Якубой заинтересовался лингвистикой, с ним работали Маргарита Пинигина и Мария Кукушкина. Андрей ездил и на занятия Московской сборной, его тренировала команда Ольги Николаевны Зайцевой. В прошлом году он стал призером олимпиады по лингвистике и получил три приза за лучшее решение — это говорит о том, что авторы задач признали его школьником, который выполнил их задания лучше остальных участников. Андрей собирается учиться на компьютерной лингвистике в ВШЭ. Поскольку он призер Всероссийской олимпиады по русскому, у него есть право на поступление без экзаменов.
Элизабет Пфанненшмидт учила языки сама с частными преподавателями. В этом году она прошла на региональный этап ВсОШ по английскому, французскому и немецкому языкам, для этого школьница готовилась в Московской сборной (главный тренер команды по французскому Наталья Ивановна Долбик-Воробей, по немецкому — Ольга Васильевна Каплина). По немецкому языку Элизабет стала победителем, набрав при этом больше всех баллов в Москве, по двум другим — призером. На финальном этапе ВсОШ по французскому языку Элизабет стала призером. Финал ВсОШ по немецкому пройдет на следующей неделе, с 19 по 22 апреля.
— Она блестяще выступила на региональном этапе, очень надеемся, что и здесь все будет хорошо, — рассказывает Елена Горелик.
Анастасия Осипова прошла в финал ВсОШ по экологии, она представляла проект по распознаванию деревьев на ощупь. Ее школьный учитель — Людмила Дамбовна Кекнохаева. В сборной Анастасия занималась с командой под руководством Марии Гуреевой.
— Настя только участник финала, но она ведь пока в 9-м классе. Девушка еще и призер регионального этапа по литературе. Так что посмотрим, куда она будет развиваться дальше, — считает Елена Горелик.
Эксперт отмечает, что при подготовке незрячих детей к олимпиаде есть свои нюансы. Если школьники занимаются в общей аудитории, для незрячих важно, чтобы учитель проговаривал тот материал, который пишет на доске. Когда ученики ездят на общие сборы, сотрудники центра всегда просят преподавателей присылать материал заранее, чтобы его адаптировать.
— Например, бывают картинки, специальные значки, какие-то особенности иностранного языка или даже древнерусского, например. Для французского есть свой Брайль, а древнерусского Брайля не было. Обычно это не требует значительных усилий у преподавателей и не занимает много времени. Но когда присылают материал, нужно, чтобы это были не картинки, а текст, набранный буквами, — заключает Елена Горелик.
Она уверена, что подготовка к олимпиаде — это командная работа, которую должна начинать школа.
— Если мы даем ребенку попробовать себя в младших классах, он увидит, что это интересно, начнет думать, а где еще можно этим позаниматься, и дорастет до олимпиад. Спасибо школе-интернату № 1 для обучения и реабилитации слепых, ее директору Ивану Владимировичу Вишнивецкому и завучу Ирине Викторовне Хватовой. Они поддерживают своих детей и верят в них, без этого ничего бы не было.