Н. Струве сегодня исполняется 80 лет
Церковная и культурная общественность России отмечает сегодня восьмидесятилетие Никиты Алексеевича Струве, одного из выдающихся деятелей русского Зарубежья, издателя, слависта, исследователя проблем русской эмиграции и культуры России.
Он родился 16 февраля 1931 г. в парижском предместье Булонь. Его дедом был известный философ, экономист и политический деятель начала XX века Петр Струве. Женился на Марии Ельчаниновой, дочери выдающегося русского пастыря отца Александра Ельчанинова. Окончил Сорбонну и с 1950-х гг. преподавал в Сорбонне русский язык. В 1960 г. он вступил в Русское студенческое христианское движение (РСХД), участие в котором очень сильно повлияло на формирование его христианского мировоззрения. Никита Струве уже почти полвека возглавляет известнейшее в Европе парижское издательство «ИМКА-Пресс», чьи книги, доставлявшиеся в страну сквозь «железный занавес», оказали заметное влияние на взгляды советской интеллигенции. Именно в издательстве ИМКА-Пресс в начале 1970-х годов впервые на Западе Струве опубликовал романы Солженицына «Август 14-го» и «Архипелаг ГУЛаг».
Струве посчастливилось общаться с лучшими представителями русской эмиграции, в числе которых Иван Шмелев, Марина Цветаева и Николай Бердяев. Значительная часть их рукописей, писем и автографов Струве передал в 1995 году в Москву в Библиотеку-фонд «Русское зарубежье», учредителем которого он стал вместе с Русским Общественным фондом Александра Солженицына и правительством Москвы.
Никита Струве — автор исследования «70 лет русской эмиграции». Книга была издана на французском языке в 1996 году, а впоследствии переведена на русский. Он также выпустил антологию русской поэзии Золотого и Серебряного века с собственными переводами на французский язык стихотворений Пушкина, Лермонтова, Фета, Ахматовой и других поэтов.
Впервые Струве приехал на родину предков в 1990 году с коллекцией книг и журналов (40 тысяч экземпляров), на основе которой в библиотеке Иностранной литературы состоялась выставка «самиздатовской» литературы, в числе которой были произведения Солженицына и труды религиозных философов. Позже в Москве было открыто издательство «Русский путь», которое продолжило традиции «ИМКА-Пресс».
Из интервью Н. А. Струве журналу Элита общества, опубликованного в октябре 2007 г.:
– Только что исполнилось 85 лет со дня трагической даты – 30 сентября 1922 года цвет русской культуры покинул Отечество на так называемом «философском пароходе», на «корабле дураков», как его еще называли. Но это была лишь часть покинувших Родины, а в чем уникальность «русского исхода» вообще?
– В том, что страну за один раз покинул миллион человек. И тем, что исход этот был невольным и отличался своим качеством. Россию покинул цвет страны, причем в самый плодотворный и творческий период русской культуры. Надо было большевикам прийти к власти, чтобы был такой исход. И Ленин тут, конечно, помог, выслав сто пятьдесят лучших голов, помимо тех, кто уехал сам.
– Можно ли, вспоминая И. А. Бунина, говорить о миссии русской эмиграции? И если да, то насколько она с ней справилась?
– Вполне можно говорить! И вполне справилась, надо сказать, потому что творчество продолжалось. Оно, конечно же, продолжалось в условиях небывалой свободы от преследования, в полной свободе от опеки государства и даже от давления какого-либо общества. С полным сознанием того, что не противостоянием с оружием (оно было бессмысленно – пробовали ведь некоторые делать вылазки на Советскую Россию), а только творчеством можно победить. Была надежда, что рано или поздно это творчество будет унаследовано, воспринято и соединится с Россией.
– А какова была роль Церкви в объединении людей, оказавшихся на чужбине?
– Церковь играла большую роль – во всяком случае, во Франции, в Западной Европе. Потому что ее возглавлял назначенный Патриархом Тихоном митрополит Евлогий (Георгиевский) – один из крупнейших епископов XX столетия в православном мире, который, я надеюсь, будет канонизирован за его поистине необыкновенные заслуги перед Церковью. Он понял, как поняла и мать Мария (Скобцова), как поняли многие другие, что нужно воспользоваться той небывалой свободой, которая дарована. Он осознавал, что надо держать Церковь над политикой а, главное, самой Церкви привить внутреннюю полную свободу. Его воспоминания кончаются заключением, которое является гимном свободы Церкви от внешних давлений и от внутренних давлений. Я его уподобляю гимну апостола Павла о любви. А это – гимн о свободе в Церкви и гимн самой Церкви. И вот целая плеяда величайших мыслителей и богословов выполнила эту миссию.
Смотрите также: