— На второй части экзамена по иностранному языку, во время аудирования, какая-то часть не записалась. В итоге у девочки, отлично владеющей языком, низкие баллы, пересдача. Может быть, система ОГЭ и ЕГЭ не так уж и необходима?
— К технике, конечно, есть вопросы, и странно было бы говорить, что она идеальна. Но все-таки она каждый год меняется, совершенствуется.
И при всех минусах, накладках и сбоях я считаю, что система единого экзамена пытается выровнять шансы абсолютно всех детей. В ЕГЭ присутствует такое важное качество, как социальная справедливость, которая трудно достижима другими способами, их просто на данный момент не придумали. Всякий раз сталкиваясь с неполадками, которые справедливо вызывают критику, ты думаешь: вот отменят ЕГЭ, и что придет на смену?
А потому, мне кажется, надо размышлять не о том, как убрать ЕГЭ, а о том, как сделать его процедуру более комфортной для учеников.
Не секрет, что сейчас, действительно, для школьников в экзамене много судьбоносного, а значит, того, что может вызвать разную реакцию у разных детей, в том числе стресс и невроз. Например, во время экзамена в принтере при печати КИМ может замяться бумага. Это исправляется, естественно, но у ребенка впечатление от экзамена испорчено, он нервничает, у всех всё нормально распечаталось в аудитории, а у него вот так не заладилось и работать над заданиями он начинает уже в таком состоянии.
Или ребенок, боясь лишний раз выйти из аудитории, может не соблюдать питьевой режим, но хорошо известно, что его мозг может нормально работать, когда в организм поступает определенное количество воды. Для многих детей просидеть три с половиной часа на экзамене – непростая задача, а просто прогуляться по коридору нельзя – только дойти до туалета и обратно с сопровождающим.
Надо думать, что здесь можно изменить.
— Все эти истории, о которых сейчас много говорится — системная проблема или недоразумения?
— Системный характер такие проблемы точно не носят, хотя подобные ситуации иногда возникают: сдают тысячи учеников и в единичных случаях техника дает сбои. Например, система в силу разных причин не может правильно распознать ту или иную работу.
Но существует процедура апелляции, причем не только содержательного характера, но и технического. Первый шаг, который должен сделать член конфликтной комиссии, который будет разбирать конкретную работу конкретного ученика – провести техническую сверку, чтобы посмотреть, насколько те знаки, которые написал экзаменуемый, соотносятся с тем, как их обработала машина. Если что-то не так, член конфликтной комиссии должен обязательно внести изменения в систему, дальше вновь — работа обрабатывается машиной, и через несколько дней меняется или не меняется результат, в зависимости от того, правильный ответ был дан или неправильный.
— Но вот, например, перед ОГЭ и ЕГЭ школьникам говорили, что первая часть не подлежит апелляции.
— Я говорю именно о технической апелляции. Что касается смысловой, то в определенных случаях учащиеся имеют право настоять на ознакомлении с КИМ (контрольно-измерительными материалами). При проверке мы имеем дело с копиями написанных учениками работ. А все оригиналы, которые конкретные дети держали в руках, хранятся каждый в отдельном пакете и имеют свой срок годности. По Москве я не раз участвовал в процедуре ознакомления с КИМ, когда вскрывают конкретный пакет, куда поместили работу ученика. Все делается под камерами, в присутствии тех лиц, которые способны подтвердить факт вскрытия контрольно-измерительных материалов.
Ребенку иногда кажется, что он все сделал правильно, но в результате оказывается, по крайней мере, на моей практике, что в состоянии стресса он не занес правильный ответ, не доделал задуманное и так далее.
— Как ситуацию экзаменов сделать более комфортной для ребенка?
— Мне кажется, здесь можно посмотреть на зарубежный опыт круглогодичной сдачи единых государственных экзаменов. Чтобы не привязывать сдачу экзаменов к определенной дате, когда все одиннадцатиклассники страны строем идут сдавать, например, математику. Стресс увеличивается, ребенок боится не сдать, ведь все воспринимается судьбоносно – не сдам, не поступлю, куда хочу, все будет плохо…
Центры круглогодичной сдачи единого государственного экзамена могли бы значительно снизить градус напряжения в молодежной среде.
У нас уже есть примеры, когда школа способна программу русского языка изучить до конца 10 класса, а значит, в 11 классе можно количество экзаменов уменьшить, но не все школы идут на это.
Базовую математику тоже можно сдать в 10-м классе, тогда получается, что все обязательные экзамены могут быть сданы при окончании 10-го класса, а в 11-м классе можно спокойно готовиться только к профильным.
Центры круглогодичной сдачи единого государственного экзамена могли бы давать возможность пересдачи. Не удовлетворился ребенок сдачей экзамена, зачем ему ждать еще целый год? Давайте за 10-11 класс дадим ему три гарантированных попытки.
