Церемония открытия фестиваля длилась уже почти два часа, и Николай Досталь явно переживал за судьбу украинской премьеры своего фильма. «Мне вас жалко, друзья мои, фильм идет 1 час 54 минуты, а вы столько уже сидите в этом зале. Это будет подвиг. Я вам заранее благодарен, если вы фильм досмотрите до конца», — поставил точку режиссер и дал слово своему фильму «Монах и бес».
Опасения были напрасны: большинство зрителей остались смотреть кино, тем более что на улице их ждал дождь и сильный ветер. Многим фильм понравился, но далеко не всем. «Самым симпатичным в фильме мне показался бес, — рассказала зрительница, — и ощущения после просмотра картина оставляет не самые приятные…» «Вряд ли оправданы сцены с демонстрацией интимных частей тела, как можно такое показывать детям?» — заметил преподаватель воскресной школы одного из киевских храмов. «Кино вполне подходит для светской аудитории, интересующейся вопросами духовности, но я бы не стала рекомендовать его православным», — комментировали выходящие с кинопоказа люди.
Это было девятого октября, а утром следующего дня Николай Досталь провел творческую встречу с участниками фестиваля в киевском Доме кино. Спрашивали у режиссера много, а он пил горячий чай и с удовольствием отвечал.
Откуда взялись «Монах и бес»
Многосерийный фильм «Раскол» я снимал в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, а в 15 километрах от города Кириллова находится Нило-Сорская пустынь, от которой почти ничего не осталось. И я стал читать о монахах этой обители.
В середине XIX века был там такой Иван Семенович Шапошников. Убогий, хромой, но большой праведник. Даже кого-то исцелял. Рассказывали о нем, что слышали в его келлии по ночам какой-то шум, а наутро у него появлялись царапины на лице. Там не было сказано, что он воевал с бесом, но, тем не менее, так можно подумать. И вот этот Иван Семенович запал мне в душу как персонаж.
После премьеры «Раскола» меня старообрядцы пригласили в Великий Новгород. И я побывал в Софийском Соборе, в Кремле, где лежат мощи преподобного Иоанна Новгородского. А в его житии написано, как, будучи простым монахом, он поймал беса в рукомойнике. Бес просил: «Отпусти, отпусти», а он отвечает: «Отпущу, если свозишь меня в Иерусалим». Тот свозил, но стал мстить: подкидывать разный компромат в его келью. Братия узнала, Иоанна схватили, связали, положили на плот и пустили в речку Волхов. Но плот поплыл обратно. Все монахи на колени: чудо! Вернули его в монастырь. И со временем он стал архимандритом и даже был прославлен как святой.
Эти две истории у меня срослись. И я думал, кто такое может написать? Только Юрий Арабов. Он и стал автором сценария.
Но ради тщеславия я написал в титрах: режиссер и автор идеи Николай Досталь. Ну, надо же тщеславие подкармливать как-нибудь…
Как вернуть государству миллион
Сценарий был написан в 2012 году, и четыре года я собирал бюджет и искал продюсера, который бы взялся за этот проект. (Наш бюджет тогда составлял около 4 млн долларов). Юра привел меня в «Православную энциклопедию», снимавшую фильм «Орда». Там нашли для нас 1 млн и стали искать остальные деньги, но не справились. А потом я читаю заголовки: «Досталь вернул государству миллион долларов». Ну, действительно, они должны были вернуть эти деньги государству.
Потом нашелся продюсер Игорь Толстунов и компания «Профит». Он сразу нашел 50 млн рублей, а потом еще 70. В результате я снял картину. И в итоге от написания сценария до выхода ленты на экран у меня ушло четыре с половиной года.
Все это время я отказывался от других заманчивых предложений, в основном на телевидении. Там проще, потому что их бюджет — это деньги возвратные. За счет рекламы за 1-2 показа фильм окупается. Но я отказывался от этого ради моего замысла.
Спрашиваете, когда мой фильм окупится и принесет ли какую-то прибыль? Никогда он не окупится! Из российского кино окупаются только единицы, и то лишь комедии и картины про героев. Здесь все зависит от проката и рекламы. Мы особо не надеялись на большой прокат или большое количество копий. У нас их всего 200, поэтому и прокат очень скромный.
Афон и Легион
У меня принцип — не снимать явно медийных актеров. Зрителю легче поверить в персонажа, если за ним шлейфом не идет десять ролей.
По поводу актера на роль беса, у меня была задача, чтобы это вообще был неизвестный артист, потому что он играет того, кого мы никогда не видели. Я нашел его в московском театре Васильева. Это был его дебют в большом кино. И я как увидел его, сразу понял, что нашел. Внешне он такой и в жизни — с бородой и усами. Но без рогов, конечно.
Странная вещь. Георгий Фетисов, который играл Легиона, дважды был на Афоне, а Тимофей Трибунцев, игравший монаха, ни разу не был и даже не собирается. Когда мы стали делать картину, я Георгию говорю: ты забудь про Афон, забудь про это все. Ты бес, черт.
Читайте также — «Ида» – фильм о Великой субботе?
Некоторые сцены мы хотели снимать в Израиле и Иерусалиме, но когда подсчитали, сколько это будет стоить, поняли, что не осилим. Единственное, что было по карману — город Петра и Мертвое море в Иордании. Все остальное снимали в Крыму, в Бахчисарае и под Судаком в Генуэзской крепости.
Прихожане против
Мы снимали в городе Кириллове, и одна из сцен была возле храма. И вдруг народ вышел на демонстрацию против наших съемок.
Мне потом звонит митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и говорит: «Все-таки воздержитесь от съемок возле этого храма, потому что народ против». Они ведь сценарий не читали, а фильм называется «Монах и бес», вот и начали протестовать.
Исторический детектив
Хочу снять историю о том, как император Александр I сымитировал свою смерть, а потом в Сибири появился старец Иван Кузьмич. Юрий Арабов написал сценарий и неплохо его закрутил. По сюжету следователь едет из Петербурга в Сибирь инкогнито, а-ля Фандорин, чтобы узнать, император ли Иван Кузьмич или нет, но ему все мешают это выяснить.
Читайте также — Фильм «Ной»: Потоп сознания
Есть такой киносценарий исторического детектива, но денег никто на него не даст. Мы предложили Первому каналу. Если клюнут, то Юра будет делать сценарий восьмисерийного фильма.
Беспокоит отсутствие любви
— Николай Николаевич, последние ваши работы неизменно говорят о проблемах веры и Церкви. Чем вас привлекает религиозная тематика?
— Это совпадение. Ведь проекты и новые работы рождаются иногда даже не от моего желания, а от случая, от какого-то поворота судьбы.
— У православных это называется Промыслом.
— Наверное.
Меня беспокоит отсутствие любви в нашем обществе, любви друг к другу, к миру, к окружающей природе, ко всему. И от этого много всяких негативных последствий. Фильм «Монах и бес» тоже о любви. О том, что любовью можно бороться даже со злом. Вот о чем речь. Не только самолетами, ракетами, хотя и это тоже должно быть.
Хороший девиз у кинофестиваля «Покров» — «Вера без дел мертва». Я бы добавил: и без любви тоже мертва.
— Когда человек хочет по-настоящему полюбить своих близких и всех окружающих, он сталкивается со своей черствостью и эгоизмом. Оказывается, все не так просто, приходится упорно работать над собой. Вы хотели рассказать именно об этом — как бороться со злом, в первую очередь, внутри себя? Есть ли у вас такой опыт?
— Может быть, с годами становишься терпим к разным негативным вещам, более терпим к тому, что вокруг творится. Когда какое-то зло вокруг тебя происходит, стараешься сам не стать злобным. Потому что когда говорят, что «добро должно быть с кулаками», я вот не очень с этим согласен. Уже если добро с кулаками, то это уже не любовь, это уже борьба, война, ожесточение. Это как-то не очень правильно. Конечно, кулаки должны быть, если это касается защиты Отечества. Но в повседневной жизни кулаки — это не орудие общения с людьми.
