В своей авторской колонке поэт и писатель Олеся Николаева рассуждает о новом федеральном законе «О культуре», который будет принят в 2011 году.
Давно назрела необходимость в принятии такого закона. Настолько давно, что уже многое упущено… В этом проекте закона есть несколько важных пунктов.
Прежде всего, признание основополагающей роли культуры в творческом развитии и самореализации личности, в обеспечении социальной сплоченности и устойчивого развития общества. Признание того, что культура является стратегическим ресурсом инновационного развития страны.
Но «основополагающая» – слишком общее слово. Оно ничего для политики государства в области культуры не обозначает. Должно быть признание приоритетной роли культуры. Ведь наша культура – средство национальной самоидентификации, она закладывает те ментальные основы, на которых держится нация.
В законе много общих слов, которые нуждаются в пояснении и конкретизации. Так, на нескольких страницах говорится о политике государства в области культуры. Но нигде не звучит, как именно это будет осуществляться. В проекте закона не оговорено, что государство, поддерживая культуру, не должно относиться к ней как к сфере услуг – интеллектуальных, художественных, развлекательных…
Культура — средство становления, развития, образования личности. Поэтому не следует обходить вниманием и образовательные стратегии, и те учреждения, где культурные навыки должны прививаться с самого раннего детства.
Для этого важно восстановить структуру культурной активности, которая была в прежние времена, когда в каждой школе было в обязательном порядке не только более или менее интенсивное изучение русской литературы и русского языка (сейчас это изрядно сокращено), но и действовали кружки художественной самодеятельности, самодеятельные театры, музыкальные кружки, кружки рисования, лепки и т.д. Таким образом и воспитывается культурная среда, формируется народ как объект культурного воздействия.
В дальнейшем далеко не все эти люди станут деятелями культуры, но они смогут адекватно воспринимать культурный опыт, понимать язык культуры. Главная роль культуры в обществе обеспечивается тем, что именно в культуре создаются смыслы и ценности, которыми живет это общество, выстраивается система мотивации.
Где льготы меценатам?
В проекте закона затрагиваются вопросы финансирования культуры. Но ничего не говорится про налоговые льготы для меценатов, благотворителей, которые жертвуют деньги на культурные проекты. Кроме того, там все-таки должны быть сформулированы основные приоритетные направление самой культуры.
Неплохо было бы, если бы прозвучало, что отечественная культура должна быть не чужда традиционной исконной российской ментальности, соответствовать традиционным национальным ценностям и архетипам. А также — продолжать, развивать и творчески преображать те культурные линии, в которых сформировалась великая русская культура прошлого. А то, что эти ценности связаны с православием, — это безусловно.
Далее. В проекте закона написана странная фраза, что государство должно обеспечивать единство культуры. Но совершенно непонятен механизм обеспечения этого единства при признании равноценности различных инокультурных феноменов.
Все-таки нужно определить, что такое культура. Если культурой будет признаваться группа «Война» и государственные премии будут давать за деятельность, подобную той, которая увенчала этой весной Литейный проспект, то, может, нечего тут и огород городить: это будет тупиковый путь в никуда, к торжеству пошлости и деструктивности.
Продвигать культуру в массы
Должна быть проявлена государственная заинтересованность в продвижении культурных ценностей, которые часто не являются рыночным продуктом, в их появлении в публичном пространстве, в том числе — на телевидении. Сейчас часто зрителю, читателю, слушателю предлагается и даже навязывается вовсе не то, что имеет культурную и художественную ценность.
Мы знаем, что продвижение товара зависит от того, насколько хорошо организованна PR-кампания вокруг. В бытовании культуры в новых условиях это должно быть учтено. Мало того, что художник создаст, например, замечательный фильм или напишет произведение, ему необходима система государственной поддержки, пропаганды этих художественных ценностей.
Необходимо воссоздать почти уже разрушенный институт культурной аналитики. У нас многие десятилетия существовали великолепные школы культурных аналитиков – кинокритиков, литературоведов, искусствоведов, то есть людей, которые анализировали процессы, происходившие в культуре, понимавшие ее язык. Сегодня это невостребованно.
И все эти критики, аналитики – кто где – или пишут рецензии для глянцевых журналов, или вообще ушли в какие-то другие сферы деятельности. Еще немного — и мы безвозвратно потеряем нечто важное: школу мысли нельзя в один момент возродить. Пока еще живы те люди, которые несут в себе навыки анализа культуры – нужно срочно заниматься этим вопросом.
Да, анализ современной культуры – не является товаром. Но он необходим для осознания роли культуры, расшифровки ее криптограмм и обобщений, воздействия на психологию нации. Например, известно, что массовые сцены насилия, которые зритель видит на экране, вызывают в нем ответную агрессию. Почему-то никто это не принимает во внимание. Как и то, что, скажем, из 100 киногероев – 57 связаны с криминалом, либо сами бандиты, либо их жертвы, либо следователи и так далее. Это один из многих фактов, негативно влияющих на самочувствие нации, перед которой постоянно маячит образ криминального мира, ставший уже чем-то обыденным.
Здесь важен прежний опыт, когда определенные государственные идеи транслировались через каналы культуры – телевидение, кино, театр…. Воссоздавалась картина мира, пусть и идеализированная, но ведь искусство и есть – некое зеркало идеального. Внутренняя энергия зрителя направлялась туда, в эту художественную реальность.
Президент Рузвельт, когда страна была в депрессии, обратился с воззванием, чтобы все американские фильмы так или иначе кончались благополучно. Оттуда пошел этот знаменитый американский хэппи-энд. Это важно для поддержания настроения, тонуса страны. Все, что мы видим по телевизору или читаем, не дает нам основания для выстраивания сценариев будущего. Отсюда – психологические надломы, болезни – депрессии, склонность к суициду.
Мы занимаем третье место по количеству самоубийств среди взрослых и даже среди подростков. Это говорит о том, что люди в нашей стране не имеют ни благоприятной картины мира, ни сценария будущего, ни смысла, ни красоты, ни идеи. Именно поэтому я повторяю, культура должна быть обозначена как государственный приоритет.
Бесцензурность
Никакая культура не может существовать без табу. Кстати, именно культура и создает систему «запретов».
Разумеется, речь идет не о политических и идеологических ограничениях. Культура работает не на прямом высказывании, а с метафорами и образами. Тем самым она учит человека мыслить, отвлекаться от конкретно-насущных деталей его жизни и переходить к обобщениям, делать выводы. Без табу культура вырождается.
Проблема в том, что в понятие культуры сейчас вкладывают то, что к культуре не имеет никакого отношения. Наверное, необходим экспертный совет, который бы состоял не из чиновников, а из деятелей культуры – он бы это ограничение и проводил, отсекая лишнее. Собственно, в этом никакого новшества нет – по этому принципу работают все состоящие из профессионалов редколлегии, конкурсные комиссии и жюри.
На самом деле в проекте – много важных вещей, пусть и нуждающихся в доработке. Будет обидно, если все останется просто очередной правительственной бумажкой…
Читайте также: