«Сферум»
— История со «Сферумом» в этом году приобрела космические масштабы и приносит много страданий, — отмечает Иван Меньшиков, учитель математики в московской «Хорошколе» и член профсоюза «Учитель».
Платформу «Сферум» Минпросвещения только рекомендовало использовать в образовательном процессе как альтернативу иностранным мессенджерам. Но школы и региональные власти стали принуждать учителей, детей и родителей регистрироваться и общаться именно в «Сферуме».
— Родители к этому относятся критически, особенно если надо регистрироваться через «Госуслуги», — комментирует Дмитрий Казаков, председатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». — Многие не хотят регистрировать детей по соображениям безопасности, да и система регистрации не такая простая: куча паролей и подтверждений. А вся ответственность лежит на классном руководителе, причем за эту работу никто не платит.
Когда выяснилось, что платформой пользуются мало, от учителей начали требовать показатели активности:
— В итоге всем приходится отправлять друг другу смайлики и бессмысленные сообщения, чтобы выполнить «норму», — добавляет Дмитрий Казаков.
Профсоюз «Учитель» предоставил в распоряжение редакции «Правмира» скриншоты переписок от учителей из разных регионов. Приводим некоторые цитаты, авторские орфография и пунктуация сохранены.
Директор: «Коллеги в сферуме активизируемся. Будем показывать статистику по каждому. У кого меньше 12 в неделю, будем лишать премии».
«Уважаемые родители, нам нужна активность в сферуме. Это конечно маразм. Но мы не выполняем показатели (план). 10 сообщений в день. Можно отправлять картинки, доброе утро, хоть так. Это конечно бред. Но понять и простить».
«Сегодня была на совещании, у нас самая низкая активность. Жду от каждого педагога скрин чата с родителями (чтобы было видно, что все родители перешли в новый чат)».
Также в распоряжении редакции «Правмира» есть протоколы и приказы, которые обязывают учителей регистрироваться в «Сферуме» и запрещают им использовать иностранные мессенджеры в рабочих целях.
Регистрация и общение в «Сферуме» предполагает, что у всех детей есть смартфоны. Не учитывается, что это не всегда так и что не у каждой семьи есть интернет, особенно если речь идет о сельской местности и малообеспеченных семьях. Дмитрий Казаков приводит в пример случай, когда начальник одного из региональных управлений образованием потребовал от детей, у которых нет интернета, отправлять сообщения в «Сферуме» со школьного компьютера.
Согласно приказу «О повышении активности педагогов на платформе “Сферум/ВК-мессенджер”» <...> за использование иностранных мессенджеров в рабочих целях педагогический коллектив будет оштрафован:
от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц,
от 100 до 700 тысяч рублей для юридических лиц.
Профсоюз «Учитель» обращался в Минпросвещения и получил ответ: «Сферум» не является обязательной платформой в образовательном процессе, а решение о том, использовать конкретный электронный сервис или нет, принимают родители (законные представители) учеников.
— Министерство считает, что никаких принуждений быть не может, и выходит, что мы видим перегибы на местах, — заключает Дмитрий Казаков.
Тем не менее для некоторых учителей «Сферум» удобен, он хранит все рабочие переписки, разделяет работу и личную жизнь:
— Все в одном месте: чаты детские, родительские, чаты со всеми классами, рабочие, хранение своих файлов, сбор домашних заданий, онлайн-уроки, — перечисляет «Правмиру» Татьяна В., учитель математики из Ханты-Мансийска. — Просто огромный плюс, что никто больше не напишет: «Я видела, вы заходили в мессенджер, почему не отвечаете?» А я теперь не захожу туда, куда мне не надо.
Зарплаты
В России по-прежнему нет единой системы оплаты труда учителей. Напомним, что Госдума рассматривала законопроект в 2020 году.
— Мы давно ждем реформу. В пяти регионах были введены эксперименты. Но у нас нет ни результатов этих экспериментов, ни дальнейших планов, — комментирует ситуацию Всеволод Луховицкий, член совета профсоюза «Учитель», учитель русского языка и права в московской школе «Интеллектуал».
На сегодняшний день система оплаты труда учителей устроена достаточно сложно, объясняет «Правмиру» Иван Меньшиков:
— Разобраться здесь иногда под силу только опытному юристу. Надо запрашивать документы, нормативы, правила, в каждом регионе они свои. Минпросвещения уже несколько лет обещает создать хотя бы единые правила начисления зарплат, но вот прошел год, и снова этой единой системы нет.
Проблему низких учительских окладов стали часто обсуждать, но значимых сдвигов пока не видно, подчеркивает Артемий Гладких, заместитель директора Технолицея им. В.И. Долгих и член Общественного совета при Минпросвещения РФ:
— Отдельные регионы находят средства, дают учителям льготные ипотеки, поддерживают молодых специалистов, пытаются поднимать зарплаты. Но на федеральном уровне о существенном повышении зарплат речи нет. Из-за высокой инфляции, событий в мире и в нашей стране зарплаты в целом растут. Но зарплаты учителей не растут сопоставимо с зарплатами работников других сфер.
Марина М., учитель обществознания и истории с двухлетним стажем, рассказала «Правмиру», что в первый год работы получала около 20–25 тысяч рублей (за 19 часов). Надбавки как молодому специалисту ей не платили — Марина доучивалась в вузе и формально специалистом не была. На тот момент она работала в Воронежской области:
— Без категории за свои часы получают голый оклад, — уточняет Марина. — Чтобы заслужить категорию, надо не только вести уроки, но и вывозить детей на олимпиады, конкурсы, ездить с классом в поездки. Чтобы получать хорошую зарплату, надо брать полторы-две ставки — 25-35 уроков в неделю, к каждому из которых надо готовиться. И здесь учитель выбирает: остаться ему без категории, забыть о семье и сутками работать или готовить уроки кое-как.
На следующий год нагрузка Марины увеличилась. На руки можно было получить от 28 до 50 тысяч рублей с учетом больничных и премий. Сейчас Марина работает в Иркутской области и получает 28-35 тысяч рублей (36 часов и надбавки).
— Как повторяла учительница по математике, пытаясь отговорить меня от поступления в педагогический, учительство — это хобби, которое нам оплачивают наши мужья, — добавляет Марина. — На жизнь таких денег не хватает. Аренда жилья у нас с мужем стоит 25 тысяч. Остается либо брать больше часов и жить в школе, либо уходить в репетиторство, либо надеяться на мужа.
Татьяна П., другая собеседница «Правмира», преподает химию и биологию в Удмуртской Республике. Со всеми надбавками в одной из школ, где работает Татьяна, можно получить 25 тысяч. Учителя выживают за счет того, что берут по две-три ставки, одно-два классных руководства и «надомников» — детей на домашнем обучении. Татьяна работает на трех работах:
— В основной школе у меня 20 часов, по совместительству — 27 часов, еще полставки лаборанта. Шестидневная рабочая неделя. Сегодня я пришла с работы в восемь вечера. Это сложно. Но мне есть с чем сравнивать. Я много лет отработала в системе СПО (среднего профессионального образования), и там зарплаты еще ниже.
Зарплаты бюджетников социальной сферы проиндексируют с 1 января 2025 года. На 13,2% зарплату поднимут врачам, медработникам, учителям, преподавателям вузов, соцработникам, ученым.
Президент России Владимир Путин пообещал, что с 2025 года в ряде регионов начнет действовать новая система оплаты труда бюджетников.
— В 2025 году мы отработаем новую, более справедливую модель оплаты труда бюджетников в ряде пилотных регионов страны, а в начале 2027 года планируем — и надеюсь, это удастся сделать — распространить такую систему на всех сотрудников бюджетной сферы во всех регионах Российской Федерации, естественно включая здравоохранение, — заявил Владимир Путин.
МРОТ без надбавок
В сентябре 2024 года Конституционный суд России запретил включать надбавки за переработки в зарплату учителя, которая не превышает минимальный размер оплаты труда.
