Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года, сообщает РИА Новости. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?
Документ предусматривает четкую систему уровней образования от дошкольного общего до послевузовского. По замыслу его создателей это позволит реализовать в России принцип непрерывного образования в соответствии с международной практикой.
Члены думского комитета по образованию в своем экспертном заключении отметили, что законопроект соответствует современным потребностям общества и перспективным направлениям его развития. По их мнению, документ учитывает накопленный за последние 20 лет позитивный опыт. В частности, речь идет о системе Единого госэкзамена (ЕГЭ), которая показала свою эффективность и востребованность, хотя еще находится в стадии развития и далека от совершенства.
Кроме того, документ закрепляет введение федеральных образовательных стандартов и новой системы образовательных программ, которая делится на основные и дополнительные. По основным общеобразовательным и профессиональным программам также устанавливаются госстандарты.
Законопроект дает учащимся возможность выбора различных учебных курсов в своем учебном заведении или вне его с использовании электронного обучения. После вступления документа в силу все образовательные учреждения должны будут иметь сайт в интернете с доступной для потребителей информацией.
Впервые в законе появится норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.
В соответствии с проектом, гражданам должны быть созданы возможности для различных форм получения образования: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования.
По словам члена комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, впервые в законодательстве нашли четкое законодательное оформление вопросы, касающиеся правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, введены обязательства государства по созданию условий для полноценной профессиональной деятельности. Впервые закреплены права и обязанности родителей — приоритет по воспитанию детей остается за семьей.
Кроме того, документ устанавливает, что обязательными в школе будут 16 предметов (все основные дисциплины, которые изучают школьники в настоящее время).
Проект закона запрещает конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при приеме в детсады и в школы. Он устанавливает общедоступность и бесплатность в государственных и муниципальных профессиональных учебных заведениях начального и среднего профобразования, повышает число бюджетных мест в вузах, вводит доступные образовательные кредиты. Отдельный блок законопроекта посвящен социальному положению педагогов.
Думское большинство высказалось в поддержку проекта правительства, пообещав ко второму чтению учесть отдельные предложения коммунистов.
Эксперты в области образования прокомментировали порталу «Православие и мир» положительные и отрицательные стороны законопроекта.
Директор Центра образования № 548 «Царицыно»,
член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский:
Заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе
— Ефим Лазаревич, будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?
— Дело в том, что и старый закон «Об образовании» 92-го года позволял делать то же самое. В рамках программы профильного обучения старшеклассники индивидуализировали свои образовательные программы. Единственное дополнение сейчас — это новые образовательные стандарты, которые уже приняты и утверждены Министерством образования, и в 2020-м году вступят в силу. Лично я здесь не вижу никаких угроз, потому что всё это делается в русле современной образовательной цивилизации.
—То есть вы считаете данную инновацию скорее положительной?
— Абсолютно положительной. К тому возрасту, когда дети переходят в старшую школу, они уже делают достаточно серьёзный выбор своей образовательной карьеры: пойдут ли они в гуманитарную сферу или предпочтут техническую. Естественно, что вобрать в себя всё безумное многообразие российской многопредметной школы невозможно. В старших классах у нас встречается от 12 до 19 предметов. Такого нет уже нигде в мире. Новые стандарты, о которых и идёт речь в новом законе, позволят детям сконцентрировать свои усилия и внимание на том, что им полезно, приятно и увлекательно.
— А если ребёнок ошибся в своём выборе, и затем передумает?
— Если школьник передумает, то нельзя забывать, что в составе его образовательной программы есть так называемая базовая часть, одинаковая для всех детей России. Самое главное достоинство этой базовой части — это возможность коммуникативной включённости, то есть наличие в ней русского, иностранного языков, математики и информационных технологий. Если ребёнок передумает, его же научили читать, писать, пользоваться поисковыми системами. Я думаю, он сможет наверстать упущенное с помощью самообразования.
— А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?
— Новый закон об образовании расширяет и более чётко формулирует права участников образовательного процесса, в первую очередь учителей. Кроме этого, что очень существенно, закон провозглашает, что заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе. В предыдущем законе такой нормы не было. Теперь же, если это условие не будет соблюдаться, об этом можно будет пожаловаться в прокуратуру и в следственный комитет.
Кроме этого, в законопроекте зафиксировано право учителя на самостоятельный выбор методики и технологии. Это тоже чрезвычайно важно. Никто не вправе диктовать учителю, по какой программе ему работать. Также закон закрепляет такие социальные гарантии педагогов, как ранняя пенсия по выслуге лет, удлинённый оплачиваемый отпуск в два месяца и другие.
— Как изменится сфера дошкольного образования после введения нового закона?
— Это первый закон в России, который фиксирует, что дошкольное образование является ступенью общего образования, а не только системой, в которой организован присмотр и уход за детьми. То есть сюда входит не только кормление, забота о здоровье и т. д., но и образование как таковое, что вполне соответствует социальным ожиданиям народа по принципу: чем раньше, тем лучше. Законопроект разграничивает эти две вещи в системе дошкольного образования: собственно образование, включающее в себя обучение, воспитание и развитие, и присмотр.
Также в проекте предусматривается обязательность дошкольного образования. Она вовсе не означает обязанность родителей отдавать детей в садик. Здесь имеется в виду обязанность государства предоставлять им такую возможность. Для семьи это не обязанность, а право.
— А как быть с платностью детских садов?
— На данный момент родители, действительно, платят за пребывание детей в детских садах, притом в разных регионах по-разному. Закон сохраняет эту плату, но предусматривает, что должны появиться региональные акты, которые фиксируют, сколько и за что семья должна платить. По всей видимости, образование как таковое остаётся бесплатным, а платным будет содержание ребёнка, то есть то, что связано с его едой и т. д. Стоимость этого регламентируется регионами. Соответственно, чем богаче регион, тем меньше платят семьи. Разумеется, остаётся система льгот для многодетных семей, матерей-одиночек и т. д.
Итак, если раньше детский сад рассматривался лишь как место, где мать может оставить своего ребёнка, чтобы пойти на работу, то сейчас к этому добавляется и образовательная функция. Но если учесть критическую демографическую ситуацию в стране и то, что у нас мало работоспособного населения, очень важно и то, чтобы женщина могла где-то оставить ребёнка и пойти работать.
Эксперт Всероссийского фонда «Образование»
Олег Сергеев:
Новый закон — это набор тезисов
— Олег Леонидович, какие основные плюсы и минусы вы видите в новом законопроекте?
— По моему мнению, этот законопроект, равно как и многие, миновал техническое сопровождение. Здесь опущен целый ряд факторов, связанных с психологией обучения. В самой концепции законопроекта было опущено понятие воспитания. По сути, новый закон — это набор тезисов. Ушинский не зря говорил, что педагогика без психологии — это набор правил. Так всё и получилось.
— И к чему это может привести?
— Во-первых, к тому, что данный закон — это ссылочный документ, постоянно отсылающий к постановлениям правительства и т. д., то есть документ не прямого действия. Наши учителя и так задавлены отчётностью. Этот же документ не говорит о том, как конкретно нужно делать, он указывает лишь, что нужно делать, чтобы отчитаться. В этом законе просматривается идеология проверки знаний, а не получения их.
Эти минусы, кстати, поняло и думское большинство. Они буквально «выворачивали руки» своим оппонентам, в частности, КПРФ, уговаривая их принять законопроект в первом чтении.
— Будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?
— Красной нитью через все принятые сейчас образовательные стандарты проходит тезис: «научить учиться». Как же можно говорить о вариативности, не научив человека учиться? Ведь для того, чтобы суметь выбрать, человек должен иметь какой-то жизненный опыт, а жизненного опыта наша школа не даёт, поскольку все стандарты у нас привязаны к тестовой системе. Я же убеждён, что будущее у нас — за получением знаний, а не за их оценкой. Идея сводить всё к тестовой оценке знаний порочна.
— А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?
— Он никак на него не повлияет, потому что не меняет принцип подушевого финансирования, который буквально душит учителей.
— Как изменится сфера дошкольного образования после введения нового закона, и что будет с платностью детских садов?
— Дело в том, что у нас существует указ от 7 мая о дошкольном образовании, в соответствии с которым половина дошкольного образования должна быть платной. Закон не сможет миновать этого указа, поскольку тот уже подписан. 30% дополнительного образования также будет платным. А вообще и дошкольное, и школьное образование у нас сейчас оказалось в том же положении, что и в Америке.
Но интересно, что в Штатах приняли 5 лет назад закон «О соревнующейся Америке», осознав, что им, чтобы быть конкурентоспособной нацией, необходимо поднять младшую школу, поскольку младшую школу у них в итоге заканчивают люди, которые не понимают прочитанного и не знают начал алгебры. То же самое происходит у нас. Если дети не приобретают в младшей школе навыков самообразования, они не могут уже приобрести их в средней и старшей школе. Наших детей не учат учиться.
Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ, к.э.н. Ирина Абанкина:
Делать из знаний багаж — бесперспективно
— Ирина Всеволодовна, какие основные плюсы и минусы вы видите в новом законопроекте?
— Я считаю, что в целом этот закон оформляет современные тенденции, которые уже состоялись в нашей системе образования. Это, например, признание дошкольного образования отдельным образовательным уровнем со своими программами и востребованностью. Я считаю правильным перенос и распределение ответственности за финансирование этого уровня образования между регионами и муниципалитетами.
Мне кажется верным выделение разных категорий университетов, которое уже состоялось, и закрепление этого в законе. Мне представляется перспективным переход на кредитно-модульную систему образования в вузах, сохранение ответственности за социально-экономическую поддержку педагогических работников, сохранение льгот учителям.
Что касается минусов. Мне кажется, серьёзным недостатком является слабая проработанность вопроса развития образования, концентрация финансового обеспечения этого развития только на государственных и муниципальных учреждениях. В этом смысле принцип равного доступа к бюджетным ресурсам как государственных, так и негосударственных учреждений не прочерчен. В законе отсутствуют некоторые современные механизмы, в частности, выхода на рынок технологий и рынок образовательных программ.
Очень рамочно прописано всё, что касается детей с разными, в том числе с ограниченными, возможностями здоровья. Мне кажется, здесь предстоит ещё огромная работа, чтобы обеспечить пусть не равные, но всё же шансы ребятам вне зависимости от состояния своего здоровья получать образование.
Вообще, к сожалению, в процессе обсуждения закона очень много норм осталось не нормами прямого действия, а лишь принципами, и после его принятия потребуется большая нормативно-правовая работа, которая должна определить механизмы реализации этих принципов. В предыдущих версиях было намного больше норм прямого действия. Нынешний законопроект утерял эту конкретику. Это значит, что все механизмы переносятся на уровень подзаконных актов, ведомственных инструкций и т. д.
— Будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?
— Я очень серьёзный сторонник индивидуализации образования, права выбора образовательной программы начиная со школы. Мне кажется, что вариативная форма получения образования очень важна в современном мире. Главное — это обеспечить человеку возможность и умение строить такую образовательную программу в зависимости от своих интересов.
Если человек ощутит в чём-то дефицит, он в дальнейшем должен уметь учиться и восполнять его. Впихнуть всё, что есть в современном мире, в одного человека, и делать из знаний багаж, который тянут всю жизнь и никогда им не пользуются, мне кажется очень неперспективным. А вот умение учиться, собирать информацию, исследовать её, строить свою стратегию, углубиться в те области, которые интересны самому ребёнку, представляется очень важным.
— А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?
— Все льготы, которые сейчас есть, сохраняются. Более того, в старом законе существовал запрет на оказание индивидуальной платной образовательной деятельности педагогу с учениками своей школы. Сейчас это разрешено, если оно не ведёт к конфликту интересов.
Что касается отдельных потерь. Закон предполагает с учётом закреплённой в Конституции общедоступности образования снятие всех льгот, в том числе для педагогических работников, на приём их детей в детские сады и школы, если их родители работают там учителями, воспитателями и т. д. Льгота по оплате ЖКХ переносится на уровень субъекта РФ и муниципалитета и остаётся на их усмотрение. Это, конечно, вызывает опасения педагогического сообщества.
Что касается регуляции в области дошкольного образования, то снятие ограничения по 20% платы за присмотр и уход за детьми тоже, конечно, может сказаться негативно. Платность детских садов у нас сохраняется.
Ксения Кириллова
Читайте также:
83 Федеральный закон: экономическая свобода или смерть школы?
Исчезнет ли литература из школы?