Новый школьный курс литературы воспитает патриотизм и правильное понимание «опасных» произведений
6 марта. ПРАВМИР. Общественная палата разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами и помочь правильно понять «опасные» для них произведения.
По замыслу разработчиков, новая концепция будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи».
Неоднозначные литературные персонажи должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания, считает председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло, слова которого приводят «Известия».
В списке потенциально опасных произведений — «Гроза» Александра Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского.
«Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения», — сказал Пожигайло.
«Правильное» и «неправильное» поведение героев в методичках надо будет интерпретировать примерно так:
«Екатерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» — она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти», — сказал Павел Пожигайло.
Произведения Н.В.Гоголя ( «Ревизора» и «Мертвые души») и Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»)предлагается исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу.
«Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами», — подчеркнул он.
Полностью исключить из курса литературы предлагается «Мастера и Маргариту» Булгакова.
«Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, «пусть ребенок почитает», — заключил Пожигайло.
Новая концепция школьного курса литературы потребовалась после выступления Владимира Путина, в котором он высказал недоумение по поводу того, что в разработанной программе по литературе для старшей школы не нашлось места произведениям Александра Куприна, Николая Лескова и других признанных классиков. При этом в нее вошли творения современных литераторов, например Людмилы Улицкой и Виктора Пелевина.
Позднее Минобрнауки заявило, что эта программа не учитывает законодательство в сфере образования и не может использоваться в учебных заведениях.