Главная Образование

Новый учебный год. Учителя ждут волокиты, ученики не могут определиться, а родители хотят поставить точку

Почему многим страшно, тревожно и тяжело

Судя по демотиваторам, анекдотам, заполонившим соцсети в конце августа, начало школы – для многих стресс. А чего ждут от учебного года учителя, родители и сами ученики?


Что пугает их – грядущие экзамены, административные проверки или непродуманная программа?

С напряжением ожидаю ненужной никому волокиты

Наталья Волкова, учитель русского языка и литературы

На жизнь у меня времени хватает, видимо, в силу характера. Я и на фитнес хожу, и очень много путешествую. Нагрузка меня не пугает. С напряжением я ожидаю не моей прямой работы, а большого количества ненужной никому волокиты, которую мы несколько лет назад назвали бы «бумажной», но сейчас она в электронном виде. 

Я член предметной комиссии по проверке ЕГЭ. Требования делать очередное «нечто», мало относящееся к преподаванию, вносит интонацию раздражения в мою огромную любовь к тому, чем я занимаюсь. Но когда начинается урок, я про все забываю. Программа по литературе давно уже не вариативная, и это грустно. Я пока внутренне сопротивляюсь и уроки веду так, как считаю правильным.

Вот, например, с этого года в 8-м, 9-м и 11-м классах ввели программу «Родной язык и родная литература». Мы не понимаем, что это такое, и что раньше изучали дети, читая Тургенева и Пушкина – не родную литературу?!

Директива спущена, часы стоят в моей нагрузке, но нет ни внятной программы, ни учебников. То есть, как в сказке: поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. В итоге я решила, что и дальше буду преподавать родную литературу и родной язык, спасибо за дополнительный час.

Не могу не высказаться и по поводу прошедшего (и теперь предстоящего вновь) устного тестирования в 9-м классе. Процедура совершенно бесполезная: школьникам предлагалось пересказать набор биографических клише, за которым нет вообще никакого человеческого, духовного, психологического или хотя бы исторического образа. Если бы Рособрнадзор и ФИПИ обладали хотя бы минимальной отзывчивостью к обратной связи, готовностью к самокритике и самосовершенствованию, то и к процедуре в целом можно было бы предъявить много вопросов. 

«Мы перебрасываем ответственность за ребенка, как грязную тряпку». Учителя, родители и дети выживают в бесчеловечной ситуации массового обучения
Подробнее

Если собеседование проверяет базовый уровень владения русским языком как родным, то почему его нужно проводить на всю страну, а не прицельно помогать школам и учителям, в которых учатся дети мигрантов? Почему жертвами должны становиться школы, и без того измученные процессами оптимизации, все новыми и новыми формами контроля? Почему точная информация о проведении собеседования, требования ко всем его участникам и критерии были опубликованы не перед началом учебного года, а в разгар учебного процесса? Однако чуткости к обратной связи у обозначенных структур нет, поэтому и вопросы эти не имеют смысла.

Еще один момент – абсолютно разные по своему уровню школьники, которых надо готовить к ОГЭ и ЕГЭ. Я работаю в обычной общеобразовательной школе, и в прошлом году, среди прочих, у меня было четыре 9-х класса. Один – звездный, талантливый, а в другом есть дети, которые с трудом умеют читать. Это не фигура речи, мы читали по слогам, но больше – я, вслух, на уроках. Сейчас у меня на подходе еще один точно такой же 9-й класс, и я должна сделать все, чтобы на ОГЭ было не «два». Надо искать подходы к каждому. Я – учитель, и должна учить всех. Но также есть классы, где учатся увлеченные дети, где у нас были стобалльники. 

Вот сейчас у меня набрался 10-й гуманитарный класс – просто мечта. В этом году с одним из трех 11-х классов, которых я выпускаю, просто жаль расставаться, не знаю, как буду без них: они уже не просто ученики, а друзья. Вот какие у меня переживания в начале учебного года: ничего глобального и общемирового, это то, с чем я сталкиваюсь ежедневно.

Бассейн придется бросить

Татьяна, учитель английского языка

Летнего отпуска, хотя он вроде бы и большой, явно недостаточно, чтобы восстановиться после годовой нагрузки. Вот только, кажется, выдохнула и начала строить планы – записалась в бассейн и сходила на первые занятия, вот собралась на интересующие меня лекции. А потом вспоминаю, что во время учебного года еле-еле силы остаются на семью, и то не так, как бы хотелось, а обрывками и урывками, и понимаю, что бассейн наверняка придется бросить, а до лекций, никак не касающихся моего предмета, я точно не дойду.

