Есть такая традиция – вспоминать о самых запомнившихся событиях уходящего года. Можете записать меня в мухи по классификации Паисия Святогорца, но мне почему-то запомнились скандалы, в которых фигурировали отдельные представители Церкви. Да, что там ушедший год. Последние несколько лет светские СМИ то и дело сотрясаются от церковных скандалов.
То уголовное дело с пьяным священником, который стал виновником ДТП с жертвами, то нахальный протодиакон, поднимающий руку на женщин. Сегодня к проблемам пьянства и рукоприкладства среди клириков добавилась еще и тема сексуальной распущенности.
Слабое звено
Можно, конечно, успокоить себя статистикой, что, дескать, в Русской Церкви около 300 епископов и 35 тысяч священников и диаконов, отделавшись тривиальным «в семье не без уродов». Ведь в любой социальной группе такого масштаба найдется свое слабое звено в виде пьяниц, драчунов, блудников и прочих. Но, мне думается, что для нас, частиц Тела Христова, это не может служить оправданием.
Церковь в лице ее членов во все времена была призвана быть духовно-нравственным ориентиром. Но разве имеет морально право алкоголик учить трезвой жизни, кухонный «боксер» — кротости и смирению, блудник – целомудрию? Таковые, конечно, могут проповедовать с амвона высокие истины, но эти речи не будут стоить и ломаного гроша. Тем паче, будут смешными попытки кого-то обличать.
Сопливый доктор
Мне всегда нравится, когда Церковь именуют лечебницей. Это значит, что в ней много больных (вывод из серии «капитан Очевидность»). Но эффективность лечения в ней зависит не только от лекарств, но и от профессионализма врачей. И если лекарь сам не соблюдает элементарных правил гигиены и с головы до пят находится в антисанитарии, то он с большой вероятностью станет лишь переносчиком заразы.
Например, в реанимации достаточно лишь одного гриппозного чиха сопливого доктора, чтобы привести к смерти пациента, у которого отсутствует иммунитет. Поэтому таких докторов исключают из числа лечащих. Чего уж тогда говорить о нас, священниках, которые занимаются человеческими душами.
Больница без света
Для верующих святой псалмопевец Давид обозначил схему, по которой передаются духовные заболевания: «С преподобным преподобен будеши, <…> и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27). Мудрость народная вывела свою формулу: «с кем поведешься – от того и наберешься» или «с волками жить, по-волчьи выть».
Кто-то может мне возразить словами святых отцов, дескать, ну, как же – и по гнилым проводам течет ток?! Действительно, течет, но велика вероятность, что аварийная электропроводка замкнет. В лучшем случае больница останется без света, в худшем – в пожаре погибнет множество людей. Особенно те, кто еще не может самостоятельно передвигаться.
Казанское дело
Последним скандалом уходящего года взорвалась проблема, возникшая в Казанской духовной семинарии, из которой в Московскую Патриархию стали поступать жалобы. Так миру стало известно, что в Церкви есть отдельные клирики, страдающие содомской страстью, которые мало того, что сами болели, пытались инфицировать окружающих. И Церковь отреагировала.
Для разбирательства выехала с инспекцией комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви. По результатам проверки проректор по воспитательной работе в сане игумена был отстранен от занимаемой должности. Думаю, можно ожидать, что этот священнослужитель подвергнется еще и каноническим прещениям.
Комиссия по нравственности
Подобные случаи обнаружили один серьезный момент, в связи с которым хочется начать спокойную внутрицерковную дискуссию. Если бы вдруг проблема возникла не в семинарии, а в другом месте – тогда инспекторская комиссия Учебного комитета не имела бы правомочий решать такие дела.
На этом фоне выглядит целесообразным появление структурного подразделения Общецерковного Суда — профильной комиссии по духовно-нравственным вопросам, которая могла бы выполнять функции досудебной проверки по работе с доказательствами. В нее могли бы войти церковные эксперты различных сфер.
Думаю, что такая инициатива могла бы стимулировать внутрицерковную дискуссию по этой теме. И кто знает, может быть живое соборное обсуждение сможет реализоваться в виде проекта документа Межсоборного присутствия о внесении дополнений в Судебную систему Русской Православной Церкви.