Две тысячи лет назад Бог переписал книгу Бытия. Он вписал в нее новую страницу, начавшуюся с Благовещения.
Два поразительных события составляют существо Благовещения.
Первое – мистика перехода границы миров Творцом Вселенной и вхождение Бога в материю. Он всей силой благодати вместился в ту часть, которая для этого изначала не была предназначена, расширил ее и сделал удобной для Себя.
Это событие равно переформатированию всей конструкции Вселенной. Бог изменил формат человека. По сути дела, Боговоплощение – это новый день Творения мира.
Второе – удивительное открытие человеком в самом себе новых свойств своего существа. Человек вдруг обнаружил в себе кнопку подключения к Богу. Человек нашел в себе дверь, в которую может входить Бог. Причем Бог может входить, если Ему позволит человек.
Это очень важное дополнение, связанное и с некоторым равноправием Бога и человека. Бог, конечно, прав абсолютно и Его сила больше силы человека, но, вот, любовь дает Богу желание хоть в чем-то приравнять к себе человека. Ведь Он его любит.
Равноправие в деле домостроительства мы впервые наблюдаем в той горнице, где жила юная будущая Божия Матерь.
Дух Святой явился Деве Марии не как ураган, сломавший ее, а как острожный проситель. Дух постучался, и человек открыл дверь души, и Бог вошел. Что Ему, Богу, стоило не спрашивать Марию, но Он это сделал, потому что Ему стал потребен новый человек и потребны новые отношения с человеком.
Оборачиваясь на себя, мы спросим сами себя, а кто мы в этой драматургии Нового дня творения? Какая роль отведена нам? Как мы можем участвовать в истории Нового человека?
Наша способность к участию определяется ключевым моментом – способность принять Бога так, как Его приняла Мария. Принять в себя Бога так, как это писано:
Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси.
Яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом.
Остановимся на секунду и еще раз прочтем:
И имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом.
Это вселенская революция.
Грандиозность события перевешивает всё, что до того произошло в мире. Это больше, чем сотворение света и тьмы. Это больше, чем сотворение земли и неба. Это больше, чем сотворение Адама. Потому больше, что Адам был создан только лишь ПО ПОДОБИЮ, в то время как сегодня человек создан не как отпечаток, а как сообщающийся сосуд. Кардинальная разница статуса творения.
Никто не знает о том, принимают ли Бога, подобно человеку, Силы небесные. Об этом ничего не сказано, но то, что человек оказался способным принимать Бога – оказалось сенсацией. Новость принес Христос, и этим живут христиане.
Принятие Бога началось с Боговоплощения. А оно началось с Благовещения. Бог подал голос, а человек услышал. Бог нечто сказал, а человек понял и принял. Таким образом, основой Боговоплощения стала способность человека слышать и понимать Бога.
Всё это прекрасно. Но слышим ли мы сами Бога? Понимаем ли мы сами Бога? Как это вообще – слышать Бога?
К великому сожалению, абсолютное большинство из нас совершенно не слышит Бога и, соответственно, не понимает Его. Не понимая Бога, человек живет сам по себе так, как если бы Бог не воплощался, ничего не говорил и ничего не делал. Эти люди живут в жуткой тишине, в которой не слышен глас Божий. Удивительным образом современный человек одичал сильнее, чем современники праотца Авраама. При том, что наука достигла невиданных высот, душа наша одичала хуже кочевников древнего мира.
Авраам отчетливо слышал Бога. А царь Мелхиседек, сосед и современник патриарха, хотя и не слышал Бога, но чтил эту Авраамову способность, и внимал Божиему собеседнику и другу.
И даже этого у нас нет. Мы, в своем большинстве, не только не слышим Бога, но и не хотим слушать тех, с кем Он сейчас беседует.
Нет, Ленин в этом не виноват. Не виноваты в этом и рабовладельцы-дворяне, связавшие народ и заткнувшие рот Церкви. Христос устроил так, что внешние события не сковывают свободу души. Теперь никто не виноват в нашем счастье и горе, кроме нас самих. Открыть дверь сердца может абсолютно каждый везде и всегда.
Однако очень трудно открыть дверь в доме, заваленном изнутри мусором.
Мы не слышим и не понимаем Бога только потому, что наше сердце захламлено. Мусор сердца – это грех. Грех – всё, что сделано без любви. Грех – это всё, что сделано по злобе, расчету или самолюбию.
Проще говоря, мы Бога не слышим, потому что злы.
Мы злы на супругов, на родителей, на детей, на Россию, на Америку, на мировой заговор. Злы на всё, даже на себя.
В злости мы становимся не похожи на Бога, и поэтому Богу у нас внутри нет места. Через злобу человек становится субстанцией, неспособной воспринимать Бога, даже мысленно, а не то что принимать в себя Его Тело и Кровь.
А вот Божия Матерь умела не только слышать Бога, но и стать соучастницей Его работы – творения нового дня жизни.
Писано:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Что это за видение сердцем? У сердца нет глаз, ушей, антенны или вай-фая, но оно может принимать силу, информацию и Дух Божий через благодать.
В обычной жизни присутствие благодати на сердце распознается через ощущение на сердце мира и благости.
При небольшом упражнении совсем не трудно научиться иметь мир со всеми. Не трудно самому перестать участвовать в войнах и сплетнях на работе. Не трудно иметь мир с ближними. Ну, судится с тобой сосед из-за метровой полоски земли. Да отдай ты ему эту землю. Можно подумать, что в ней наша жизнь. Всё равно яблок зреет столько, что их не раздать, и они всё равно закапываются в землю. Надо-то всего два метра земли каждому.
И так во всём.
На самом деле не очень важно, смогла жена навести в доме идеальный порядок или нет. Смог ли муж построить дом или не смог. Не важно, по большому счету, учится чадо на круглые пятерки или, глотая слезы, оно не в силах постичь науки более чем на тройку. И святые люди были из простецов, и богатые тоже плачут. И так далее.
Мир и благодать важнее всего.
Вот так вот однажды выбрал себе мир и великодушие Авраам и стал любимым сыном Бога.
Пришли к нему соседи-пастухи и говорят:
– Твои пастухи ходят по хорошей земле, а наши – по плохой.
А он отвечал:
– Хорошо. Если ваши пойдут направо, то мои пойдут налево. Если ваши – налево, то мои пойдут направо.
Где те пастухи, что теснили Авраама? Их и помину нет. И костей не осталось. А люди духа Авраама наследовали землю.
Мы можем из-за великодушия и доброты проигрывать тактически, но выигрываем стратегически, потому что мирным и великодушным помогаем Сам Бог.
Авраам решил, что для него важнее всего в жизни договориться с Господом, иметь возможность беседовать с Ним.
Он догадался, что для этого нужны, как минимум, мир, доброжелательность и великодушие. И через тысячи лет такого вот отношения к жизни родилась Дева Мария, в которой эти качества были доведены до ангельского совершенства.
Самое главное свойство ее души – сМИРение. То есть поиск мира в любой ситуации. Основой смирения является благодушие и благожелательность, коренящиеся в видения себя и людей перед Богом.
Сегодня в церкви читали строки из Соломоновой премудрости. Казалось бы, где Соломон, который не во святых, со своей практической мудростью и где поэзия и вдохновенность души Девы Марии?
В Премудрости есть одна из подсказок к секрету устройства души Божией Матери. Эти слова затрагивают самую глубину корня нашего зла и самую суть ее отличия от души Авраама и избранников Божиих:
Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.
То есть праведник, видя себя и людей перед Богом, пребывает в божественном трепете и сочувствии, а не так, как мы, в постоянном смертельном осуждении и мысленном уничтожении божественной славы человека.
Это нижний порог стояния души в Боге – видение себя перед Богом, страх и трепет пред грехом. Не смех, не осуждение, не злорадство, а трепет пред Богом ввиду видимого и близкого факта материализации греха – первый камень в основании праведности и созидания нового человека.
Для грешного человека переход к новому человеку, новому продукту Божественного вмешательства начинается с усвоения некого божественного трепета и проникновения Божиим сочувственным взглядом на мир. С этого минимального подобия начинается наше родство с Богом.
Премудрость Соломона предлагает нам и другие подобные камни фундамента личности нового человека:
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен:
Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
Эти невидимые слагаемые легли в праведность народа, воспитавшего Деву Марию, открывшего ей разум и научившего смирению. Любая душа может самостоятельно пройти этот тысячелетний путь, поучаясь в Писании.
Это очень длинный и трудный путь. Лесков шутил, что в народе есть примета о том, что если кто прочтет всю Библию, то к нему уже нельзя относиться как человеку в своем уме.
Бог упростил процесс созревания души. Христос вместо договора с целым народом ввел еще одно революционное новшество – договор с отдельно взятой личностью, заключаемый через таинство крещения.
А опыт, рассыпанный в Библии, систематизировала и адаптировала Церковь в виде концентрированного учения и системы духовного руководства так, что любой человек может овладеть премудростью древних не в течение тысяч лет, а за несколько лет.
Да и Сам Бог, открыв нам все тайны и таинства, может непосредственно через ум, душу и сердце передать дух и знание непосредственно мистическим образом через благодать.
Мы пожинаем плоды духовной цивилизации.
Но для этого нужно усвоить главное условие начала новой жизни – мир и вытекающие из него смирение – умный и добрый мир.
Для нас должно стать важным иметь на сердце мир и благодать. По наличию этих даров можно легко судить, в том ли направлении движется наша душа.
Делишь ли наследство, споришь ли дома и на работе, нужно запомнить одно: есть мир – ты прав. Нет мира – тебя ждет боль и горе.
Блаженны миротворцы – ибо они сынами Божиими нарекутся.
Знакомые слова Евангелия всю жизнь открывают в себе новые глубины. Так вот откуда начинается рождение сынов и дочерей Божиих, таких как Божия Матерь, знающих своего Отца, слышащих Его и разумеющих Его слова.
В этом умении стяжать мир и есть премудрость нашей жизни. В мире с Богом и людьми – условие нашего преображения, связанного с тем, что Бог, входя в нас, изменяет нас навсегда к жизни вечной. О чем помолимся Богородице – первому человеку Нового мира, уяснившему себе новый порядок этого Нового дня Бытия.