Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России» (29 ноября 2013 года, Варшава).
Уважаемые участники конференции!
Сегодняшняя встреча является продолжением диалога, начало которому было положено в прошлом году нашими Церквами − Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в Польше − подписанием 17 августа Совместного послания народам России и Польши, призывающего к уврачеванию исторической памяти и примирению двух братских славянских народов. Этот документ придал новое измерение российско-польским отношениям. Он стал первым и важным шагом к восстановлению взаимного доверия, без которого нет ни примирения, ни прочной основы для развития двусторонних отношений.
Тесные связи России и Польши предопределены нашим географическим положением: мы являемся соседями. Русско-польские контакты возникли еще во время формирования двух государств. Наши отношения бывали добрососедскими, однако в определенные периоды омрачались противостоянием и насилием. Между тем у наших народов есть общий фундамент − общие христианские и славянские корни. И русские, и поляки понесли огромные человеческие потери в ходе трагических событий ХХ века: им суждено было пережить ужасы репрессий и многолетнее давление со стороны атеистических властей.
Напомню, что при подготовке документа мы старались посмотреть на российско-польские отношения именно в христианской перспективе. Что подразумевается под этим? В процессе обсуждения общей концепции послания мы поняли, что в нашей истории есть такие события, которые всегда будут вызывать разногласия. Каждая страна, каждый народ имеет не только свою историю, но и свое видение истории. История – это не только набор объективных фактов, но и их субъективная интерпретация участниками событий и их потомками. Мы не можем свое отношение к тому или иному историческому периоду навязать другим, как не можем и отказаться от своего понимания прошлого. Мы как христиане можем постараться именно в духе евангельского прощения и примирения взглянуть на наше прошлое, попытаться сбросить груз обид и взаимных обвинений, посмотреть в будущее и понять, что у нас много общих задач как у представителей христианской цивилизации.
Над сближением народов наших стран сегодня трудятся не только церковные представители. Свой вклад в укрепление российско-польского сотрудничества вносит межправительственная Группа по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений, возглавляемая сопредседателями: господином А.Д. Ротфельдом с польской стороны и ректором Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России А.В. Торкуновым − с российской. Этот коллегиальный орган был создан после визита Президента России Владимира Путина в Польшу в январе 2002 года. В ходе работы Группы были подготовлены книги, посвященные трагическим страницам нашей совместной истории: «Белые пятна − черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях» и «Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков». Ныне деятельность Группы осуществляется в рамках работы Фонда «Российско-польский центр диалога и согласия», который был учрежден в соответствии с Указом Президента России от 14 октября 2011 года «в целях расширения гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша в области культуры, науки и образования».
Одним из важных связующих элементов в отношениях между русским и польским народами является культура, имеющая общие славянские корни и возросшая на плодородной почве христианской традиции. Даже в годы государственного атеизма лучшие произведения деятелей искусства двух стран говорили людям о таких непреходящих ценностях, как любовь, правда и справедливость, преданность, самопожертвование. И Католическая Церковь, объединяющая большинство жителей Польши, и Польская Православная Церковь хранят культуру близкого нам по духу народа. Культурные связи помогают жителям России и Польши лучше понять друг друга, объединить усилия для совместной защиты и поддержки в современной Европе христианских ценностей, являющихся фундаментом общеевропейской культуры.
В наших странах сегодня реализуются совместные музыкальные проекты, проводятся художественные экспозиции, фотовыставки, фестивали художественных и документальных фильмов.
В последние годы всё больше польских школьников и студентов стали выбирать для изучения в качестве иностранного языка русский, что вселяет добрую надежду на будущее наших народов. Для подрастающего поколения Польши знание русского языка откроет возможность знакомиться в оригинале с богатым наследием русской классики и современной литературы.
Активно развиваются академические контакты между российскими и польскими образовательными учреждениями, учебными и научными центрами, в том числе и между нашими духовными школами. Так, польские православные священнослужители продолжают совершенствовать свои богословские познания в стенах духовных школ Московского Патриархата, а в Русской Православной Церкви есть клирики, обучающиеся в Христианской богословской академии в Варшаве.
