Элладская Православная Церковь: события марта

Греческая пресса продолжает следить за жизнью Церкви с неослабевающим вниманием. В марте произошли события, на первый взгляд незаметные, но показавшие, что епископат Элладской Православной Церкви усиливает свои позиции в политике страны, невзирая на планы социалистического правительства по ограничению бюджетных выплат и по дальнейшей секуляризации государства. Не имея возможности выиграть в вопросе о государственных расходах, епископат выигрывает в уважении к нему общества, в том числе и со стороны такой обычно довольно враждебно пишущей о Церкви газеты, как “Та Неа” [“Новости”]

Новый греческий святой

Одним из важнейших событий прошедшего месяца стала канонизация преподобномученика Ефрема Новомакрийского (14 сентября 1384 г. — 5 мая 1426 г.). 3 марта Патриарх Константинопольский удовлетворил прошение Синода Элладской Церкви о внесении имени святого Ефрема в церковный календарь. Этот византийский подвижник в возрасте 14 лет, после захвата византийских земель султаном Баязетом, бежал в Аттику, где поступил в монастырь Благовещения на “Горе Непорочных”, которая тогда была одним из центров восточного монашества.

В 1424 г. османские войска вторглись в Аттику, разграбили монастырь и убили большую часть монахов. Св. Ефрема в то время в монастыре не было, но когда турки пришли во второй раз, они подвергли Ефрема страшным пыткам, надеясь выведать у него, где спрятаны сокровища монастыря, но ответа не добились. После многих месяцев истязаний, св. Ефрем был повешен.

Греческая пресса включилась в дискуссию о частоте канонизаций в Элладской Православной Церкви и основаниях этой канонизации. Так, отвечая на вопросы газеты “Та Неа”, проф. Александрос Кариотоглу (Фессалийский Университет), заявил, что редкость канонизаций в Элладской Православной Церкви объясняется тем, что епископат только подтверждает уже существующее народное почитание. Такие перечисляемые в учебниках богословия и церковной истории критерии, как православное учение, прижизненные и посмертные чудеса, наличие достоверных свидетельств в устном предании и нетление мощей, говорят не о сути святости, а только о сопровождающих святость явлениях силы Божией.

Для признания истинной святости необходимо сначала всенародное почитание — не должно быть ни одного грека, который не знал бы этого святого, затем запрос епископа, который выступает как предстоятель от лица всего верующего народа, а затем и ответ церковной власти (Патриархии), подтверждающий канонический характер молитв к этому лицу как к святому. Как мы видим, греческое богословие стремится раскрыть в святых как заступников за церковный народ — поэтому и требуется всенародное почитание, так и тайносовершителей общей Литургии Церкви, в которой участвует и торжествующая, и воинствующая Церковь — поэтому требуется подтверждение святости со стороны Патриарха как главного предстоятеля литургического собрания.

Но в том же репортаже газеты “Та неа” (к сожалению, названном в развязном духе этой просоциалистической газеты довольно хулигански: “Очередь за нимбами”), упоминается и о том, что значительная часть верующих греков желает более частых канонизаций. Так, некоторые миряне говорили, что и канонизация преподобномученика Ефрема несколько запоздалая, учитывая, что чудеса по молитвам к преподобномученику совершаются часто. О многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученику, можно прочесть на специальной страничке  в социальной сети “Facebook” — число почитателей нового общегреческого святого среди пользователей этой социальной сети уже превысило 8000 человек, и страничка пополняется все новыми свидетельствами о чудесной помощи.

Газета напоминает, что предыдущими канонизированными Элладской Православной Церковью святыми стали (20 декабря 2009 г.) родители, сестры и братья св. Григория Паламы — его отец Константий, мать Каллони, и братья и сестры Феодосий, Макарий, Епихарита и Феодота. Вряд ли можно говорить о широком народном почитании этих святых, но о святости всей семьи величайшего византийского богослова и подвижника говорят и жития св. Григория, начиная с жития, написанного другом святого Патриархом Филофеем Коккиным, а также традиция почитания семьи святого в Верии, втором после Фессалоник по значимости городе Фессалии, месте подвигов родственников святителя.

Примеряют сторонников редких канонизаций с ревнителями новых канонизаций слова митрополита Навпактского Иерофея, приводимые газетой “Та неа”: “Внесение человека в календарь святых Православной Церкви требует строгих духовных и богословских критериев, а не социальных, нравственных и тем более национальных. Обычно народ утверждает, что этот человек был святым, а Вселенский Патриархат самым внимательным образом исследует этот вопрос, поступая вполне справедливо”.

Митрополит Иерофей в этих словах обратил внимание и на значение Вселенского Патриархата для Элладской Православной Церкви: не притязая на особое духовное ведение, и признавая связь между ведением истины и стяжанием благодатной святости в каждом верном и в каждой церковной общине, Вселенский Патриарх выступает как “внимательный исследователь”, свидетельствующий о признании данного образа святости всей Церковью. Канонизируется не добродетель человека, не его отдельные нравственные свойства, но “правило” святости, предложенное им всем верным и очевидное для всех верных.

Отставка Митрополита Феоклита

Митрополит Яннинский Феоклит

Другая тема, взволновавшая греческую прессу — отставка митрополита Яннинского Феоклита с поста руководителя исполкома Центральной Церковной Экономической Службы. Сам митрополит Феоклит, по сведениям газеты “Та Неа”  сообщил о причинах отставки в неясных выражениях, и газета связала отставку с истечением срока полномочий генерального директора Службы А. Забелиса.

На заседании Синода Забелис не был назначен на новый срок, вместо него генеральным директором стал архимандрит Антоний (Аврамиотис), а руководителем исполкома был провозглашен митрополит Элассонский Василий. Такие перестановки пресса  связывает с усилением влияния архиепископа Афинского в Синоде: известно, что архимандрит Антоний долгое время работал вместе с архиепископом. При этом показательно, что пресса отделалась скупыми сообщениями, не давая никаких прогнозов, как изменится экономическая политика Элладской Православной Церкви при новом руководстве.

Даже доброжелательная обычно к Церкви газета “И Катимерини” [“Ежедневная газета”] сообщила лишь, что перспективы этих кадровых решений неясны. Известно только, что епископат будет шире принимать участие в работе Службы, что может означать как больший контроль над расходованием средств, так и более тесное сотрудничество архиереев друг с другом в борьбе за свои имущественные права в ходе полемики с социалистическим правительством.

Прав ли Патриарх Григорий?

Наконец, в преддверии национального праздника Греции, дня начала освободительной революции (25 марта, праздник Благовещения), вспыхнули споры о роли священномученика Патриарха Григория V в революции 1821 г. Как только началось восстание, Патриарх в Окружном послании отлучил от Церкви всех участников восстания, но был казнен по приказу султана как сообщник восставших греков. Историки до сих пор спорят о том, был ли прав Патриарх Григорий, издавая свое послание.

Так, по мнению Василия Креммидаса, всем участникам восстания было понятно, что Патриарх издал послание под давлением султана: его “филэллинская” позиция была всем известна, и никогда до послания он не отождествлял турецкую власть с властью царей — властью от Бога. Поэтому послание Патриарха, в котором анафеме предавались неопределенные лица, покушавшиеся на власть султана (а восставшие греки вовсе не собирались свергать султана), не могло никого смутить и не бросило никакой тени на прежний патриотизм и народолюбие Патриарха.

Другой историк, Василис Панайотопулос, считает, что Патриарх поступил согласно законам Османской Империи, по которым он несет личную ответственность перед султаном за всех православных подданных султана и “представительствует” за них. Если бы Патриарх поддержал восставших открыто, то турки могли бы перейти к расправе над всеми греками, не ограничившись локальными военными действиями.

Но известно, что Патриарх Григорий был участником “заговора”, он знал в подробностях о готовящемся восстании, и не только не осуждал, но и всячески поддерживал заговорщиков, об этом знали и руководители и полководцы греческой национальной революции. Таким образом, позиция Патриарха оказалась очень удачной: действия султана против восставших греков выглядели после осуждения бунта Патриархом уже не как законное подавление бунта, а как нарушение благополучия православных подданных султана, которые находились под защитой России и других европейских держав, что в свою очередь сделало вмешательство Европы в дела Греции и поддержку революции неизбежными.

Последний пример показывает, что греческая пресса, в том числе и левая, обращаясь даже к темам церковной и национальной истории, видит в церковном руководстве активного субъекта политики, а не пассивного исполнителя воли государственной власти. Соответственно, и современные события в церковной жизни трактуются как ряд вполне успешных усилий епископата, высшей церковной власти, по отстаиванию своей политической и экономической самостоятельности.

Александр Марков специально для портала «Правмир»

Читайте также:

Греция: отменят ли зарплату клирикам Православной Церкви?

Греческая идентичность: споры в год юбилеев

 

 


Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.