Ярмарка небольшая, но уютная. Здесь действительно нет «китайщины» и примитивного фаст-фуда, зато есть исторические и новые отечественные производства. Можно купить елецкие кружева, хохломскую и семеновскую расписную посуду, павловопосадские и оренбургские платки, дулевский фарфор, изразцы, новогодние игрушки клинской фабрики «Елочка», гжельскую, вятскую, скопинскую и псковскую керамику и многое другое – всего в ярмарке принимают участие более 20 предприятий. А в выходные есть шанс поучаствовать в бесплатном мастер-классе.
Ежики в тумане, слоны и бараны
Надо учесть, что то, что организаторы (и обыватели) чаще всего называют «народными промыслами», в нынешнем виде существует относительно недавно.
«Ну а что такое народный промысел? – рассуждает один из участников ярмарки, гончар Виктор Сосновцев. – Это кто-то один сделал, получилось красиво, хорошо продалось, другие тоже стали так делать. Я использую всё. Знаю, какие свистульки на раскопах в Пскове находят, знаю, как делали в Америке, в Индии. Я всё это аккумулирую и делаю свое. И уже кто-то начинает мне подражать – это уже, можно сказать, получается промысел».
Мастер берет в руки свистульку-филина. Филин «ухает», поет. Берет ежика – оказывается, ежик умеет пыхтеть. Есть многоголосные инструменты, а на некоторых можно играть и петь одновременно.
– Когда играешь – это и терапевтический эффект. В детстве я относился к такому как к игрушке, а сейчас, когда жизнь проходит, вижу, что это самое интересное из того, что я могу сделать. Пока я играю, я живу. Когда заканчиваю – так же старею, как и все» (смеется).
Виктора Сосновцева пригласили на ярмарку проводить мастер-классы.
– В воскресенье было четыре группы, целые семьи у меня тут сидели! Малышка сидит и рядом с ней папа лепит. В конце каждый делает свистульку. Всё это бесплатно, естественно.
В теплое время года Сосновцев работает прямо на улице, и на некоторых изделиях подписана их «родина» – например, «Гоголевский бульвар, скамейка № 6». Но он очень доволен нынешней ярмаркой: «Напишите, что это для меня праздник! Просто праздник!»
Как у итальянцев и даже лучше
Бело-голубую гжельскую керамику «народным промыслом» тоже можно назвать с натяжкой. Этот тип росписи стали делать только в XIX веке, когда гжельскую керамику производили на фабриках, хотя окрестности Гжели (сейчас это Раменский район Московской области) славились глинами с семнадцатого века.
«Ярославская майолика» – бренд, созданный относительно недавно, в 1992 году, ярославскими художниками Евгением Шепелёвым и Натальей Павловой. Конечно, у этого искусства есть исторические корни.
Сама техника майолики (изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые непрозрачной белой эмалью) средневековая, эталоном были итальянские работы XVI-XVII веков. В Россию она пришла в XVIII веке. Вплоть до конца XIX века ее называли «фаянсом русской работы».
Особенного успеха добились в этой технике гжельские мастера. Но ярославцам удалось в конце ХХ века создать нечто новое. Их изделия тонко и ярко расписаны, и именно здесь можно найти потрясающие фигурки волхвов для новогодней елки и образцовых Дедов Морозов («И детям, и внукам останутся, – нахваливает продавец. – Если не разобьют. Надо воспитывать!»).
Стоят изделия недешево – елочная игрушка за полторы-две тысячи, Дед Мороз – от 7000 до 17000. Но что поделаешь – ручная работа.
Семикаракорская керамика, которую чаще называют просто «донская роспись» или «донской фаянс» – гораздо дешевле, но не менее празднична. Возникла она тоже как переосмысление традиций – всего лишь в 1972 году. При этом художественный стиль Семикаракорского промысла разработали специалисты и искусствоведы Московского научно-исследовательского института художественной промышленности (конечно, по народным мотивам). В Москве такую керамику можно купить только на ярмарках и выставках.
«Держать магазин нерентабельно, аренда дорогая, а покупательская способность… – продавец разводит руками. – Но на ярмарки приезжаем». За 500-700 рублей можно купить чайную пару, суповой набор, фигурку.
Валенки и кружева
Елецкие кружева не так известны, как вологодские, но не менее изящны. В XVIII веке образцы кружевных узоров были привезены из Германии, Бельгии и Франции, и вскоре появились местные художники и собственный стиль. Первое упоминание о Елецком кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».