Российских учителей тяготит ЕГЭ и электронные дневники
Подробнее

Мне нравится мой предмет и нравится, когда дети начинают что-то понимать в нем, слышать музыку языка. Но очень обидно, что много сил уходит на «бумажную» волокиту, заполнение электронного журнала. А учитывая, что там периодически бывают сбои…

Классы перегружены, и от этого стонут все учителя. Преподавателям иностранного еще везет – полкласса, то есть 18 человек, а не 36 (хотя в идеале группы должны быть меньше). Но когда второй учитель болеет и ты остаешься с 36 детьми, то просто не понимаешь – то ли дисциплину поддерживать, то ли материал объяснять, а в итоге урок проходит, материал поняли немногие, и у всех – огромная усталость.

Ученики – обычные ученики, есть увлекающиеся, есть те, которым предмет дается тяжело. Огорчает, что все больше приходится сталкиваться с зависимостью от гаджетов, и пусть на самом уроке ученик не сидит в телефоне, ты, общаясь с ним, понимаешь, что виртуальный мир привлекает его гораздо больше реального…

Родители, будьте рядом со своими детьми

Иннокентий Брусов, ученик 11-го класса

Мне важно в ближайшие месяцы определиться с выбором экзаменов ЕГЭ, надеюсь в этом вопросе на помощь педагогов. После начать системную подготовку к экзаменам – у нас в школе организованы специальные курсы, ну и, естественно, сдать экзамены. 

Иннокентий

Небольшая нервозность присутствует у всех, но мне это кажется нормальным, ведь предстоит действительно важное испытание и педагоги хотят нас всячески подготовить к нему, а родители, естественно, волнуются, ну и мы, конечно, тоже заражаемся общим волнением.

Когда думаю о новом учебном годе, лично меня нервирует неопределенность – то, что я сам пока не могу определиться, какое направление выбрать главным. Открытым остается и вопрос со вторым иностранным языком, который я бы, возможно, хотел сдать на ЕГЭ, но из-за того, что в программе у меня его не было, сделать я это не могу. А эти дополнительные баллы, возможно, мне не помешают.

Я пока не решил окончательно ни с вузом, ни со страной обучения. Выбор мой. Но родители говорят, советуют, делятся опытом. Давлением я бы это не называл, скорее активное беспокойство.

Репетиторы, конечно, у меня есть, причем начиная со средней школы. Первые годы это был целиком и полностью выбор родителей, сейчас я сам выбираю, по каким предметам я справляюсь сам и хватает школьного объема, а по каким нужна помощь. Просто иду, прошу помочь и мы решаем вопрос.

Кроме учебы в моей жизни есть, например, спорт. Иначе просто можно не дожить до конца учебного года.

Родителей одиннадцатиклассников мне бы хотелось предостеречь от любых форм давления. Мне кажется, что мои ровесники прекрасно все понимают и лишний раз не стоит на них давить, нагнетать и без того напряженную атмосферу вокруг предстоящих экзаменов. Просто будьте рядом со своими детьми при любом исходе. Это будет правильно.

Папа выпускника: Я сам сдал ЕГЭ, и страхов стало меньше

Протоиерей Максим Брусов, папа выпускника, настоятель Троицкого храма г. Дмитрова 

У нас в семье первый выпускник, и естественно, что для всех нас это, как минимум, волнительно. Мы расспрашивали о предстоящем испытании наших друзей, чьи дети сдали ЕГЭ. Информация разнилась в зависимости от полученных результатов – от самой восторженной до крайне критической. И тогда я решил, что надо разбираться во всем самому. Выбрал три экзамена, причем один профильный – математику, подготовился самостоятельно в течение пары месяцев и сдал их. Результаты мои, конечно, весьма скромные, но зато я теперь понимаю, как работает эта система. Нервничать не нужно. Нужно просто максимально эффективно распределить оставшееся время и углубиться в подготовку. 

Протоиерей Максим Брусов с детьми

Проблема нашего выпускника заключается лишь в том, что он до сих пор не смог определиться с выбором направления и вуза. Естественно, что и вопрос выбора предметов к ЕГЭ открыт. Поэтому мы надеемся, что совместно со школой сможем пройти какие-то программы профессиональной навигации, которые помогут ребенку с выбором.

Что касается вуза, то это полностью выбор сына. На «Правмире» мне однажды попался рассказ мамы девочки, которая не смогла никуда поступить и просто год отдыхала, занималась самообразованием, проходила какое-то обучение. И этот год свободы в дальнейшем помог ей сделать правильный выбор, она наверстала упущенное время, состоялась как специалист и нашла любимое дело, которому готова посвятить всю свою жизнь. 

Этот сценарий сначала мне показался диким и абсолютно неприемлемым, но, поразмыслив, я решил, что в жизни может случиться многое и такой вариант в том числе. Главное – не делать выбор за собственных детей, а помочь им его сделать. Ведь это их жизнь, их будущее и их мера ответственности. А родителям просто надо быть рядом и быть готовыми поддержать их при любом раскладе.

Весь год я планирую активно заниматься

Ярослава, ученица 11-го класса

Мне страшно, потому что от того, как ты сдашь ЕГЭ, как говорят все вокруг, зависит твое будущее и куда ты поступишь. Я пока не выбрала вуз, в котором хотела бы учиться, но это будет точно гуманитарное направление. 

С репетиторами помогают родители, мы занимаемся уже давно. Они видят, что есть сложности, и предлагают: «Будешь заниматься дополнительно?» Я, конечно, соглашаюсь. 

«Я убитый человек, который хочет сдохнуть». Школьница про ЕГЭ
Подробнее

Кроме русского и математики у меня репетитор по английскому, но больше не для учебы, а чтобы развить разговорный навык. 

В общем, весь год я планирую активно заниматься: при шестидневной учебной неделе и напряженном графике трудно найти время еще на что-то. 

Надеюсь, что будут выходы куда-то с классом, хоть просто пиццу поесть, в кино сходить. Для физической активности – бассейн.

Близкая моя подруга живет на другом конце Питера, раньше и так встречаться получалось не часто, а теперь мы обе в одиннадцатом классе… 

Родители в курсе учебы, но в меру. Мама заходит в электронный журнал, может спросить, почему так получилось, видя, например, двойку. 

Я понимаю, что год будет тяжелым. Но в этой школе, в отличие от той, где я училась прежде, учителя не давят по поводу ЕГЭ. У нас молодые учителя, и они не так акцентируют внимание на экзаменах, как, например, более старшие, с большим стажем.

Хотим распрощаться со школой и поставить точку

Анна, мама одиннадцатиклассницы

Когда дочь окончила 10-й класс, я уже понимала, что это был последний спокойный учебный год. Нового учебного года я боюсь. Мне даже не совсем приятно было летом видеть в магазинах товары, разложенные к новому учебному году, потому что они напоминали о той каторге, которая нас с дочерью ожидает. 

Я понимаю, что будет большая нервотрепка.

У нас даже папа, на что уж спокойный, невозмутимый человек, и то хватается за голову со словами: «Наступил 11-й класс!»

Ребенок у меня не очень хорошо учится, ей объективно тяжеловато в некоторых вопросах, и поэтому придется прикладывать больше усилий, чем, может быть, другим. В школе большая загруженность, в прошлом году дочь приходила где-то в 15-16 часов, сейчас, наверное, будет еще позже.

Все вокруг запугивают ЕГЭ, но я стараюсь абстрагироваться. У нас будут репетиторы по двум предметам, как и раньше, – русский и математика. Но это наша инициатива, учителя не требуют репетиторов, дополнительных занятий в школе или вне ее. В целом у нас хорошая школа, все нацелено на учебный процесс. У нас адекватная классная руководительница, преподаватель русского языка и литературы. Она нам сразу сказала: «Насчет предмета не беспокойтесь. Моя задача – довести детей до экзамена». 

Репетиторов я всегда стараюсь найти помоложе, почти ровесников, максимум на несколько лет старше. Результат от этого лучше, чем если бы приходила дама, которая проработала 40 лет в школе. С молодыми больше точек соприкосновения, проще найти общий язык.

«Не готовьтесь к экзамену до тошноты». Как помочь ребенку пережить ЕГЭ
Подробнее

На дочь мы как-то специально не давим, понимая, что повлиять на семнадцатилетнего человека невозможно, важно, чтобы у нее самой была мотивация. Мы можем помочь, что-то подсказать, оплатить репетиторов.

У дочери по состоянию здоровья есть возможность экзамена в несколько увеличенном по времени варианте. В девятом классе ей давали дополнительные полтора часа. Но даже если мы не получим эту привилегию, как в 9-м классе, думаю, что дочь уже достаточно взрослая, чтобы справиться. Но все равно мне страшно. Страшно, что произойдет нечто, связанное со стрессом.

Я слышала две истории от учителей – одну в предыдущей школе, где училась дочь, вторую в этой. В первой истории мальчик шел на золотую медаль, но так перенервничал на ЕГЭ, что упал в обморок, не сдал, пропустил год и только потом поступил в вуз. Во второй истории ребенок сдавал ОГЭ, и на русском, в момент, когда диктор читал текст изложения, он заснул – так организм среагировал на стресс. Хороший ученик с отличными оценками, готовился… 

Я бы хотела, чтобы мы в этом году закончили школу и распрощались с ней, поставили точку. Можно даже скромную точку, но так, чтобы больше не возвращаться. 

Фото: Vladimir Morozov / Flickr

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.