Нужно искусство, которое духовно созидает
В рамках 6-й церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, с 1 по 10 ноября 2007 года в Московском Доме кино состоится IV Международный благотворительный кинофестиваль «ЛУЧЕЗАРНЫЙ АНГЕЛ». В преддверии кинофестиваля «Лучезарный ангел» о духовно-нравственном состоянии современного общества и о влиянии, которое оказывает на него кинематограф, согласился побеседовать профессор Московской Духовной Академии, архимандрит Платон (Игумнов) – член экспертной комиссии по отбору фильмов.
Отец Платон, как вы оцениваете духовно-нравственное состояние современного российского общества?
Вопрос затрагивает очень сложную категорию. С одной стороны, духовно-нравственную культуру общества формирует нравственность, духовность каждого человека, составляющего общество. Поэтому моя оценка, оценка других, поставленная в зависимость от круга общения, будет субъективной. А какими-либо статистическими данными оперировать сложно. Ведь чем измерить нравственность, духовность? В качестве критерия можно выделить негативные явления в обществе и провести исторические параллели. Статистика разводов, абортов, суицидов, количество страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, табакокурением, совершаемых преступлений, выявления психических и соматических заболеваний свидетельствует об увеличении этих показателей. И это означает, что в нашем обществе происходит духовно-нравственная деградация.
Как с ней бороться? Надо искоренить эти негативные явления, по которым Россия опережает многие страны. Я – сторонник довольно жестких мер, в частности, касающихся законодательного запрета рекламы и продажи алкогольных напитков, табачных изделий, ограничения табакокурения в общественных местах. Табакокурение порицается церковью, расценивается как грех, потому что наносит вред здоровью – дару Божьему. Любой грех может быть прощен покаянием, но те, кто лишает себя жизни — уходят нераскаянными и их душа уже не может получить прощения. Как говорят святые отцы, в загробном мире нет покаяния, только суд и возмездие.
Хотя, все мы понимаем, что запрет – не всегда эффективный метод, а в духовно-нравственном обществе в нем вовсе нет необходимости. Человек в таком обществе понимает, что наносит вред себе, окружающим. Поэтому параллельно с принятием законодательных мер должен идти процесс духовного, интеллектуального, нравственного, религиозного становления, чтобы каждый сознавал ответственность за свое существование перед Богом.
Как вы считаете, кинематографу отводится важная роль в этом процессе?
Конечно, как и любой вид искусства, кинематограф оказывает влияние на формирование и развитие человека. Наиболее массовый характер влияния кинематограф приобрел в ХХ веке. В революционную и постреволюционную эпохи он был инструментом идеологии: формировал веру в правое дело революции, в светлое будущее, в гениальность вождей. Самый распространенный киносценарий – гражданская война, в этих фильмах были представлены два лагеря: белые и красные. Первые олицетворяли жестокость, глупость. Красные изображались как люди, преисполненные всех добродетелей. Когда у людей российской империи было религиозное, православное христианское сознание, люди имели монархию, царя, патриархальный уклад жизни. А когда оно сменилось революционно-мифологическим, когда люди отступили от веры, потеряли нравственные ориентиры, люди стали иметь диктатуру, вождя, коммунистические идеалы. Когда в конце ХХ века революционно-мифологическое сознание стало угасать в нашем обществе, на смену ему пришли либеральные ценности Запада. Мы получили парламент, республику, президента, так называемые общечеловеческие ценности, и вместе с этим индустрию развлечений.
В ХXI веке кинематограф перестал оказывать влияние на формирование общественного сознания и перешел в индустрию развлечений?
Не совсем, но его влияние не столь магическое. В эпоху революционно-мифологического сознания прошлого века центральное место отводилось вере словам государственных чиновников, написанному в книге – это даже не подвергалось сомнению. Сейчас же мы наблюдаем иную картину. Широкие возможности выражения личного мнения – человек может писать, говорить по радио о своих убеждениях – сформировало у современного человека критический подход к оценке. Это не означает, что СМИ, Интернет, кинематограф вовсе не оказывают влияния, но оно изменилось. Критической оценке подвергать сюжеты фильмом больше способны взрослые люди, на молодых оно влияет сильнее. Даже высокие показатели преступлений многие социологи объясняют тем, что молодые люди видят много сцен убийств в кинематографе, начинают воспринимать их как некое геройство, подражают им. Получается, что, как непечально, но большую силу воздействия обретает именно то, что не способно ориентировать человека в нравственном, духовном плане. А в человеке все должно быть подчиненно именно духовной доминанте. «Священное — главное в жизни, без него жизнь человека становится унижением и пошлостью». И этой пошлости, а, кроме того, распущенности, безнравственности становится все больше в нашей современной жизни.
Значит, надо иначе подходить к созданию фильмов?
Искусство должно служить идеальным, благородным целям, ориентировать людей, направляя их помыслы и поступки к возвышенному, священному, прекрасному, доброму, вечному. Есть латинская поговорка «слова учат, а примеры влекут». Благотворное влияние, несомненно, окажут положительные герои, которые послужили бы образцом для подражания. Их должно быть больше в кинематографе. А искусство должно быть воплощением высших духовных, мировоззренческих, нравственных, религиозных ценностей, чтобы изменить сознание людей. Если оно не изменится, то не будет эффекта ни от каких реформ. Человек должен прийти к покаянию, избавиться от пороков. Это может показаться патриархальным, но я, как человек, сознающий свою ответственность перед Богом, церковью, считаю, что именно церковь способна влиять на духовное творчество.
Сейчас в России снимают мало духовно-нравственных фильмов. В чем причина?
Вообще, отечественное кино духовнее и нравственнее, чем любое другое. Проблема в том, что начали подражать западной киноиндустрии, редукционистской и примитивной. В таких фильмах нет обмена идеями, герои не говорят об истории, литературе, искусстве, и, тем более, о духовном, вечном, о Боге. А в советском кино была мысль, идея, оно служило целям нравственного героизма. Хорошие фильмы есть и сейчас, но их мало. А на то, чтобы их было больше, должна быть ориентирована государственная политика. Должен быть государственный и социальный заказ на производство кинофильмов, которые ориентировали бы на высокие нравственные и духовные идеалы, просмотрев которые, люди больше бы знали отечественную историю, историю искусства, философской мысли, историю церкви, народов, культуры.
«Во всей вселенной и у каждого человека есть силы, которые созидают личность и которые ее разрушают». Как сказано в Библии: «Мудрая жена, которая строит свой дом, а глупая жена разрушит его собственными руками». Образ мудрой и глупой жены — это образ созидательных, позитивных сил в мире и тех разрушительных, которые находятся в постоянном противостоянии. Нужно создать такое искусство, которое духовно созидает, нравственно формирует личность.
Церковь сейчас является единственной структурой, воспитывающей нравственность в человеке, и ей в этом необходимо оказывать содействие. Политика государства должна быть направлена на воспитание людей, реализуя комплексный подход к нему. Нужно обратить внимание на миссию церкви, комплекс гуманитарных дисциплин в школах и вузах, потому что они содействуют мировоззренческому и нравственному формированию людей, на законодательную базу и политику, проводимую Министерством культуры РФ.
Какие впечатления остались после прошлогоднего кинофестиваля «Лучезарный Ангел»?
Посмотрел фильм «Остров». Конечно, на фоне всего того безнравственного и пошлого, чем наполнен наш эфир – это луч света в темном царстве, но я нашел в нем много несовершенств. Одних людей фильм мог расположить, а других навести на скептические мысли, ведь что могут подумать о православии, что оно — подвиг юродства — чем больше человек ведет себя по чудному — тем больше он святой. Например, такой момент – главный герой бросает сапоги в огонь и говорит: «Знаешь, сколько на этих сапогах грехов?». Разве такому отношению к вещам нас учили святые? Авва Дорофей пишет: «Все должен быть хранением совести по отношению к Богу, к людям и предметам». Если видишь — валяется вещь, то подними и положи на место, не дай ей портиться. Есть предание, что преподобный Сергий Радонежский увидел испорченную рясу, поднял ее, починил и стал носить.
Как вы думаете, может ли кинофестиваль повлиять на состояние общества?
Есть греческая поговорка: «Одна ласточка весны не делает». То есть одна ласточка не может радикально изменить положение в мире искусства, кинематографа. Хорошо, что есть такие мероприятия, но я считаю, что должен быть радикальный подход — нужно весь наш телеэфир очистить от всего недостойного, неприличного, вредного, злостного и показывать только хорошее, доброе и честное. Полмесяца в году – это мало для изменения состояния общества, человек, пребывая весь год в пороках, не может всего за неделю стать добродетельным. А может, когда идет показ хороших фильмов, человек в этот момент в отпуск уедет или с работы отпроситься не сможет.
Но все же, действительно, Россия духовно и нравственно возрождается. Как сказано в Евангелии: «Многие цари и пророки желали видеть то, что вы видите, и не видели, услышать то, что вы слышите, и не слышали». Господь сказал эти слова апостолам, но они относятся и к нашим современникам и соотечественникам. Многие желали видеть то, что мы сейчас видим — возрождение религиозной жизни, храма Христа Спасителя, хотели участвовать в общественной жизни церкви и в создании православных гимназий. Раньше человек не имел возможности купить себе Библию, а посмотрите, сколько сейчас богословской, религиозной, церковно-исторической литературы. Так что мы видим много хорошего, Слава Богу за это!
Отец Платон, как вы считаете, наступит все-таки время, когда нравственных фильмов будет больше?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо быть либо пророком, либо изучить методы научного прогнозирования. Конечно, хочется, чтобы было больше фильмов духовно-нравственного содержания, чтобы уровень духовно-нравственной культуры общества порождал спрос на них. Но в жизни всегда сохраняется дистанция между желаемым и реальным, между идеалами и фактами. Наступит ли такое время в действительности, мы не знаем, но будем верить.