— В фильме есть эпизод, где бес искушает монаха, а тот говорит ему — не буду это делать, отстань от меня. Вот такие случаи с вами лично были?
— Такие искушения бывают и даже ежедневно, но более мелкие. Иногда с ними удается бороться, а иногда нет. Иногда идешь на какой-то компромисс, на который нельзя идти. Это наше несовершенство, трудно быть таким. Одно дело, когда я что-то декларирую, говорю о чем-то. Непросто следовать постулатам, которые ты исповедуешь. Это естественно.
— А вы хотите, чтобы зрители следовали примеру этого монаха, который боролся с бесом до последнего?
— Конечно. Ведь, как написано в житийной литературе, «и бесы веру укрепляют и о Боге вопиют». То есть чем сильнее враг, тем ты должен быть более упругий, вот что важно. Бесы помогают становиться крепким.
— Некоторые зрители заметили, что в фильме бес намного симпатичней, чем монах. Вы не боитесь, что люди могут полюбить беса больше, чем монаха?
— Нет, не боюсь. Бес всегда должен подавать себя таким. Они же себя всегда показывают обворожительными, симпатягами, ловкими. И чудо он сотворит, и в Иерусалим отвезет. Бесы всегда так маскируются. Но это обаяние поверхностное, оно снаружи, но на самом деле это бес.
Но я бы не хотел, чтобы он зрителей заворожил. Если это случилось, значит, они плохо вооружены против него. Нужно искать причину в себе: почему мне вдруг бес нравится, с какой стати? Ведь он не должен нравиться, его нужно остерегаться, быть все время начеку, чтобы он нас не обаял, не соблазнил.
— Все чудеса в фильме совершает бес. Почему в картине не показаны сверхъестественные события со знаком плюс — Божьи чудеса?
— Эта картина о другом. Мы же не снимаем картину о святом. Я бы никогда не стал снимать просто про святого, про человека, который совершает чудеса. У нас же Иоанн Семенов не святой. Он обычный монах, борется всю жизнь, а в конце отдает Богу душу, берет на себя какие-то грехи рода человеческого, но он не святой. Его чудо в том, что он преодолел беса. Он у нас не чудотворец.
— Когда снимают фильмы, в которых присутствует нечистая сила, иногда случаются всякие необъяснимые происшествия…
— Сразу отвечаю: у нас не было таких случаев.
— А чудеса в вашей жизни случаются?
— К сожалению, нет. Хотя, наверное, чудом можно считать то, что я все-таки снял эту картину. Нам даже священники говорили: «Это вам бес не дает бюджета».
— Вы говорите, что фильм о любви. Но это легко сказать, а как ее достичь, как стать человеком любящим?
— Я не знаю. Есть заповеди, им нужно следовать. Каждый сам должен искать в себе силы на любовь. Нет учебных пособий для этого. Я сам каждый раз ставлю такую задачу перед собой. Пытаюсь быть доброжелательным, любящим окружающих меня людей, близких и не только. Рецептов тут я дать не могу.
— Если бы вам предложили стать святым ценой таких страданий, какие перенес герой вашего фильма, что бы вы ответили?
— Это из области фентези. Надо, наверное, с детства идти по этой дорожке, а когда уже столько лет, тут уже до святости какой-то далеко. Лишь бы в самый жуткий ад не попасть. Уж где-нибудь на маленькой сковородке, чтобы не на большой.
***
На следующий день Николай Досталь поехал по святым местам Киева. А на закрытии фестиваля фильм «Монах и бес» получил Гран-при.
Беседовал Олег Карпенко
Читайте также:
- «Лурд»: фильм о потере веры
- Фильм о святом: это реально?
- «В центре внимания»: фильм о церковной немоте