«Никогда не ставлю двойки по физкультуре». Учитель Хамидби Гудов
«Рекорды Маши до сих пор никто не может побить»
— Правда, что в Прохладном почти каждый житель — в прошлом ваш ученик?
— Если я всего работаю 44 года, и 40 лет в одном городе, конечно, через меня прошли многие дети. Плюс у меня были команды по баскетболу, футболу, мы ездили на соревнования. Часто бывает, что встречаю знакомых. Подходят, благодарят…
— Самая известная ваша бывшая ученица — олимпийская чемпионка по легкой атлетике Мария Ласицкене. Она уже в школе выделялась?
— Маша у меня проучилась с 5-го по 11-й класс. Закрывала все виды спорта: гимнастика, волейбол, баскетбол — все подряд! Играла за сборную школы по баскетболу, получалось здорово. Вот, например, наша команда в 5-м классе.
В какой-то момент у нее даже был выбор: идти дальше в баскетбол или в легкую атлетику. Но она выбрала прыжки в высоту и правильно сделала.
Такие таланты, как Маша, рождаются раз в 100 лет. До сих пор ее рекорды никто не может побить. В пятом классе прыгала в длину с места на 2,15–2,20 метра, представляете? У нас каждый год летом проводились соревнования ко Дню защиты детей. Там были несложные дисциплины, вроде бега на 60 метров, подтягиваний и так далее. За каждую победу давали по шоколадке. Так вот Маша всегда уходила с целой стопкой шоколадок.
— Понимая, что перед вами уникальный человек, не опасались, что она на школьной физкультуре, например, травмируется?
— Мы постоянно общались с ее тренером Геннадием Габриляном, он в прошлом тоже учитель физкультуры. Он ничего не просил, я сам понимал: «Гена, если у нас турнир по баскетболу, я ее поставлю только на финал! А так буду беречь».
Мне, конечно, хотелось, чтобы команда выиграла, а Маша у нас была лучшей. Но ее будущее в любом случае важнее.
Зачем сдавать нормативы в школе
— Часто именно физкультура становится стартом для буллинга: «ты медленный — из-за тебя проиграли эстафету», «ты неуклюжий — не возьмем тебя в команду». Что с этим делать?
— У меня в прошлом году была такая девочка: бегает, гимнастику выполняет, но как эстафета — все ребята: «Ой, не надо ее к нам!» Я их позвал на разговор, убеждал: «Нельзя устраивать разборки, кто виноват. Эстафета — командные соревнования. Если вы проиграли, это не она одна виновата, а все вместе. Значит, каждый чуток недоработал, чтобы выиграть». Получилось ли? Честно, не знаю. Не всегда получается.
— Если ребенок жалуется, что болит живот, а вы почти уверены, что он просто не хочет заниматься — что делать?
— У меня железное правило, что каждый, у кого нет справки от врача, обязан переодеться в спортивную форму. Если болит живот — окей, будешь мне помогать. Например, записывать время, считать очки/баллы в эстафетах и так далее.
— Вы ставите двойки за физкультуру?
— Только если пришел без формы или откровенно не работал на уроке. А так стараюсь ставить хорошие отметки. Даже если ребенок не выполнил норматив, но старался — поставлю пятерку и скажу «спасибо за работу».
Не всем дано хорошо бегать или великолепно играть в баскетбол. Но если человек научился хотя бы вести мяч и попадать в кольцо — это уже достойно.
— Зачем тогда нужны нормативы по физкультуре, если вы все равно поставите пятерку независимо от результата?
— Только для интереса самих детей. У меня многие спрашивают: «А вот в сентябре или в прошлом году я насколько хуже бежал?»
Им интересно сравнивать себя с самими собой, понимать, как они растут, становятся сильнее. Никакого другого смысла я в этих нормативах не вижу.
— Нужна ли обязательно на физкультуру белая футболка? Вы видите смысл в этом требовании, разве в цветной футболке ребенок сразу станет хуже бегать или прыгать?
— Я давно не работал в начальной школе, но в целом считаю, что если в первом-втором-третьем классах у всех белые футболки и черные шорты, то это просто красиво. Но если кто-то придет в цветном, конечно, с урока не выгоню.
А начиная класса с пятого, они все хотят приходить в форме любимых клубов или футболистов: «Барселона», «Челси» и так далее. Я не могу и не хочу заставлять, пусть показывают себя.
В целом, мое единственное требование — это безопасность, то есть удобная обувь. Были случаи, когда девочки приходили в хиджабе. Ну, значит, в семье так принято, я ни на чем не настаиваю.
— Ваши школьные команды много лет успешно выступали на республиканских соревнованиях по баскетболу. Как вам это удавалось, учитывая, что Прохладный совсем маленький город?
— Мы много лет в соревнованиях по баскетболу среди девочек уступали в финале только Нальчику. Хотя у нас я один занимаюсь женским баскетболом, а в Нальчике — три-четыре тренера. Они собирают сборную и, конечно, нас обыгрывают.
Мы много ездили: Минводы, Пятигорск, в разных турнирах участвовали. Раньше с этим было проще: написал заявку, получил автобус и поехал. Сейчас, чтобы организовать выезд, нужно столько бумажек собрать, что с ума сойдешь. Поэтому мы почти перестали куда-то выбираться.
«Мяч стоит 400 рублей. Скидываемся всем классом»
— Как заинтересовать школьника физкультурой?
— Я с ребенком стараюсь поговорить и нащупать, что ему было бы интересно. У нас у каждого ведь есть талант: к играм, легкой атлетике, плаванию, чему-то еще… Мне хочется, чтобы дети в себя поверили и поняли, что благодаря спорту можно многого добиться.
Но чтобы на физкультуре было интересно, для начала нужна материально-техническая база. Хотя бы элементарно: мячи, скакалки, зал достаточной площади.
Допустим, у меня каждый класс раз в году покупает мяч. Вот у меня 10–15 классов, каждый по мячу — и вот у меня уже 15 хороших мячей. На следующий год еще купили. Потом старые выкидываю, и таким образом у меня в обороте всегда 30–40 мячей, каждому хватает.
Спасибо родителям, что помогают. Один мяч стоит 400 рублей, достаточно классу по 50–100 рублей с человека скинуться, чтобы купить хотя бы несколько. Это ведь недорого и несложно, правда?
Школьные площадки — моя боль. Утром сильная роса, часов до 10 утра заниматься невозможно. Было бы у нас искусственное поле, гаревое покрытие вместо асфальта — совсем другая жизнь. А так все время боюсь: ребенок при игре в баскетбол упадет на асфальт, что мне потом родители скажут?
Было даже забавно: Прохладный в прошлом году попал в программу развития футбола. Получили 60 мячей, ворота, сетки, манишки, чего только не было… Но у нас играть в футбол негде: мячи есть, ворота есть, а поля — нет. Где они собираются эти ворота ставить? На асфальте позанимаются, этих мячей через месяц не станет.
Еще одна проблема — залы. У нас в одном зале часто занимаются по 60 человек, два класса. Это нереально, в таких условиях ничему не научишь. Еще повезет, если классы будут близкие по возрасту, допустим, первый с третьим. Тогда даже 60 человек можно организовать, например, бегать эстафеты. А если первый с шестым — уже даже эстафету не проведешь, опасно.
— Было ли в вашей работе что-то такое, о чем вы жалеете?
— Конечно, мы же все живые люди. Бывает, что накричишь, потом дети подходят: «Мы не хотели…» Особенно в молодости срывался, сейчас все-таки уже опыта больше, спокойнее стал.
Обычно прихожу домой, анализирую, на следующий день пытаюсь исправить. Если нужно — извиняюсь, никаких проблем. Самое лучшее, когда человек признает свою ошибку.
— Что бы вы изменили в школьной физкультуре, если бы у вас была такая возможность?
— Во-первых, количество часов. С 1-го по 8-й классы обязательно нужны три часа в неделю. Дети в этот период активно растут, им необходима физическая нагрузка. Всерьез научить чему-то за два часа в неделю почти невозможно. А вот в 9-м, 10-м и 11-м классах, когда начинается подготовка к ЕГЭ, уже можно спуститься на два часа.
Во-вторых, я бы вернулся к практике советской школы, когда в старших классах девочки и мальчики занимались отдельно. К ним нужен разный подход, разные занятия, разные нагрузки. Допустим, парни делают силовую тренировку, подкачку, играют в футбол. А девочки в это время могут танцевать, заниматься растяжкой, играть в тот же волейбол или баскетбол.
При таком раскладе и мальчики смогут получить нужную нагрузку, и девочки будут меньше стесняться.
— Например, я — та самая девочка, кто скорее пошла бы отжиматься, чем заниматься танцами. И наверняка есть мальчики, которые хотят танцевать. Как с этим быть?
— Никаких проблем, я бы взял к мальчикам одну-две девочки или наоборот. Но ведь большинство все-таки укладывается в эту схему. И заниматься так будет гораздо интереснее.
«Молодых учителей в школе почти нет»
— Сколько вы зарабатываете?
— У меня сейчас нет классного руководства, потому что слишком занят: кружки, соревнования… Поэтому в последние 5–6 лет выходит в районе 28 тысяч, при нагрузке 25–26 часов в неделю. А раньше, при предыдущем директоре, было до 35 тысяч. Сложно сказать, почему такая разница.
— Молодые учителя физкультуры в Прохладном есть? Кого-то привлекает такая зарплата?
— Больной вопрос. Иногда прямо вижу, что из парня получится отличный тренер или учитель физкультуры. Убеждаю пойти учиться, а он: «Хамидби Хабасович, сколько вы получаете? А я спокойно могу на 70 тысяч устроиться».
У нас в школах работают люди старой формации, молодых почти нет. А они нужны обязательно.
— Как вы себя мотивируете работать в таких условиях?
— Мне кажется, учитель, как и медик — это призвание. Идти на эту работу только ради зарплаты бессмысленно.
Вот я прихожу домой и вспоминаю: «А сегодня научил кого-то мяч ловить. Смотришь мальчишке в глаза — а там счастье!» Такое ведь не купишь.
Фото Алины Ким и из личного архива Хамидби Гудова