Необходимо сказать, что тема, для обсуждения которой мы собрались сегодня, имеет не отвлеченное академическое звучание, но является насущной, животрепещущей как для России, так и для государств Европейского Союза. Каково будущее европейского континента с точки зрения отношения к христианству? С какими вызовами мы сталкиваемся сейчас? Чему нам придется противостоять в будущем? Каковы перспективы совместных действий по преодолению негативных тенденций в общественной жизни наших стран?
Современный период жизни западного общества (если быть более точным, начиная со второй половины ХХ века) специалисты назвали эпохой постмодернизма, который стал реакцией на надлом ценностной системы Нового времени. Вера в научно-технический прогресс и безграничные возможности человеческого разума сменилась разочарованием и дезориентацией. Состояние идеологического вакуума породило внутреннюю потребность заполнить его. Идеологической основой современности стал этический релятивизм, который утверждает относительность нравственных ценностей, изменчивость норм и стандартов человеческого поведения, их зависимость от меняющихся обстоятельств жизни. Секулярные процессы, начавшиеся в эпоху Нового времени, привели к тому, что сегодня в жизни среднестатистического западного европейца, ориентированного на «комфортную жизнь» и укутанного в войлок государственной социальной защиты, Бог занимает далеко не центральное место, если вообще занимает какое-либо.
Сегодня, к сожалению, в результате секулярных процессов происходит отказ от христианской идентичности Европы. Концепция европейской интеграции оставила за скобками христианские нормы и ценности: сначала упоминание о Боге и христианстве было изъято из проекта Конституции ЕС, а потом и из Лиссабонского соглашения, пришедшего на смену так и не ратифицированной Конституции. Вся идеологическая основа евроинтеграции свелась исключительно к свободе, демократии и верховенству права – секулярной парадигме, не имеющей обязательной связи с нравственными императивами.
Безразличие к религиозной жизни постепенно сменилось агрессивным отношением либерального общества к Церкви и христианству, поскольку христианские нормы радикально противоречат секулярным жизненным установкам. Христианство стало чужеродным элементом в общественной жизни Европы, где всё чаще христиане подвергаются дискриминации.
В последние годы в Европе происходит целенаправленный демонтаж ценностей, укорененных в христианской традиции. Речь идет не только об изгнании христианских символов из общественного пространства, о запрете на христианские праздники, о стремлении загнать религию в гетто, объявить ее сугубо частным делом. Речь идет о разрушении именно ценностной системы, на которой на протяжении веков строилась жизнь христианской цивилизации. Одной из таких основополагающих ценностей, значение которой сегодня полностью переосмыслено, является семья. Распространение индивидуализма, потребительской и гедонистической психологии способствует увеличению числа разводов, падению рождаемости, нарастанию конфликтности во внутрисемейных отношениях и разрыву связей между поколениями. Широко распространенной формой подмены традиционных семейных отношений меркантильными интересами сторон стали так называемые «партнерские отношения». Все большее распространение получают различные формы внебрачного сожительства без взаимных обязательств, наносящие удар по нравственной целостности личности и разрушающие само понятие семьи.
Крайним выражением современного кризиса семьи является попытка приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить однополым парам право усыновлять и воспитывать детей. Закон превращает ребенка из субъекта права в объект права – в предмет, обладать которым теперь может каждый. Это принципиально новый взгляд на ребенка не как на «плод любви», а как на доступный любой «паре» предмет удовлетворения потребностей. Сам факт нахождения ребенка в такой «семье» вызывает серьезные опасения за его психическое развитие и душевное равновесие.
Лоббирование законодательных инициатив, уравнивающих традиционную семью с однополыми союзами, происходит в наши дни при поддержке государственных властей целого ряда западных стран, вопреки воле людей, без серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности.
17 мая 2013 года Конституционный совет Франции узаконил однополые союзы, приравняв их к браку. Миллионные акции протеста возмущенных граждан не были услышаны властями. Более того, против мирных демонстрантов были применены беспрецедентно жесткие полицейские меры.
Парламентская ассамблея Совета Европы приняла летом 2013 года резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их». ПАСЕ единогласно осудила одобренный Государственной Думой Российской Федерации законопроект «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», который вступил в силу 30 июня 2013 года после подписания его Президентом России. Этот закон, призванный защитить детей от пропаганды гомосексуализма, является необходимой мерой, направленной на поддержание общественной нравственности, поскольку на примере Европы мы видим, что существует реальная угроза диктата сексуальных меньшинств в отношении большинства.
Учитывая вышесказанное, считаю необходимым объединить наши усилия для защиты традиционных христианских ценностей, в том числе христианской семьи и брака. Формы взаимодействия могут быть самыми разными: совместные заявления Церквей по указанной проблематике, выступления и публикации верующих людей в СМИ, совместные акции с общественными организациями, участие в мероприятиях на общеевропейском уровне, взаимодействие с религиозными и политическими лидерами, инициирование соответствующей законотворческой деятельности.
Еще одним важным направлением совместной работы является защита христиан, которые претерпевают гонения в разных регионах земного шара. Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в мире подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Каждый год около ста тысяч христиан умирают за веру. По данным Комиссии епископских конференций Европейского Союза, 75% всех преследований по религиозному признаку происходят по отношению к христианам.
В Ираке десять лет назад, до начала иностранной интервенции, проживало около 1,5 миллиона христиан. Сейчас в результате физического истребления христиан и изгнания, по разным данным, их число составляет от 150 до 250 тысяч.
Аналогичная ситуация сложилась в Ливии: до начала военных действий в 2011 году на территории страны проживало около 100 тысяч христиан. Сейчас их число составляет всего несколько тысяч человек, закрыты католические монастыри, нередки случаи убийств за отказ перейти в ислам.
В Египте после свержения президента Мубарака обострились межрелигиозные конфликты, агрессия захлестнула улицы городов. Христиане-копты становятся мишенью для экстремистов и вынуждены бежать со своей исторической родины.
В Сирии на протяжении нескольких лет идет кровопролитная война, усугубляемая интервенцией международных террористических группировок. Движимые религиозной ненавистью радикалы совершают массовые убийства христиан в Сирии, поджоги храмов. Ни в чем не повинные люди, в том числе женщины и дети, изгоняются из своих домов и подвергаются насилию.
20 января 2011 года была принята резолюция Европарламента «О положении христиан в свете защиты свободы религии», осуждающая убийства или дискриминацию христиан в разных странах, в частности, в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах. Резолюция, адресованная правительствам и парламентам этих стран, была принята большинством голосов. Это событие имело большое значение и вселяло серьёзные надежды. Во-первых, потому что, наконец, европейские политики в полный голос высказались по проблеме, которая до тех пор получала лишь периферийное звучание. Таким образом, одним из основных политических органов Европейского Союза было признано существование гонений на христиан в мире. Во-вторых, впервые было обращено внимание на работу лиц, которые занимаются сбором объективных сведений о гонениях на христиан в мире. В-третьих, в своей резолюции Европарламент предложил конкретные механизмы защиты наших братьев и сестёр.
Резолюцией предлагалось, чтобы любая политическая поддержка или экономическая помощь странам, где происходят гонения, оказывалась только в обмен на гарантии безопасности христианского населения. Прошло уже более трех лет с момента принятия документа, но конкретные механизмы воздействия, описанные в нём, так и не заработали. Де-факто резолюция осталась декларативным документом, за которым реальных действий так и не последовало.
В сложившихся условиях наши Церкви должны предпринять действенные меры, чтобы тема преследований христиан не переставала звучать в информационном пространстве. Нам необходимо сообща взаимодействовать с политическими и религиозными лидерами как в Европе, так и в странах, где происходят гонения на христиан. Важно вовлекать в эту работу общественные организации и представителей бизнес-кругов, всех неравнодушных людей. Также следует продолжать развивать такие традиционные области соработничества, как благотворительность, посредничество по мирному разрешению межэтнических и межрелигиозных конфликтов, участие в диалоге по линии гражданских обществ, проведение международных культурных мероприятий с участием Церквей.
Перспективы совместного ответа наших Церквей на вышеупомянутые вызовы будут зависеть от тех консолидированных усилий, которые мы решимся предпринять для отстаивания права христиан жить согласно своей вере, понимать добро и зло, добродетель и порок, как об этом говорит Священное Писание, а также воспитывать своих детей в христианской традиции. В совместном противостоянии разрушительным тенденциям современности содержится серьёзный потенциал для сотрудничества Русской Православной и Римско-Католической Церквей.
Мне искренне хочется надеяться, что сегодняшняя конференция станет очередным шагом к совместным действиям как в области защиты традиционных ценностей и христианских символов, так и в сфере поддержки христиан, которые проходят через испытание огнем и мечом.