* 1
Сведения о жизни святых подвижников, живших столетия назад, как правило, приходится собирать по крупицам. Многогранная деятельность Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), канонизированного в 1988 году, можно сказать, представляет в этом отношении некоторое исключение и нашла отражение в различных источниках и в церковно-исторической литературе. И тем не менее всякая новая находка, связанная с ним, проливает новый свет на его жизненный путь и труды.
Святитель Макарий
Шитая икона работы инокинь
Спасо-Бородинского монастыря
Одной из сторон изучения деятельности знаменитого иерарха являются его автографы. Хотя святитель Макарий написал немало грамот и посланий 2, однако их автографов до нас не дошло, но известны его подписи на официальных государственных бумагах, либо автографы-записи вкладного характера в книгах. Небольшую работу по этой теме с приложением фотографий автографов Святителя еще до революции опубликовал Н. Попов 3. Уже в наше время Б. Л. Фонкич опубликовал запись Митрополита Макария в греческой рукописи, привезенной ранее на Русь Митрополитом Фотием (*1408–†1431) 4. Затем были опубликованы автографы на государственных актах из Древлехранилища 5. В обнаруженной недавно Софийской мартовской Четьи Минее были выявлены новые автографы Святителя, относящиеся к его новгородскому периоду. “Мартовский том <…> как и другие тома Софийских Миней, изобилуют автографами Митрополита Макария” 6.
Открытием является еще новый автограф святителя Макария, относящийся, как и Софийская Минея, к его новгородскому периоду. В рукописном отделе Уральского Государственного университета имеется апракосное Евангелие, написанное в 30-х годах XVI века на 161 листе. Запись на втором форзацном листе, состоящая из девяти строк, гласит: “В лето 7049-го (1540) месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие преосвященный архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова владыка Макарий в дом Святому собору Архангелу Михаилу в Ерусалим святый на полатех при священниках Василий Ивани и Григорьи Псковитини” 7. Храм Входа Господня, “да Михаил святый на полатех” находился “за Владычным двором на Буевищи” 8.
Известен вклад святителя Макария комплекта Четьих Миней в Софийский собор в 1541 году, а также книжные вклады того времени в Пафнутиево-Боровский и Соловецкий монастыри. Таким образом, Владыка давал вклады и в другие новгородские храмы. Есть некоторые сведения о почитании им преподобного Макария Египетского 9. Данный вклад Евангелия-апракоса свидетельствует о почитании Святителем Архангела Михаила, имя которого ему было дано при святом Крещении.
Примечания
- © Архимандрит Макарий (Веретенников), 1999 ↩
- См. Архимандрит Макарий. Письменное наследие Всероссийского Митрополита Макария // Макариевские чтения: “Памятники древнерусской культуры”. (Материалы II Российской научной конференции 8–10 июня 1994 года, посвященной памяти святителя Макария). Вып. 2. Ч. 1. Можайск, 1994. — С. 92–122; Он же. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария
// Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. — С. 26–39. ↩
Попов Н. Автографы Митрополита Макария собирателя Великих Миней. СПб., 1913. ↩- Фонкич Б. Л. Греческая рукопись Митрополита Фотия //
Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. — С. 189–195. ↩ - Архимандрит Макарий. Автографы Митрополита Макария. Из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов
// Богословские труды. Сб. 31. М., 1992. — С. 267–276. ↩ - Серебрякова Е. И. О кодиологических особенностях новонайденного мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней-четьих
// Русская книжность. Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. — С. 11. См. также Серебрякова Е. И. О новонайденном мартовском томе Софийского комплекта Великих Миней Четьих Митрополита Макария (предварительные наблюдения) // Anzeiger fur slavische Philologie. Bd. 23. Graz, 1996. — С. 139. Рис. 23–26. ↩ - Выражаю сердечную благодарность и признательность С. Л. Кравцу, сообщившему об автографе, и И. В. Починской, любезно его представившей. ↩
- Янин В. Л. “Семисоборная роспись Новгорода”
// Средневековая Русь. М., 1976. — С. 111. ↩ - Архимандрит Макарий. О почитании на Руси преподобного Макария Великого, подвижника Египетского // Макариевские чтения: Апокалипсис в Русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 3. Ч. 2. Можайск, 1995. — С. 22–23. ↩