Причем, одному, например, удобно весной сдавать, другому летом, другой готов зимой. Один готов утром писать, он жаворонок и мозг лучше работает утром, а другому нужно собраться с мыслями, у него мозг доходит до состояния высокой интеллектуальной деятельности в 12 часов.
Такая гибкость позволит немного стабилизировать ситуацию, школьники уже не будут впадать в панику.
Конечно, нужно все просчитывать и продумывать. Насколько эти круглогодичные центры будут затратны для государства, как снизить риск коррупции, обдумать вопрос с доставкой детей в эти центры. Понятно, что они будут в крупных городах, и нужно обеспечить транспортную доступность к ним конкретных детей из разных населенных пунктов.
— Увы, пока такого нет, и появляются истории с нулем баллов при решенных заданиях.
— Но Рособрнадзор очень быстро реагирует на такие ситуации, как в случае с Астраханью. И здесь ситуацию ухудшило то, Региональный центр обработки информации (РЦОИ) неправильно сработал в этом случае. После процедуры проверки можно было бы снять напряжение, переговорить с родителями, с детьми: «Получилось вот так, но мы постараемся всё сделать, для того чтобы машина прочитала, или вручную сделаем обработку ваших материалов». Многие проблемы начинаются тогда, когда органы исполнительной власти не срабатывают оперативно в работе с населением. Время упускается – и ситуацией управляют уже СМИ.
— Так что делать родителям и детям, если они увидели, что у них явно меньше баллов, чем они рассчитывали?
— Незамедлительно обращаться в конфликтную комиссию. В некоторых, пусть и не частых случаях, машина может, например, выдать вообще чужой результат. Ведь машина же!
Процедура апелляции многоэтапная, работа просматривается бОльшим числом специалистов. Может вмешаться председатель предметной комиссии, если жалобы носят массовый характер – значит, уже подключается регион, органы исполнительной власти.
— Но ведь это все отнимает время, а нужно подавать документы в вуз, ведь можно не успеть.
— 18 июня были объявлены результаты ЕГЭ по русскому языку. 19 и 20 дети могут подать апелляцию, у них есть два дня, в которые система не закрывается до последнего, до нуля часов последнего дня апелляции. Идет тщательная перепроверка работ по заявке апеллянтов.
Апелляция – это единственный путь исправления ситуации. Кто будет сигнализировать, если произошли какие-то технические сбои? Никто, кроме самого экзаменуемого, просигнализировать об этом не сможет.
Опять же, никто не исключает человеческий фактор. Представляете, в аудитории, где писали ЕГЭ, сидели 20 человек. Школьник написал работу, например, на пять листов. Организатор, сидящий в аудитории, на секунду отвлекся и один из пяти листов оказался в пакете с работой другого ребенка. Сейчас всё в электронном виде, и на соответствующем сайте ребенок может видеть свою работу. Если он не досчитался пятого листа, а видит только четыре, это сразу должно побудить его подать на апелляцию. Регион запускает перепроверку, смотрит, ищет, вскрываются все пакеты писавших в этой аудитории, и лист обязательно найдется. Потом — перепечатка, пересканирование уже региональным центром обработки информации.
— Во время сдачи ЕГЭ ученику стало плохо, вызвали «Скорую», медики ничего серьезного не обнаружили, и ученик решил вернуться на экзамен. Но не успел написать. Ему, получается, надо все пересдавать заново?
— В этом пункте проведения экзамена явно были неопытные организаторы. Потому, что если в пункт проведения экзамена вызывается Скорая, ребенка не должны были просто так отпустить на дописывание экзамена. С ним должны были поговорить и предложить подать заявление об апелляции на процедуру экзамена: не выходя из пункта проверки, он имеет право написать заявление о том, что плохо себя почувствовал, и попросить конфликтную комиссию аннулировать результаты экзамена. Ребенка предупреждают, что в этом случае ему будет предоставлена возможность пересдать экзамен в резервный день.
Как правило, члены конфликтной комиссии принимают решение об удовлетворении апелляции и дают возможность ребенку пересдать в резервный день. Так, резервный день по русскому языку — 26 июня. Еще есть резерв резерва – 1 июля (по всем предметам).
— Если ребенок сильно заболел и он на больничном, скажем, дольше, чем до 1 июля, у него нет шансов сдать в этом году?
— Есть. Родитель должен подать заявление в Государственную экзаменационную комиссию, по этому заявлению ГЭК обращается уже в Рособрнадзор, который, как правило, не отказывает ребенку. Если он болел, ему в любом случае будет предоставлена возможность сдачи. Но это редкие случаи, скорее исключение из правил.
Читайте также: