30 мая 2011 года исполняется 115 лет со дня трагедии на Ходынском поле, произошедшей в дни праздничных торжеств, которые были посвящены коронованию последней императорской четы Дома Романовых. Православному человеку трудно и больно об этом говорить, но замалчивать эту тему тоже преступно, поскольку печальные страницы истории помогают учиться на ошибках.
Эмалированная кружка с гербом
Давайте сделаем экскурс в тот исторический момент посредством газетных хроник и свидетельств очевидцев, окунувшись в предпраздничный людской гомон, хихиканье балаганных петрушек, ржанье лошадей на ипподроме.
Гулянья на Ходынке были запланированы на 18 мая 1896-го по старому юлианскому календарю, но народ стал стягиваться из Москвы и близлежащих весей, начиная с 16 мая.
Повод был весомый – по всей округе разлетелась весть, что на Ходынском поле будут раздавать разноцветные узелки с подарками. Для этих целей было приготовлено 400 тысяч кульков с продуктовыми наборами в виде хлебной сайки, 200 граммов колбасы, тульского пряника, пригоршни конфет и орехов, а также с «вечным» сувениром – металлической эмалированной кружкой с царским гербом.
По всему полю раскинулись постройки для торжеств. Кроме царского павильона и двух трибун для высокопоставленных персон, по территории в квадратный километр рассыпались всевозможные карусели, качели, столбы с призами, балаганы, открытые эстрады, цирковые сцены, бараки для бесплатной раздачи пива и меда, а также для конных состязаний был готов ипподром.
Но более всего внимание народа привлекали полторы сотни буфетов, из которых, начиная с 10 часов утра 18 мая, должны были раздавать подарки. Люди приходили пешком и приезжали на телегах целыми семьями с малыми детьми, обосновываясь поближе к буфетам. Вечерами разводились костры, были слышны песни.
Смерть в тисках человеческих тел
Уже к вечеру 17 мая на Ходынском поле скопилось около миллиона человек. Половина всех собравшихся сгрудилась возле вожделенных белых раздаточных будок. А народ все прибывал и прибывал, так что никто не заметил, как оказался в западне из человеческих тел. Людям предстояло провести в тисках друг друга тревожную ночь. Когда стемнело, от дыхания многотысячной толпы над территорией Ходынки повис густой туман…
«Ни ветерка. Над нами стоял полог зловонных испарений. Дышать нечем. Открываешь рот, пересохшие губы и язык ищут воздуха и влаги. Около нас мертво-тихо. Все молчат, только или стонут, или что-то шепчут. Может быть, молитву, может быть, проклятие, а сзади, откуда я пришел, непрерывный шум, вопли, ругань…»,- вспоминал репортер «Русских ведомостей» Владимир Гиляровский, оказавшийся в ходынском плену. – «…Расцвело. Синие, потные лица, глаза умирающие, открытые рты ловят воздух, вдали гул, а около нас ни звука. Стоящий возле меня, через одного, высокий благообразный старик уже давно не дышал: он задохся молча, умер без звука, и похолодевший труп его колыхался с нами».
И вдруг рано утром около 5-6 утра сквозь стоны и всхлипы прорвалось: «Дают! Раздают! Давай!». Обезумевшая толпа ринулась к свежевыбеленным буфетам. Ров, находившийся рядом, доверху наполнился телами. С треском рушились дощатые постройки. Перепуганные буфетчики стали швырять кульки с подарками в людское море, но это только усилило общее смятение… Только по официальным данным в той давке погибли около полторы тысячи человек, столько же получили увечья.
Когда реклама губительна
Причин для катастрофы было несколько. По мнению большинства историков, одной из первых ошибок был выбор места для всенародных гуляний.
Конечно, Ходынское поле было традиционным местом коронационных и других торжеств со времен Екатерины II, но не нужно забывать, что к концу XIX века население Москвы и Московской губернии выросло в разы. К тому же, Ходынка тогда была плацем московского гарнизона, где проводились учения с рытьем окопов.
А также стоит вспомнить, что в те времена эта территория являлась источником песка и глины для строительных работ, благодаря чему вся поверхность поля была испещрена ямами и рытвинами, которые к празднику застелили досками и присыпали землей.
Кроме этого, из количества приготовленных подарков можно заключить, что организаторы празднеств не ожидали такого наплыва людей, превосходящих их расчеты более, чем в три раза (к 18 мая на этом месте собралось примерно 1,5 млн. человек).
Хотя для поддержания порядка и было отряжено около 2000 полицейских и казаков, соблюсти порядок было практически невозможно. Конечно, не последнюю роль здесь сыграла и широкая публичная реклама раздачи царских подарков. До краев московской губернии слухи достигали таких невероятных размеров, что некоторые крестьяне пускались в путь для того, чтобы получить из рук императора лошадь и корову.
