Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Лк. 14: 16—24
Из года в год за одной из предрождественских литургий читается Евангелие о господине, позвавшем гостей, многие из которых оказались не готовы к его приглашению. Они отговорились теми или иными делами. И эти дела не плохи сами по себе: кто-то женился, кто-то скотину завел. Интересно, что Евангелие иронизирует: первый гость отказался, потому что купил землю, второй — из-за покупки волов, и только третий — из-за женитьбы. В порядке убывания значимости.
Мы, естественно, примеряем эту притчу к себе, и наше собственное поведение нам кажется в ее свете очень даже недурным. Мы же откликаемся на призыв Господа. Мы бываем в храме по воскресеньям и праздникам, исповедуемся и причащаемся. Но вот апостол Павел в Послании к колоссянам ставит эту притчу на недосягаемую для нас высоту. Он говорит: «Мы сняли с себя одежду старого человека и оделись, облеклись в одежду новую. И в этой новой одежде нового человека не существует ни грека, ни еврея, ни раба, ни свободного. Но всё и во всем — Христос».[1]
Всякий раз, когда мы себя мысленно похвалим за то, что мы, в общем, добрые христиане — никого не убиваем, по возможности не обкрадываем и так далее, — надо примерить и вот эту одежду нового человека. И спросить себя, честно спросить — пост для этого предоставляет прекрасную возможность: а ты правда хочешь одеться в эту новую одежду, где всё и во всем Христос?
И вот сегодняшняя притча. Некий человек захотел сделать людям благодеяние. Он их ведь не дрова рубить приглашает, а на пир. Но даже и в этом случае люди отвергают приглашение. У меня другие дела! В каком случае мы так себя ведем? Тогда, когда происходящее не является для нас критически важным. Мы не опаздываем на нужные для нас встречи. Мы всегда, даже если назначено неудобное для нас время и место, встречаемся с теми, кто нам по той или иной причине необходим.
Здесь надо понять две вещи. Первая: Тот, Кто нас зовет — а из притчи ясно, что это Господь, — нам нужнее и важнее всего на свете, что бы мы по этому поводу ни думали. И второе: Христос всякий раз зовет нас, чтобы облагодетельствовать.
Мы любим себя и друг друга запугивать образом наказующего Бога: вот, придет Господь, и нам всем не поздоровится. Если бы Спаситель искал нас наказать, Он не распялся бы за нас. На встречу с нами Он приходит незащищенным, с открытыми руками.
Где, как, когда эта встреча произойдет? Ты должен почувствовать. Тебе не скажет ни один человек: вот здесь и сейчас тебе назначена твоя встреча со Христом. Во всех твоих жизненных обстоятельствах ты должен разглядеть Божий шаг навстречу тебе. Тебе, который глаза продрал, лениво умылся, заторопился по каким-то кажущимся неотложными делам. А Он идет тебе навстречу. Каждый день. В твоем раздражении, в твоем унынии, в твоем озлоблении. Тебе дается возможность не отказаться от Христа.
А у тебя тут настроение плохое, дела идут не так, очень много дел, усталость…
Что мы не должны делать, будучи христианами? Мы не должны себя распускать. Мы очень умеем пожалеть себя. Задача всей нашей оставшейся жизни — научиться пожалеть Христа, Который пригвождается нашим грехом.
[1] А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3: 8—11).