Теперь в доплату до МРОТ не должны входить:
- выплаты за нагрузку свыше 18 часов,
- выплаты за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями и другие дополнительные виды работ.
— Это очень хорошее решение, — уверен Всеволод Луховицкий. — Правда, пока не совсем ясно, как оно будет реализовываться. У нас региональное финансирование. Значит, надо, чтобы в каждом регионе повысились нормативы.
Примером того, как действует новое решение Конституционного суда, стала история Елены Харюшевой, учителя из Архангельской области. В зарплату Елены, не превышающую МРОТ, работодатель включил оплату дополнительной работы. Несколько лет суды отказывались исключать эти выплаты из зарплаты. В сентябре 2024 года Конституционный суд направил дело на пересмотр.
Чтобы учителя могли доказать свою правоту, в профсоюзе «Учитель» подготовили образец обращения в прокуратуру. Но массового движения учителей, которые подавали бы в суд и добивались пересмотра зарплаты, в этом году нет, констатирует Дмитрий Казаков:
— Учителя просто больше работают. Берут либо больше одной ставки, либо, например, два классных руководства. Это плохо сказывается на образовательном процессе.
Юлия Д. (имя изменено) работает учителем английского языка в одном из районов Крайнего Севера. В ее школе платят «северные» надбавки, а зарплата зависит от ставки, наличия категории, стажа и классов коррекции. Зарплата должна быть не ниже МРОТ, и здесь возникает вероятность неравенства:
— Может выйти так, что зарплата моей коллеги с категорией и стажем вписывается в МРОТ, а моя нет. Тогда мне доплачивают до МРОТ. То есть при разном стаже и категории получаем мы почти одинаково. Мотивация защищать категорию падает.
Зарплата Юлии в школе — 43–45 тысяч за ставку. Из них 8–10 тысяч уходят на коммунальные платежи, интернет, мобильную связь. Из-за транспортных расходов цены на продукты в ее регионе выше. Хлеб местного производства стоит около 100 рублей.
— Если у тебя есть ребенок, кредит, ипотека, съем, то жить значительно сложнее. К счастью, у меня нет больших затрат, а часть коммуналки возвращают. На крупные покупки, конечно, приходится откладывать. Самое дорогое, что покупаю, — большой мешок корма котам раз в полгода, раз в полгода трачусь на танцевальные костюмы. Верю в лучшее. Как сказал герой одной популярной игры: «Надо во что-то верить. А то жить не захочется».
Нехватка учителей
На начало 2024 года в государственных школах России учителями работали 1,054 миллиона человек, из них 88,4% — женщины. Кадровый дефицит составлял 18 160 учителей.
— Это консервативная оценка, — считает Иван Меньшиков. — Зачастую школы скрывают кадровый дефицит. На это есть разные причины. Бывает, часы распределены между другими учителями, учителя работают на полторы-две ставки, чтобы сводить концы с концами. Зачастую мы получаем информацию о том, что в школе нет учителя, когда ситуация катастрофическая: дети есть, а посидеть с ними некому. Если бы мы пересчитали, сколько ставок и учителей у нас есть, мы бы получили совсем другие цифры.
По данным Высшей школы экономики, численность обучающихся в расчете на одного учителя выросла с 11 до 20 человек за период с 2013 по 2023 год.
— Если есть выбор, молодежь выбирает профессию с более высоким доходом. Многие едут в Москву. В результате в регионах бывает некому вести уроки, — называет причины дефицита Иван Меньшиков.
Татьяна П., учитель из Удмуртской Республики, видит одну из причин в конфликтном руководстве школ:
— Допустим, учитель хочет работать, но администрации он не нравится, и его вынуждают уйти любыми способами. В моей школе в прошлом году работали два хороших педагога по русскому языку и литературе, молодая семейная пара. Дети радовались, уроки были замечательные. Но администрация до такой степени загнобила этих учителей, что они уволились.
Учитель из Смоленской области Ирина Н. (имя изменено) рассказала «Правмиру», что работает в малокомплектной сельской школе, где учителей катастрофически не хватает по всем предметам — село маленькое, учителя приезжают из соседних городов, но каждый день ездить за 20 километров накладно, особенно если нет личного транспорта.
В этом году Ирина была вынуждена взять преподавание немецкого языка, хотя его совсем не знает:
— А больше вести эти уроки некому. Читать по-немецки я кое-как научилась. Спасает, что в классе всего один ученик. Если бы у меня был класс, которому действительно нужен этот язык, я бы никогда за такое не взялась. Мой нынешний ученик с трудом строит фразу по-русски. Для него немецкий — пустое времяпрепровождение.
В этой же школе, по словам Ирины, учитель русского языка преподает физику:
— Но какая там физика, тоже не очень понятно. Учитель-бакалавр учится четыре года. А за курсы переподготовки можно заплатить деньги, особо ничего на них не делая. Дальше открывай решебник и списывай задания, которые будешь давать в классе. Но это же не преподавание.
Аттестация
С 24 марта 2023 года в России действует новый порядок аттестации педагогических работников. Одно из значимых изменений — срок действия квалификационной категории. Раньше он составлял пять лет, сейчас не устанавливается. Однако сказать, что категория будет действовать бессрочно, тоже нельзя.
— Фактически это значит, что категория присваивается до внесения соответствующих поправок в закон. Когда и будут ли вообще внесены поправки, мы не знаем, — комментирует Артемий Гладких.
В мае 2024 года Минпросвещения опубликовало проект, по которому освобождение от аттестации педагогических работников с квалификационной категорией отменяется.
Летом глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в новом учебном году в РФ впервые будут проверять компетенции преподавательского состава.
— Это предложение вызвало у учителей шквал недовольства, — сообщает «Правмиру» Дмитрий Казаков. — Выглядело так: да, больше не нужно подтверждать категорию, но проверять учителей все равно будут.
Пока что эти инициативы не реализованы.
— Ничего хорошего мы не ждем, в любой момент все может измениться, — дополняет коллегу Иван Меньшиков. — Да, сейчас стало легче от ощущения, что можно один раз собрать кипу бумаг, доказать комиссии, что ты толковый педагог, умеешь работать с детьми, и не проходить эту эпопею каждые пять лет. Но мы не можем быть уверены, что эти бессрочные категории избавят учителей от новой бумажной волокиты.
Учителя, которые получили квалификационную категорию до 24 марта 2023 года, должны аттестовываться в соответствии со старым порядком (срок действия категории — пять лет). После этого категория будет присвоена «бессрочно» — до внесения возможных поправок в действующий закон.
— Это специфика законотворчества. Мы не можем распространить новый порядок аттестации на то время, когда он не был принят. Но то, что мы имеем сейчас, это уже большая победа, — подытоживает Артемий Гладких.
Активность для галочки
По-прежнему школьные учителя вынуждены разбираться с конкурсами, акциями, курсами, голосованиями, опросами и регистрациями на всевозможных сайтах:
— Этого немереное количество, все министерства и ведомства вмешиваются в образовательный процесс и навязывают свои активности с отчетами, — перечисляет Дмитрий Казаков. — Школа превратилась в полигон апробации чего угодно. Все учителя перегружены.
Бюрократии в школе меньше не стало, соглашается Марина М., учитель из Иркутской области. Вся разница в том, что теперь бюрократия не бумажная, а электронная:
— Как бы ни говорили, что снизилось количество бумажной работы, это ложь. Все бумаги перешли в электронный формат и там размножились. Вечные регистрации на сайтах, электронные отчеты. Чего только стоит эпопея с переходом родительских чатов в «Сферум» или, к примеру, возможность входа в «Дневник.ру» только через верифицированный аккаунт на «Госуслугах». Некоторые родители даже не знают слова «верифицированный».
Полина Ч., учитель из Курской области, рассказала «Правмиру», что 20 лет проработала воспитателем в детском саду, а затем решила попробовать что-то новое и устроилась в школу. Но Полину ждало разочарование:
— В школах сейчас не обучение, а бесконечные электронные регистрации, опросы, голосования, отчеты. Это никому не нужно. Я работала ежедневно с утра до вечера при ставке 21 час и при зарплате 30 тысяч. В итоге через некоторое время заболела. Меня скрутило так, что до сих пор не могу очухаться.
Обществознание
Принят закон о том, что с 1 сентября 2025 года предмет «Обществознание» исключат из программы 6–8-го классов.
Это опрометчивый шаг, уверен Николай Половинкин, учитель истории и обществознания из Республики Мордовия, ветеран труда:
— Я много лет веду уроки в старших классах и вижу, что у детей хотя бы есть элементарные представления по тем темам, которые изучаются в 10–11-м классах. Ведь обществознание — это полезный предмет, дающий общее представление о том, как устроено общество. Дети узнают о процессах, протекающих в разных сферах жизни: в экономике и в политике, в системе образования и в культурной среде, получают знания о государственном устройстве и социальных проблемах, возникающих в обществе и решаемых властью. Школьникам интересны эти уроки, потому что они связаны с действительностью.
Обществознание — это совокупность этики, философии, политологии, экономической теории, правового воспитания. Оно помогает социализации ребенка в школе и становлению его активной гражданской позиции, рассуждает Николай Половинкин:
— Никакие «Разговоры о важном» (по наблюдениям, половина тем этих разговоров сложна для восприятия не только детям, но и классным руководителям, среди которых есть физруки, математики, биологи) и «Основы финансовой грамотности» не могут выполнить те познавательные и воспитательные задачи, которые решаются на уроках обществознания. Инициатива, на мой взгляд, совершенно излишняя. Либо кто-то считает, что много знать о современном социуме совсем не обязательно.
Профсоюз «Учитель» проводил круглый стол, посвященный изменениям в программе по обществознанию, но реакции со стороны Минпросвещения не последовало. Однако уже летом и осенью прозвучали заявления о том, что в школе необходимы уроки по праву:
— Чиновники и депутаты периодически предлагают противоречивые вещи: сначала сократить количество часов по обществознанию, потом ввести больше уроков по праву, — комментирует Дмитрий Казаков.
Русский язык и дети мигрантов
В декабре 2024 года Госдума в третьем чтении одобрила законопроект, по которому детей мигрантов при приеме в школу будут тестировать на знание русского языка. Детей, которые не смогут пройти тестирование и не предоставят документ о законности своего пребывания на территории РФ, не допустят к учебе.
— Детей мигрантов на всю Россию не так много. Новый закон ничего не изменит в ситуации с детьми — гражданами России из разных республик, плохо знающими русский язык, потому что закон их просто не коснется. Очень странное решение, — комментирует Всеволод Луховицкий.
Дмитрий Казаков называет новый закон дискриминационным, поскольку есть опасность, что многие дети мигрантов не смогут пойти в школу:
— Это не означает, что нет закона, нет проблем. Когда дети не знают русский язык, проблемы все равно остаются. И здесь в помощь нужны центры, где дети могли бы дополнительно адаптироваться и где учителя могли бы получить методическую поддержку. Но такие центры не должны заменять общеобразовательные школы.
Законопроект об оскорблениях
Осенью 2024 года в Госдуме разработали законопроект, согласно которому за оскорбление учителей будут полагаться штрафы. Многочисленные жалобы, заявил Сергей Миронов, говорят о том, что «закон в подавляющем большинстве случаев оказывается на стороне учеников и родителей, а учитель один на один остается со своими проблемами».
«Правмир» подробно обсуждал эту тему с учителями из регионов. Например, Наталья К. (имя изменено), учитель истории из Новосибирской области, согласна с тем, что наказание за несовершеннолетнего могут и должны нести родители и штраф должен быть ощутимым:
— В первый год дистанта шестиклассник на уроке покрыл меня матом. Я неопытный пользователь зума. Пока сообразила, как убрать звук, все дети послушали. У этого класса я вела уроки всего два месяца, этот мальчик перебивался с тройки на четверку. Я еще ничего ему сделать не успела. Оказалось, он так же обошелся еще с несколькими учителями. Почему? Просто развлекался, проверял на прочность. А еще он писал письма с такой лексикой, в том числе мне — от имени друга. К тому моменту я работала уже 17 лет, похожих проблем с детьми у меня не возникало. Было так омерзительно и унизительно, что я слегла с приступом панкреатита. Конечно, я отказалась вести уроки в том классе, потому что не могла смотреть детям в глаза.
Наталья написала заявление в прокуратуру, через пару месяцев пришел ответ: поскольку ребенку нет 16, дело возбудить не могут.
Новый законопроект кажется Артемию Гладких справедливым:
— Если у ребенка проблемы в школе, у родителей есть механизм, куда жаловаться. Если проблемы у учителя, то куда жаловаться ему? Думаю, этот законопроект поднимет учительский авторитет.
ЕГЭ для учителей
Все чаще учителей обязывают проходить диагностику в формате ЕГЭ. Раньше для московских учителей результаты диагностики МЦКО действовали пять лет, теперь срок сократился до трех.
— Для многих учителей это унизительно, — анализирует Иван Меньшиков мнения коллег. — Они уже получили образование, они знают свой предмет. Но, видимо, через три года учитель все забывает и должен проходить процедуру заново. Это стресс. В некоторых случаях за диагностику нужно самим платить деньги — не все школы ее оплачивают. Вся эта история не выглядит достойным отношением к нашим педагогам.
При этом официально диагностика остается добровольной. Профсоюз «Учитель» получил ответ Департамента образования и науки Москвы о том, что диагностика МЦКО не является обязательной.
— Но часто получается так, что директор говорит учителям: «Если вы не сдадите, наша школа будет в последних местах рейтинга. А меня всегда могут снять». И действительно могут, — рассуждает Всеволод Луховицкий. — Многие нынешние учителя уже сдали ЕГЭ по своему предмету, когда окончили школу. И теперь им нужно сдавать тот же самый экзамен заново, это унижение. Лично ко мне никто не пристает. Все знают, что я его не сдам и сдавать никогда не буду. Как и некоторые мои коллеги, я просто сообщил об этом директору.
Тем не менее в Москве, по наблюдениям Ивана Меньшикова, отказываться от диагностики все труднее. Многие учителя проходят ее по несколько раз, чтобы получить более высокий результат:
— Работы учителей проверяют более дотошно, чем работы детей. Кому-то достаточно просто высокого или базового уровня, но каждая школа заинтересована в том, чтобы у нее было как можно больше педагогов с экспертным уровнем.
«Права не дают, права берут»
В последние два года о профессии учителя активно заговорили в публичном пространстве, резюмирует Артемий Гладких:
— То, что это важная профессия, теперь звучит везде. К учителям стали относиться лучше. Понятно, что это процесс долгий, но, кажется, изменения начались. Мы уже не те, кто просто предоставляет услуги и почему-то всем вокруг должны.
Учителя стали чаще появляться в медийной сфере. Минпросвещения России запустило конкурс для учителей-блогеров и администраторов школьных сообществ. Стартовал уже третий сезон телепроекта «Классная тема!» о лучших учителях страны.
— Учителя ведут блоги, их за это поощряют, им выделяют гранты, учителя появились на телевидении, это здорово. Но мне как учителю хотелось бы чего-то более глобального, — продолжает Артемий Гладких. — Например, льготной ипотеки для учителей или значимого повышения зарплат учителям в регионах.
В профсоюзе «Учитель» фиксируют, что в этом году заявок на помощь и вопросов стало больше, в регионах появляются новые первичные профсоюзные организации. Это значит, что учителя, несмотря ни на что, хотят отстаивать свои права, говорит Всеволод Луховицкий.
Но, кроме коллективной защиты, зачастую никаких других инструментов борьбы с несправедливостью нет, заключает Иван Меньшиков:
— Легче молчать, чем возмущаться и привлекать к себе внимание. Случаев, когда учителя берутся отстаивать свои трудовые права, в этом году было немного. Права не дают, права берут. И если учитель не готов эти права отстаивать, никаких прав у него и не будет.
Фото: Валентина Половникова и Жанна Фашаян