По воспоминаниям царского генерала Валерия Джунковского, бывшего тогда адъютантом генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, организация праздника и охрана порядка на Ходынском поле была поручена Министерству двора.
Видимо, по этой причине московский глава самоустранился от любого вмешательства в дела подготовки мероприятия. Такое отношение патрона, вероятно, расхолодило и московского обер-полицмейстера Власовского, который не предпринял особых экстренных мер по регулированию движения народа.
Кроме всего прочего, экс-адъютант великого князя в своих воспоминаниях удивлялся недальновидности комиссии по подготовке торжеств, члены которой распорядились сгруппировать буфеты только в одном месте широкого поля. Также недоумение чиновника вызывал и тот факт, что эти самые буфеты почему-то расположили вдоль большого фортификационного рва, который и стал огромной братской могилой для большинства жертв.
А как поступил бы Христос?
Сегодня нам, современникам, искать виноватых в событии, случившемся 115 лет назад, пустое и неблагодарное дело. Тем более, что исторических версий на этот счет (от халатности властей до политических провокаций) и без нас хватает. Хочется воспользоваться советом святых отцов Церкви, которые предлагали все житейские моменты, от мелких неурядиц до глобальных проблем, измерять простым вопросом: «а как поступил бы Христос?»
Самое интересное, что аналог рассматриваемой ситуации можно найти в Евангелии. Например, взять то же чудо умножения хлебов. Если обратить внимание на бытовые подробности евангельского повествования, то можно увидеть, что здесь также присутствовало большое количество людей, и предстояла раздача еды.
В этой связи знаменательны действия Спасителя перед совершением чуда: «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14,17).
В Евангелии от Марка вводится уточнение: «Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве» (Мк. 6,39-40). Святой апостол Лука уже цитирует слова самого Христа: «рассадите их рядами по пятидесяти» (Лк. 9,14). Стоит обратить внимание на схему раздачи пищи: сначала Господь сделал указание, чтобы все расселись на траве небольшими группами, а после совершения чуда передает хлеб ученикам, которые в свою очередь разносили их людям. Естественно, в таких условиях не могло быть никакой толкотни и давки.
Святые толкователи этого евангельского отрывка акцентировали внимание на смысле самого чуда, поэтому все их объяснения носят метафорический, символический характер. Основная версия святых отцов относительно того, зачем Спаситель рассадил всех по отделениям такова: чтобы легче было сосчитать всех, кто насытился. Но все же блаженный Феофилакт, епископ Болгарский в своем толковании этого места у евангелиста Марка делает важное для нас уточнение, что Христос размещает народ на траве отдельными рядами, как бы за разные столы.
Битва бидонами за крещенскую воду
Больше десятка лет назад мне, автору настоящих строк, довелось поработать в ресторанной сфере на должностях официанта и бармена. На основании собственных наблюдений со всей ответственностью могу заявить, что отдельные столы с ограниченным количеством мест в системе общепитов служат не только для комфорта пришедших, но и для пущего порядка. Как правило, за одним длинным столом практически всегда возникают спонтанные конфликты: кто локтем толкнет, а кто обольет невзначай. Это всегда головная боль для охраны.
Более того, стоит вспомнить школьные столовые. Как разнится атмосфера в столовой, когда царит самообслуживание от той, где порции по столам разносят назначенные из числа учеников дежурные. В первом случае обеденная перемена превращается в бои без правил, во втором – вполне безмятежная картина.
В мире множество примеров, когда большое и неуправляемое скопление народа приводило к трагедиям. Нередко сотни мусульман гибнут во время традиционного хаджа в Мекку. Это ежегодно происходит и в жизни Русской Православной Церкви, пусть и не в таких размерах. Каждый год на церковные праздники, традиционно связанные с массовой раздачей или освящением чего-либо, в храмах России собирается огромное количество людей. В СМИ нередки сообщения о сердечных приступах и прочих летальных исходах, случающихся в церквях во время подобной толчеи.
Мне не единожды приходилось сталкиваться в храме с неприятными потасовками перед бочками с крещенской водой, когда мирные бидончики в руках «жаждущих» буквально превращаются в оружие. Причем не помогают никакие увещевания с амвона. Понятно, что, зачастую в таких случаях речь идет о людях нецерковных.
Но и нам, верующим, преступно самоустраняться от профилактических мер для наведения порядка. Ведь совсем другая ситуация в храмах, где активные прихожане начинают регулировать движение – разбивать хаотичную очередь на организованные потоки.
Не зря же Христос на протяжении всего евангельского повествования призывает нас быть бдительными, остерегаться, трезвиться, не подавать соблазна, в общем, быть мудрыми, яко змеи. А Ходынская трагедия пусть останется в нашей памяти назидательной картиной, а не политически окрашенной мазней.