Не надо развращать детей и учить их писать эти пошлые письма
Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Взрослые отстаивают свое право одаривать подарками любых незнакомых детей, когда им этого захочется. Я понимаю желание взрослых. И совершенно искренний порыв.
Но очень хочется донести одну простую мысль. Точнее, две.
Первое — надо честно себе признаться, что это именно желание взрослых. Это наше с вами желание, это нам хочется. Хотя мы готовы фантазировать про то, что на самом деле это потребность детей. Детям этого хочется именно потому, что им про это рассказывают взрослые (вот прям в эту дату им должно хотеться), и потому, что для большинства детских домов это привычный ритуал привлечения спонсоров на будущий год, так что дети хорошо выдрессированы на все эти письма дедушке Морозу и просмотры 50 концертов в месяц.
То есть тут сошлись желания двух субъектов. Взрослых, которые хотят быть добрыми и хорошими под Новый год. И взрослых, которые надеются извлечь из жаления первых взрослых бонусы своему учреждению в дальнейшем (из 10 приехавших разово кто-то да зацепится и под другие нужды).
Обе эти категории взрослых удовлетворяют свои желания и потребности за счет детей, которые оказались в детском доме.
Второе. Что такое подарок? Подарок – это в первую очередь знак внимания и отношения. Подарок на Новый год, пусть даже и окружен для самых младших детей идеей таинственного дарителя (Деда Мороза), но прочно вписан в идею семейного праздника, цель которого — сплотить вокруг этой истории семью. Это домашний праздник. Он про то, как укрепляются самые близкие отношения.
Если взрослый, родной родитель ребенка, проводит Новый год отдельно, отправляя ребенка развлекаться на оплаченные праздники с незнакомыми людьми, которые дарят ему дорогие подарки, что чувствует ребенок? Грусть. Мы же можем это понять и прочувствовать, поставив себя на место этого ребенка. Но поставить себя на место ребенка, который семью потерял, у нас упорно не получается. Мы не можем понять, что чувствует ребенок, живущий в искусственно собранном коллективе детей с несчастливой историей, тоскующий по родной маме (которую он чаще всего помнит), по дому, или чувствующий себя исключенным, потому что другим детям свои личные родители дарят сейчас подарки, а к нему приедут чужие, приедут и закроют за собой дверь с обратной стороны, вернувшись к настоящим своим.
Что чувствует ребенок, уставший от бесконечных мероприятий, которые сыпятся на детские дома в этот короткий период как из рога изобилия, и избежать которых он зачастую не может? В большинстве детских домов у него нет права выбирать, танцевать ли ему перед спонсорами (или смотреть на их танцы) или остаться в своей комнате.
Мы не можем понять простую вещь, что как и всем нам, ему нужно тепло своих, что ему нужно внимание близких, а не чужих, незнакомых, одноразовых, что ценность вещи существует не сама по себе, а внутри отношений.
Третье — про ценность вещи внутри отношений. Детей в детском доме мы годами учим разрывать эту связь. И учим их такими вот спонсорскими набегами, что вещь самоценна. Не люди и их отношения, а вещи должны быть предметом интереса и ожиданий.
Удивительно, правда, что некоторые дети, выходя из детского дома, тратят все свои сбережения на дорогие модели машин или телевизоров, или начинают воровать?
P.S.
Передать подарки для воспитателей в семейных группах, или постоянным волонтерам, которые приедут к своим детям поздравить их на Новый год — вполне приемлемая форма того же. Но не надо развращать детей и учить их писать эти пошлые письма с выпрашиванием подарков. Не надо ехать самим к незнакомым вам детям.
А лучше, если под Новый Год у вас родилась прекрасная мысль помочь детям-сиротам, делать это путем поддержки проектов, направленных на системное решение этих вопросов. Например, вы можете выбрать любой наш проект и потратить сумму, эквивалентную отвозимым мишкам, куклам, айпадам, на то, что действительно может изменить жизнь ребенка: на поддержку его кровной семьи или помощь приемной, на образование для ребенка в детском доме, на обучение воспитателей в детских домах работе с этими детьми или обучение волонтеров, которые будут с детьми в больницах.
(Источник: личная страница Facebook)
Хочешь подарить подарок в детский дом? Включи мозги!
Александр Гезалов, общественный деятель, специалист по проблемам детей-сирот, выпускник детского дома
Во-первых, подарков будет и так много. Во-вторых, деньги выделяет государство. В-третьих, при каждом детском доме обязательно есть попечительские советы. И почти все члены попечительского совета, особенно перед Новым годом, стараются отметиться и получить грамоты.
Так что основной праздник сирот – Новый год. Кроме того, с 20 декабря до Нового года дети участвуют в огромном количестве праздников. Они танцуют и поют перед спонсорами, устраивают спектакли. Такая вот попытка ублажить всех: и волонтеров, и спонсоров, и членов попечительского совета, и так далее. На самом же деле такое использование – издевательство над детьми.
А после Нового года, примерно до 20 января судьбой детей никто интересоваться особо не будет: часть воспитателей идут в отпуск, волонтерам уже не до детей. В это время в стране – самое большое количество побегов из детских домов. Дети убегают, слоняются где придется, живут в теплотрассах… И какой толк им от всех этих подарков?
Что касается многочисленных сладких подарков – дети, а тем более дети-сироты не знают меры. Они едят до кариесов, до проблем с желудком, а воспитатели часто не могут с этим ничего сделать. Ведь дети видят – подарки привозят им, и начинают качать права.
Именно после Нового года чаще случаются и ситуации, связанные с гибелью детей. После «поздравлятельного» шабаша, оказавшись предоставленными сами себе (тем более нет школы, которая все-таки встраивает их в некие рамки), дети употребляют алкоголь, курят, и не всегда табачные изделия. Нередко все это покупается на деньги, вырученные с подарков добросердечных граждан. Детей никто не развлекает, как несколько дней назад, и они начинают придумывать развлечения сами. Понятно, что они могут придумать.
Желающие помочь по-настоящему могут за эти дни сделать много полезного под лозунгом «Продай подарки и подари детям знания». Можно устраивать тренинговые квартиры, в которых за 20 дней у детей появляется возможность поучиться самостоятельной жизни под внимательным руководством. Можно организовать образовательно-адаптационный лагерь для прокачки. Или сделать для детей серию экскурсионных выездов. Есть, например, длительные экскурсии по Золотому кольцу, когда дети неделю ездят, смотрят, изучают. Можно устраивать качественные экскурсии с обучением ориентироваться в городе, узнавать инфраструктуру. То есть речь об образовательных контекстах, которых детям катастрофически не хватает. Так что было бы неплохо еще и в новогоднее время, и не в новогоднее время помочь детям-сиротам потрудиться на благо общества и своего будущего. Поработать, например, в собачьих приютах.
Самое высшее, что можно сделать – взять конкретного ребенка в свою семью на «гостевой режим».
А новогодние подарки детям-сиротам — это подношения, которые дарителей ни к чему не обязывают, а детям только вредят. Лучше бы эти подарки передать многодетным семьям, приемным семьям.
Кстати, неплохо вспомнить, что у нас есть психоневрологические интернаты, дома престарелых, в которые не ходят толпы волонтеров и обитателям которых подарки очень нужны.
Кроме того, важно, когда подарок получен мотивированно, когда он заслужен, когда подарок подарен каким-то значимым человеком: мамой или папой, когда он воспринимается ценностью. А так выходит: дети получают огромное количество часто дорогих подарков только потому, что они сироты. В итоге они выходят в мир с установкой, что все вокруг им должны. А в «большом мире», оказывается, никто подарками их заваливать не собирается.
Подарки вообще не имеют ценности для детей-сирот – они не умеют ценить их. Не зря же потом их приемные семьи жалуются, что ребенок всегда не доволен, сетует, что подарили слишком дешевую марку телефона и так далее.
Как я уже сказал – подарки потом могут продавать, у более младших – отнимать.
Мне в детском доме спонсоры (хотя раньше такого слова не было, однако люди были) подарили саксофон. А я знал, что у меня его отберут. Один раз на нем поиграл, потом взял и разбил об камень, потому что меня могли за него потом очень сильно отлупить.
Так что лучше включать мозг, если действительно есть желание помочь, а не откупаться подарками. Или я откупаюсь, или хочу действительно включиться в жизнь детей, а еще лучше – конкретных детей, изменения в жизни которых позволят им завтра справиться с трудностями.
Пусть они тоже встретят Новый год с надеждой на лучшее!
Елена Смирнова, директор благотворительного фонда «Созидание»
Огромное количество постов я читаю про «не дарите детям подарки на Новый год, а лучше оплатите…» (и далее по списку — курсы подготовки, программу социализации и так далее). Я напишу о нашем взгляде на это бескомпромиссное предложение.
Под опекой фонда более 3 500 семей. Десятки сиротских учреждений. Сотни библиотек. И мы будем дарить подарки.
Уже несколько лет мы обрабатываем все письма с просьбами и не видим ничего страшного, если в семью, где бабушка воспитывает одна ребенка, будет отправлен грузовик, о котором ее внук мечтает и который бабушка купить не может. Отправим мы подарок и по письму ребенка из сиротского учреждения, если он мечтает о диске его любимой группы с автографом, флешке или словаре китайского языка. Много будет посылок просто с небольшими презентами и даже сладостями. Потому что в семьях, которым мы помогаем, а это малоимущие семьи — это, возможно, единственная надежда, что их ребенок не останется в праздник без подарка.
Такая же история и с Домами престарелых — передать красивую кружку и открытку от детей — не большая роскошь, а людям приятно. Да, вы можете отправить и мечту. Потому что в фонде есть программа «Именинники» и дети с ограниченными возможностями, которым фонд оплачивал лечение, будем подбирать уже в ноябре подарки детям, которые родились в декабре и январе. Это тоже не смартфоны и планшеты — это развивающие игры, музыкальные книжки, набор Lego и т.д.
Что же касается библиотек, то подарки туда даже и не обсуждаются. Порой наши библиотеки — единственный центр досуга на 5-10 деревень, станиц, хуторов и сел. К ним приходят и дети, и взрослые. Бюджета нет. А Новый год есть. Поэтому мы будем отправлять небольшие игрушки и новогодние украшения, сувениры и сладости. Мы хотим, чтобы Новый год не стал яблоком раздора — что правильнее было бы поднять библиотеки на ноги или дать семьям работу, и тогда вот они сами бы купили. Да, мы бы хотели, чтобы система поменялась, но пока воз и ныне там, мы постараемся сделать так, чтобы наши подопечные и знали, что как бы далеко они ни жили, и как бы туго им ни приходилось — Дед Мороз и к ним придет.
Такова позиция нашего Фонда «Созидание», поэтому мы не за отмену подарков, а за адресное поздравление всех тех, кому сейчас тяжело. И пусть они тоже встретят Новый год с надеждой на лучшее!
(Источник: личная страница Facebook)
Подарки в детские дома: причиним добро?
Юлия Юдина, директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь»
Я присоединяюсь к мнению коллег, которые говорят, что подарки в детские дома – это простой и легкий способ взрослых сделать себе приятное. Это не имеет отношения к реальной помощи сиротам.
Вот только представьте себе, что к вашему родному ребенку постоянно приезжают чужие тети и дяди и постоянно, неизвестно за что дарят подарки, а потом уезжают. Как вы, будучи взрослым, отнесетесь к такому поведению чужих людей, которые в принципе не знают вашего ребенка, не испытывают к нему никаких чувств, не общаются с ним?
А теперь поставьте себя на место ребенка, у которого рядом нет рядом близких людей. К нему постоянно приезжают чужие люди, с которыми его ничего не связывает, дарят ему подарки только за то, что он сирота, убеждая тем самым, что ему все должны, что сам статус сироты подразумевает постоянное одаривание. Ведь никто не объясняет, что потом это закончится, и во взрослой жизни круговерти подарков уже не будет.
При этом сама ценность подарка – условна, потому что нередко в детских домах хорошие подарки отбираются более старшими и сильными, или перепродаются, или меняются на сигареты и так далее.
Почему подарки приветствуются руководством детских домов – понятно: для них это возможность завязать отношения с будущими спонсорами – компаниями или людьми, которые финансово будут поддерживать учреждение.
Если взрослые действительно хотят помочь, то можно это сделать иначе: поддержать проекты, связанные с обучением детей-сирот, с устройством их в семью, либо помочь уже существующим приемным семьям.
Если же непременно хочется кому-то дарить подарки – это могут быть, например, подопечные фонда «Старость в радость», хосписы, психоневрологические интернаты, в которые никто не ходит, малообеспеченные семьи.
Вал подарков в детские дома – наследие прошлого, когда, действительно, не было ни обуви, ни одежды, ни еды. Ситуация давно изменилась, а люди по инерции, а во многом – выбирая простой и понятный для себя путь, ездят в детские дома с подарками и стремятся причинить добро.
Дарить надо, но с определенными ограничениями
Анна Межова, руководитель благотворительного фонда «Сохраняя жизнь»
У нас люди часто любят крайности: либо дарить подарки детям, либо не дарить. Мне кажется, вопрос надо ставить не так: «Стоит ли привозить подарки в детские дома», а «Какие подарки и от кого?»
Мне кажется неправильным считать, что ребенок в детском доме не должен получить подарок на Новый год, потому что он испортит его. Получится, что все домашние получат подарки, а сироты — нет. Я считаю, что дарить надо, но с определенными ограничениями. Например, наш фонд привозит в детские дома подарки, которые действительно просят дети. Кроме того, мы привозим их в те детские дома, куда у нас ходят волонтеры, где мы постоянно бываем, где нас знают, где нас ждут. Важно, что ребенок получит подарок именно от близких людей.
У нас в некоторых детских домах есть попечители, которые постоянно приезжают к детям, знают их, общаются с ними. Подарки от таких людей очень важны и очень нужны детям. Они помогают им почувствовать, что они не одни, что их мечты тоже кто-то выполняет. Мне кажется, например, что каждый ребенок должен получить один сладкий подарок и один подарок, который ему нужен.
Когда мы только начинали работать, то наши дети плакали, причем уже взрослые дети по 14-15 лет, потому что им впервые привезли тот подарок, который они просили у Деда Мороза. Обычно им дарили что-то типовое.
А дети просят совершенно разные вещи. В прошлом году, например, одна девочка просила варежки. В этом году один ребенок попросил живого ежика, другой — клетку для птицы. Некоторые просят, чтобы к ним просто приехал Дед Мороз. У нас нет планшетов, телефонов, ноутбуков. Есть MP3-плееры, колонки, флешки, но о дорогих подарках дети особенно и не просят. Ведь когда они пишут письмо Деду Морозу и передают его нашим волонтерам, они понимают, что их желания будем исполнять вместе с Дедом Морозом мы. Они стараются смотреть на мечты реалистично и просят то, что им действительно нужно. И потом мы видим, что они пользуются нашими подарками. Например, в прошлом году у нас девчонки просили сумки, и мы видим, что они действительно с этими сумками ходят. Если они просят кроссовки, то они потом ходят в этих кроссовках.
У нас действительно складываются с детьми если не семейные, то очень дружеские отношения.
Но я согласна с тем, что детские дома не должны получать подарки от незнакомых людей и слишком много. Когда приезжают совершенно чужие люди, дарящие подарки, которые, как они считают, хотелось бы иметь детям, это, конечно, ребенку вредно. Многие сироты привыкают к тому, что подарки приходят, и это становится проблемой.
Многое здесь зависит от дирекции учреждения. Есть директора, которые этого не приветствуют, а есть те, кто, наоборот, перед Новым годом рассылает всем письма с просьбами о планшетах, ноутбуках и прочих дорогих вещах. Чтобы такого не было, нужно проводить системное обучение руководителей детдомов, объяснять им, что важно, что не важно, как надо, как не надо.
Диана Машкова, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра»
Как приемный родитель, и как человек, который общается с детьми в детских домах, могу совершенно точно сказать, что подарки подменяют душевные отношения. Ребёнок, у которого нет таких отношений со значимым взрослым, начинает воспринимать всех взрослых, как источник материальных благ. Кто бы не пришел – потенциальный приемный родитель, преподаватель и так далее, он начинает «раскручивать». Иждивенческая позиция формируется быстро и с годами укрепляется.
Если ребенок потом попадает в семью, приемным родителям бывает трудно бороться с этой позицией. Ребенок вроде бы уже член семьи, но он по-прежнему продолжает что-то тянуть, выпрашивать. С одним ребенком у нас ушел год на то, чтобы объяснить: материальное – не главная ценность в жизни, что человеческие отношения гораздо важнее. У него просто не было другого опыта.
К сожалению, такое бывает и в семьях, в неблагополучных ситуациях, когда мама с папой работают, ребенка не видят и пытаются загладить вину подарками. Здесь тоже самое делает общество по отношению к тем детям, перед которыми они чувствует вину.
А у ребенка в итоге формируется неправильная картина мира.
Второй момент – в больших городах, например, в Москве и области, где много крупных компаний, предприятий, и они, как по команде, к Новому году закупают в детские дома подарки, в итоге у каждого ребенка оказывается по несколько подарков, причем недешевых. Подростки эти подарки продают, на вырученные деньги покупают сигареты, алкоголь. У детей помладше подарки просто отнимают. Вообще в рамках детского дома сложно уберечь собственность.
Если у человека это первый неосознанной порыв – помочь детям в детском доме, отнести подарки, ему стоит посмотреть фильм Ольги Синяевой «Блеф, или с Новым годом!» для того, чтобы понять, что же все-таки происходит с детьми. Детский дом – это не то, где детям не хватает еды, одежды, сладостей. Те времена уже давно прошли. Сейчас государство в среднем по стране 60 тысяч рублей тратит на каждого ребенка, который находится в детском доме.
Если человек вникнет, он поймет – подарки – это только способ потешить себя. Лучшая помощь – стать для конкретного ребенка важным значимым взрослым. Для этого даже не обязательно усыновлять или брать под опеку, — можно стать наставником. Тем более, сейчас в детских домах остается много подростков – 77% и прогнозируется, что в 2017 году число детей от 12 лет увеличится до 90%. Для подростка очень важно общение с человеком, который может поддержать, поделиться опытом, выслушать. Но для этого каждые выходные нужно ехать в детский дом, приглашать ребенка к себе в гости, а до этого – пройти обучение. Например, у нас в фонде есть курс наставников, мы помогаем подготовиться и оформить документы, чтобы можно было не только в стенах детского дома общаться с ребенком, но и забирать его домой на каникулы, выходные. Не для того, чтобы одаривать подарками, а чтобы элементарно познакомить с миром, чтобы ребенок побыл в обычной квартире, узнал, как работает плита, как готовится обед, как нужно платить за квартиру и снимать показания счетчика на воду, как рассчитывать деньги перед покупкой, а потом покупать нужное в магазине. Все эти бытовые вещи, естественные для домашнего ребенка, для его сверстника из детского дома — Terra Incognita. И это не вина детей, а следствие той системы, в которой они находятся.
Итак, ребенок привыкает к халяве, в 15 лет ему уже все нравится в детском доме, он уже может не захотеть в семью, где у каждого есть обязанности. Он не понимает, что потом жизнь с него спросит – все то, что в детском доме не спрашивают. Учеба? Да пусть идет, как идет. Это родители могут биться, чтобы у ребенка появились такие и такие знания, если что – стараются подтянуть. В детском доме нет такой возможности. Да и стресс зашкаливает и ребенок часто просто не может направить силы на обучение.
Зато подарков – множество, развлечений – множество: поездки, елки… У них нет ни одного выходного, когда их куда-то не везут или к ним не привозят кого-то. Постоянный праздник, которого нет за стенами детского дома: там протекает самая обычная жизнь, которую эти дети не знают и в которую однажды им предстоит выйти. В 18 лет привыкший только получать и развлекаться человек оказывается в мире, и не знает, как себя применить. Все с неба перестает падать, как трудиться – он не знает, учиться не умеет – не сформирован учебный навык. Так что, к сожалению, не редки ситуации, когда выпускники оказываются вскоре в другом учреждении – в тюрьме. Или приобретают опасные зависимости – способ ухода от реального мира.
Подарки – хорошая вещь, когда вы с ребенком в близких отношениях, знакомы значительно больше одного-двух месяцев. Мы же не идем на улицу и не дарим подарки незнакомым людям. Это противоестественно, да и тот человек, которого захотим одарить, вряд ли поймет нас. Подарок – знак внимания от человека, которому ты не безразличен. В случае, когда душевной связи нет, дарить подарки – противоестественно. Противоестественно заменять человеческое общение материальными подачками.