Сейчас в ООО «Елецкие кружева» работает около 1000 человек, и делают здесь кружево как машинное, так и ручное. Разница в трудозатратах ярко отражается на цене – шаль из машинного кружева стоит полторы тысячи, из ручного – 30-50 тысяч.
На прилавке разложены скатерти и салфетки, постельное белье, детские наборы. «Если есть деньги и желание, можно и впрок купить, – уговаривает нерешительную покупательницу женщина за прилавком. – За последний год цены втрое выросли».
О ценообразовании она знает всё: на фабрике работает финансовым менеджером, но и на ярмарке стоит с удовольствием. Только холодновато. «Многие знают елецкие кружева, – с гордостью замечает она. – Покупают и столовое, и постельное! Сюда мы привезли всего понемножку, а если в магазин при фабрике приедете, то там еще что-то интересное найдете».
В начале декабря даже вид валенок согревает. Валенки, привезенные на ярмарку, делают в Воронежской области в мастерской «Царство шерсти». Занимаются этим уже 10 лет, акцент делают на «благоукрашенные» модели – с рисунком, аппликациями и так далее. Постоянной точки продаж в Москве нет, когда Минпромторг позвал участвовать – «не могли отказать», и тому, как всё организовано, очень рады. Пара нарядных валенок стоит 3-5 тысяч рублей.
Гусевский хрусталь
Самый известный отечественный хрусталь начали делать тоже в конце XVIII века под Владимиром. Изначально стекольный завод был в Москве, но из-за чрезмерной вырубки лесов был издан указ перенести производство подальше. В середине XIX века была закуплена технология производства богемского стекла, и с тех пор качество изделий стало не хуже, чем в Европе.
Наверное, самым сложным периодом для промысла оказались последние несколько лет. В ноябре 2011 года знаменитый хрустальный завод перестал существовать. Производство прекратилось по причине отключения электроэнергии за долги в 11 миллионов рублей. Но ситуацию удалось частично решить: в декабре 2013 года возобновил работу 4-й цех завода, специализирующийся на выпуске цветного хрусталя.
– У кого-то ностальгия, кому-то просто нравится. Фирменный магазин у нас только во Владимире и в Гусь-Хрустальном. Раньше был магазин в Москве, в Гостином дворе, но мы два года не работали… В конце 2013-го перезапустились, поменяли горшки, печи, – рассказывает девушка за прилавком. – Сюда мы привезли только небольшую часть, чтобы показать разные предметы ассортимента, разные цвета, которые варим. Вообще ассортимент у нас огромный. Любая ваза может быть в любом цвете, например. И мы много делаем на заказ. Но надо учесть, что производство штучное – по 1-2 предмета делаем.
Несмотря на то, что современный хрусталь – удовольствие недешевое, берут неплохо. «Нет, мы не просто стоим, – отмечает продавец. – Каждый день что-то покупают, и в целом торговля идет успешно, тем более, мы денег не платим за аренду».
«Нам интересна история России, даже не знаю, почему»
Трое американцев неспешно прохаживаются от одного киоска к другому. Один уже успел купить войлочные тапки и горсть советских значков, которыми традиционно торгуют у Исторического музея. Я спрашиваю их, давно ли они в России и почему приехали сюда. Оказывается, что они из Техаса, работают в фирме, сотрудничающей с нашей страной, прилетели 20 часов назад и немного хотят спать.
– Хорошо ли нам здесь? О да! Красиво. Холодно. Хотя мы ожидали, что будет снег.
Я жалуюсь на глобальное потепление и московские реагенты. Спрашиваю, нравится ли им ярмарка.
– Конечно, всё очень красиво. У нас в Америке похоже.
– У вас тоже начинают рождественские ярмарки задолго до Рождества?
– Да, и с каждым годом всё раньше! Наверное, скоро они будут открываться в сентябре!
– Почему вы купили советские значки? Я знаю, что многие иностранцы почему-то очень интересуются позднесоветским периодом.
– О да! Эти символы у нас очень популярны, хотя я даже не знаю, почему…
На помощь приходит старший из группы:
– Понимаете, у нас нет такой истории. Нашей стране чуть больше 300 лет, это немного. А здесь всё формировалось веками. Было столько всяких событий! Нет, у нас нет такой истории, да и расположены мы изолированно. И очень интересно посмотреть, что представляет собой Россия после всего, что с ней было. И что получилось после Советского Союза, нам тоже очень интересно.
***
Прощаюсь с иностранными гостями, а потом оказывается, что мы идем в одну сторону – к палатке с тульскими пряниками и дрожжевыми пирогами.
Фото: Ефим Эрихман