
«Мама, я сказала им код от Госуслуг»
Я собиралась на встречу с коллегами и случайно не пропустила сообщение от дочери: «Мам, а что там с моей симкой?»
Мне и пятерым детям не раз поступали звонки о том, что истекает срок договора на обслуживание сим-карт. «По Федеральному закону N… все абоненты обязаны подтвердить персональные данные для продления обслуживания», — приятным голосом говорил оператор. Как-то я даже решила проверить, есть ли подобный закон, и убедилась, что неподтвержденных абонентов операторы, действительно, обязаны блокировать.
— Катюша, это мошенники! Тебе не должны звонить, потому что договор оформлен на меня. Скажи собеседникам «До свидания», — написала я тут же.
Дочка ответила не сразу, а спустя время:
— Мне позвонили и попросили код.
— Ты же его не сказала?
— Сказала.
— А что за код?
— От Госуслуг.
Я мгновенно позвонила в техподдержку Госуслуг. Выяснила, что необходимо немедленно явиться в отделение МФЦ для решения проблемы. Вскоре от дочки получила новое сообщение:
— Мама, какая же я дура. Что я сделала?
«Я отправила 50 сообщений с просьбой перезвонить»
Кате недавно исполнилось 18 лет. Она первокурсница соцфака столичного вуза. И это был тот редкий день, когда студентов отправили на дистант. Часть лекции отводилась на выступление ребят с докладами. Моя дочь ждала очереди, когда начали поступать звонки на телефон.
Вообще, она никогда не поднимает трубку, если видит незнакомый номер. Современные подростки редко отвечают на телефонные звонки, считая это нарушением личных границ. Сложно сказать, что случилось в этот раз, но звонили ей так настойчиво и долго, что она не выдержала.
Она испугалась после первых слов звонившего. Ее насторожили не только ссылки на статьи закона, которыми щедро сыпал собеседник, а в целом угрозы и обвинительный тон.
Наверное, моя дочь не привыкла к такому. А может, требование сообщить код Госуслуг показалось ей самым простым и логичным решением. Сегодня через Госуслуги подтверждаются данные в самых разных учреждениях. Это же правда. Всего-то личность подтвердить, и проблема решится.
Спустя полминуты ей пришло SMS-уведомление «Никому не сообщайте код». Но спешка, продолжающийся онлайн-урок, общая растерянность и висящий на телефоне собеседник лишили ее бдительности. Код так настойчиво требовали, что критическое мышление отказало.
Мне удивительно, что дочь сразу не сбросила звонок, не заблокировала номер, как я много раз говорила. Не понимаю, почему она не поставила телефон на беззвучный, как обычно. Еще больше шокирует, как послушно и легко она сообщила то, что от нее требовали.
По ее словам, собеседник был убедителен, его аргументы правдоподобны. Ни на секунду она не сомневалась, что речь идет о реальных вещах. Ну правда, у нее же есть сим-карта и не хочется лишиться связи так внезапно. Ей вот-вот предстояло выступать с докладом. Мысль, что телефон заблокируют, с этим долго придется разбираться, пугала.
Еще спустя пару минут пришло новое сообщение: «В ваш аккаунт произошел вход с неизвестного устройства… Если это были не вы, срочно свяжитесь с нами по следующим каналам: через чат или по номеру телефона через Telegram». При этом в сообщении был логотип Госуслуг. Выглядело все максимально правдоподобно. Тут-то до дочки и дошло, что она сообщила код мошенникам, поэтому сразу написала мне, что совершила глупость. Впрочем, вместо того, чтобы перезвонить, она набрала указанный в сообщении номер.
— Катюша, это мошенники! — писала я ей.
— Мама, все в порядке. Я уже позвонила в поддержку Госуслуг и сейчас все решу по телефону.
— Это мошенники, срочно прекращай разговор.
В ответ тишина. Я отправила полсотни сообщений с мольбой перезвонить мне, но она на них не отвечала.
«Вы подвели своих родителей», — сказали мошенники
Основная задача мошенников — тянуть время. Это позволяет получить доступ к личным данным и воспользоваться ими. Например, взять микрозаймы в онлайн-банках. Микрокредиты до 100–200 тысяч рублей дают без личного присутствия, через подтверждение личности в Госуслугах. Их число неограниченно. Но и данные о том, что на ваше имя оформили заем, вы тоже не сможете получить. Это станет известно, когда придет время платить по счетам.
Мошенники тянули время и блокировали подростка от любых внешних контактов.
Дочь не могла позвонить ни родным, ни близким, ни друзьям, чтобы задать вопросы или сообщить о происходящем. Ее внимание напряженно держали, ни на секунду не отпуская.
— Можно я перезвоню вам позже, у меня сейчас будет доклад, мне надо выступать, — говорила она собеседнику.
— Определитесь, что для вас важно. Конечно, можете бросить сейчас все, но вы сообщили код Госуслуг мошенникам! Вы представляете последствия?! Мало того, что они украдут ваши деньги, так еще наберут миллионные кредиты. Вы подвели своих родителей, всю семью, свой род. Вы представляете, что близким придется выплачивать колоссальные долги всю свою жизнь, продать имущество? Понимаете, что, сообщив код, вы сами совершили уголовно наказуемое преступление и будете привлечены к ответственности за пособничество мошенникам? Вы станете не потерпевшей, а обвиняемой. Если не боитесь тюрьмы, конечно, можете идти доклад свой дурацкий делать. Но я бы на вашем месте подумал, что на кону судьба всего вашего рода…
Собеседник активно и настойчиво вешал ответственность, обвинял, пугал, угрожал последствиями, грозил тюрьмой и даже сиротством. Четыре года назад умер мой муж, и я одна воспитываю детей. Они прекрасно понимают, что жить нам довольно трудно. Их угрозы настолько точно попали в цель, что доверчивый и наивный ребенок был раздавлен и обезоружен.
Дочь плакала так, что не могла говорить
— Вы всех подвели. Вы всех страшно подставили. Вы и только вы виноваты в случившемся. Вы сами выдали код, и не думайте, что сможете избежать ответственности. Сейчас мы заблокируем ваш аккаунт на Госуслугах.
— Можно сделать это дистанционно в МФЦ?
— Категорически нельзя. На это, естественно, понадобится время. Итак, начнем…
Дочь все это время сидела перед компьютером и смогла написать мне: «Мама, не переживай, я дозвонилась до Госуслуг. Аккаунт мне сейчас блокируют. Мошенники к нему доступа не получат! Иди спокойно работай. Больше тебя не буду беспокоить».
В это же время напарника по докладу она попросила выступить за двоих.
Я же только закончила говорить с оператором настоящей поддержки Госуслуг. Теперь я точно знала, что дистанционно проблему решить нельзя. Лишь придя своими ногами в офис МФЦ и предъявив паспорт, вы сможете что-то изменить.
— Доченька, это мошенники. Невозможно разблокировать аккаунт без личной идентификации в МФЦ. Бросай трубку прямо сейчас, — писала я ей.
— Куда это вы отвлекаетесь? — спросил ее собеседник.
— Переписываюсь с мамой.
— Вы с ума сошли? Вы не знаете, что по статье такой-то все, что мы с вами сейчас обсуждаем, сугубо конфиденциальная информация? Вы не имеете права разглашать услышанное. В противном случае будете привлечены к ответственности. Разговор должен остаться между нами…
Дочь была напугана до такой степени, что от слез не могла говорить. Из-за ужаса за самую страшную ошибку в своей жизни она была готова покончить с собой, как мне потом признавалась.
Мошенники внушали, что последствия для семьи неминуемы и необратимы.
Я не унималась и писала дочке: «Бросай трубку, это мошенники. Немедленно перезвони мне. Это мошенники! Умоляю, положи трубку и позвони мне!» Но Катюша не верила и продолжала висеть у них на крючке.
Сомнение появилось лишь тогда, когда собеседник сказал:
— Ну все, мы видим, что мошенники получили доступ ко всем вашим банковским счетам. Необходимо срочно отправить запрос в Центробанк и перевести средства на безопасный счет…
«Я чудовище. Это конец!»
У дочки нет банковских счетов и сбережений, и это ее немного отрезвило:
— Мама, какая же я дура. Я тупая. Я ничтожество. Я подвела всех вас…
Читать это было страшно. К счастью, я давно была в пути, потому что решила физически вырвать телефон из рук дочери.
Директор моего подразделения отпустила немедленно, как только узнала, что дочь отдала мошенникам код от Госуслуг. Она, как выяснилось, сама недавно попала в аналогичную ситуацию. И дала мне четкую инструкцию:
- Как можно раньше езжайте в МФЦ и сообщите о взломе аккаунта. Там знают, что делать. Они отключат мошенников и снова авторизуют подростка, установят новый пароль и новое кодовое слово.
- Срочно обратитесь в полицию и сообщите о взломе. Это позволит с большой степенью вероятности опротестовать крупные кредиты и не даст мошенникам получить доступ к банковским картам, особенно если на них есть средства.
Наконец дочь подняла трубку. По истеричным рыданиям, неспособности говорить я поняла, в каком она ужасном состоянии. Я повторяла ей бесконечно: «Не волнуйся, родная, все в порядке. Ты не сделала ничего ужасного. Я тебя очень люблю. Слышишь, я тебя очень люблю! Возьми паспорт и иди в МФЦ».
— Я совершила ужасное зло. Я вас всех подвела. Я чудовище, — продолжала она рыдать, — это конец!
Она говорила так, будто совершила непоправимый поступок. Слушать это от ребенка было невыносимо. Мошенники умудрились за полуторачасовую беседу внушить ей чудовищное чувство вины.
Сотрудники МФЦ все поняли
Я рада, что дочь набралась смелости, нашла в себе силы и пошла в МФЦ сама. Сложно представить, как сильно она боялась. Например, она не понимала, что «можно говорить, а за что ей светит тюрьма». Говорить, кстати, не понадобилось. По рыданиям сотрудники МФЦ все поняли.
Ее усадили на стул, дали воды, начали работать с документами. Главное, успокаивали: «Не расстраивайтесь. Вы молодец, что пришли сразу. Вы просто умница, что все поняли. К нам каждый день приходит по 30– 40 человек минимум. Кто-то через неделю, а кто через месяц, а вы сразу. Вы — герой! Вы не сделали ничего страшного. Ну что вы говорите, никакая вы не дура. Никого не подвели. Абсолютно все, даже очень взрослые и опытные люди, попадаются на эту удочку, понимаете?! А теперь идите в полицию».
Оказалось, достаточно было сказать, что взломан аккаунт Госуслуг, чтобы полицейский со словами «все ясно» по отработанной схеме распечатал бланк заявления. Он подтвердил, что ежедневно с аналогичной проблемой приходит минимум 50 человек! Сколько в столице МФЦ? 100? А сколько пунктов полиции? Тысячи человек ежедневно отдают свои данные мошенникам, теряют сбережения, берут кредиты?
После заполнения всех бланков в полиции дочке полегчало. Но она еще долго не могла отойти от произошедшего. Много дней подряд мы проговаривали эту историю, вспоминая, что ей говорили, что она отвечала. Я пыталась выяснить, как, почему она повелась на мошенников, но вразумительный ответ подросток дать не смог. Она и правда не знала, почему.
«Говорите детям, что любите их»
Я регулярно говорю с детьми. Рассказываю о мошеннических схемах, о которых узнаю из новостей. Мошенники давно уже добрались до нашей семьи.
Родная тетка из Екатеринбурга не просто отдала пароли и коды, но и все сбережения, отложенные на черный день. Она взяла больше миллиона рублей в кредит и собственноручно выдала их мошенникам. Никто не понимает, как им удалось это провернуть, потому что она молчит. Ей до сих пор стыдно признаться, сколько на самом деле денег она отдала.
Хотя каждый раз дети слушали меня с некоторым скепсисом, мол, «мам, ну за кого ты нас принимаешь». Все-таки пробить броню мошенникам удалось. Выходит, любой может оказаться в такой ситуации.
Постфактум, вспоминая аргументы и формулировки мошенников, дочка признавалась, что они были абсурдны.
«Но когда ты находишься внутри ситуации, то не видишь и не чувствуешь это, — говорила она. — У тебя учащается сердцебиение, воздуха не хватает. Ты волнуешься и не можешь взять свою тревогу под контроль. Все эти “решайте быстрее”, “судьба семьи у вас в руках”, “расставляйте приоритеты”, “вам грозит уголовная ответственность” звучат бредом теперь, но не тогда».
Недавно 11-летнему сыну позвонили мошенники. Он поднял трубку, а потом пришел со словами: «Мам, я ничего не понял. Чего они хотели вообще? Надоели».
Я проверила кредитную историю дочери через Госуслуги. К сожалению, она не показывает микрокредиты. В полиции нас предупредили, если что-то всплывет, важно немедленно принести и приложить это к делу. А всплыть может и через месяц, и через два, когда угодно.
На днях пришло уведомление из полиции, что «по поданному в конце декабря заявлению принято решение не заводить уголовное дело, ввиду отсутствия ущерба для потерпевших».
Самое важное, что хочется сказать родителям. Не переставайте говорить детям, что любите их.
Повторяйте вновь и вновь: «Что бы ни случилось, даже самое ужасное и чудовищное, ты всегда можешь прийти ко мне и рассказать. Я не буду осуждать и наказывать. Я на твоей стороне. Я поддержу и помогу. Пожалуйста, не бойся. Запомни, если кто-то сказал “только не говори родителям” — это красный флаг и сигнал сделать ровно наоборот».
Призывы психологов сохранять с детьми доверительные отношения для меня не пустой звук. И хотя отделяться от родителей — самое естественное, что может быть между родителем и подростком, мы обязаны сохранять доверие и любовь. С теми, кто не слышит, не понимает, не желает понимать, кто обесценивает, осуждает, наказывает, кто угрожает пятничной поркой, называет дебилом, идиотом и ничтожеством, с таким родителем нельзя поделиться тем, что лажанулся и отдал пароль от Госуслуг.
Фото: freepik.com