Нужно ли простить Бога? Звучит парадоксально, но часто мы на Него сильно обижены
Каждый год в Прощеное воскресенье мы просим прощения друг у друга. Но почему отношения между нами не меняются и, даже вступив в пост, люди быстро возвращаются к обычному стилю поведения. Что произойдет с нами, если мы так и не простим, и как не превратить скорбь от обиды в злопамятность и осуждение человека – рассказывает протоиерей Константин Островский.

Как простить Бога

Протоиерей Константин Островский

Один священник рассказал мне забавную историю, как его сын расшалился на уроке в православной гимназии и учительница стала ругать мальчика перед классом. Он и говорит ей: «Простите меня, Марья Петровна». А она ему: «Ты не только мне мешал вести урок, ты и всем ребятам мешал». Ну, он поклонился всем ребятам в пояс со словами: «Простите меня, братья и сестры». Все, конечно, заржали, и мы с отцом благочестивца тоже посмеялись.

Страсти людские не исчезают в результате мероприятий и ритуалов, и не надо смешивать личное общение и церковные чины. Когда смешиваем, возникают вот такие нелепости.

Что касается Прощеного воскресенья, то лучше просить прощения и самому прощать сразу, не дожидаясь никаких сроков. Но если не получается, то Прощеное воскресенье – удобный повод. Помню, когда я был еще алтарником, поссорился с одной бабушкой-прихожанкой. Я сейчас даже не помню, из-за чего, и неважно, кто из нас был больше неправ, но я как человек более пылкий раньше успокоился и пытался помириться, а она не захотела. Но на Прощеное воскресенье я подошел к ней, сказал: «Прости меня», и она меня простила. Все-таки в этот день все настраиваются на нужный лад.

Замечательно на тему прощения высказался митрополит Антоний Сурожский, хотя сказал он про отношения с Богом, но это относится и к людям. Прежде чем просить прощения у Бога, нам надо сначала самим Его простить. Парадоксально, но понятно.

Мы на Бога сильно обижены, Он нередко не по-нашему делает, порой не дает того, чего мы просим. Так что сначала надо простить Бога и принять то, что Он посылает, а потом уже просить прощения.

Подобно и в человеческих отношениях. Если я сам не прощаю обидчика, моя просьба о прощении не будет искренней.

Почему все же Церковь установила чин прощения непосредственно перед Великим постом? Всего, конечно, я не постигаю, но из опыта могу сказать, что тяжко на душе, если с кем-то находишься в ссоре. И конечно, хочется перед большим и трудным делом получить мир от своих ближних, да и ближним дать мир, то есть примириться со всеми.

Когда скорбь превращается в осуждение

Случаев, когда кто-то из церковных людей категорически отказывался простить кого-то, я не припомню: это все-таки редкость среди православных – грубый отказ от примирения. В житиях святых такие случаи описаны, и Бог очень сурово наказывал гордецов.

Например, в древней Антиохии священник Саприкий и мирянин Никифор поссорились. Никифор раскаялся и не раз просил прощения у Саприкия, но тот наотрез отказывался. Тогда были гонения на христиан, Саприкия подвергли муке, он был тверд в исповедании Христа, его уже вели на казнь. И тут к нему подбежал Никифор и стал со слезами умолять о примирении, однако Саприкий оказался непреклонным в своей злобе. Тогда благодать отступила от него, он внезапно пал духом и отрекся от Христа. А Никифор, наоборот, исповедал себя христианином и стал мучеником.

Аналогичная история случилась в Киево-Печерской лавре, где поссорились иеромонах Тит и иеродиакон Евагрий, и за отказ примириться Бог поразил иеродиакона внезапной смертью.

Но такое упорное непрощение и в древности было редкостью среди церковных людей, и сейчас редкость. А вот злопамятность – иное дело. Совершенно очиститься от нее даже при всем желании бывает непросто, могут годы и чуть ли не вся жизнь уйти на это. Ну что ж, надо бороться, каяться в своей гордыне, молиться за себя и за обидчика, главное – себя не оправдывать.

Чтобы простить, важно четко разделять в обиде два разных момента: скорбь, которую мне человек причинил, и суд над человеком.

Источником всего, что со мной происходит, является Бог. Люди и бесы, и все обстоятельства – только орудия Промысла Божьего. Поэтому всякую скорбь нужно со смирением принять как бы из рук Божиих.

А судить ближнего нам запрещено самим Богом, это заповедь Господня. Человек-то, может быть, еще хуже, чем мне кажется, но суд мне не вверен. Вот представьте. Иду я по улице и вижу, что кто-то грабит торговую палатку. Открываю уголовный кодекс, листаю, смотрю, что за такой поступок грабителю полагается три года заключения. Я его хватаю, тащу к себе в подвал, там держу три года, кормлю, вывожу на прогулки. Что я делаю? Я совершаю преступление. Меня могут посадить за такие действия. Хотя вроде бы поступил правильно, наказал грабителя по уголовному кодексу. Только вот я не имею права этого делать. То же самое происходит, когда мы осуждаем других людей. Нам не вверено судить, нам даровано прощать, а судит Бог, которого следует благодарить за все, что Он нам посылает, в том числе и через обидчика.

Мудрецы, в кувшине которых оказалась вода

Многих смущает обычай в Прощеное воскресенье просить прощения у незнакомых людей. На тему, что все мы друг перед другом виноваты, написано много, и у Достоевского есть, и святые отцы писали. А мне с детства запомнилась история о десяти мудрецах, которые собрались провести вечер за чаркой вина и договорились, что каждый принесет вино с собой в сосуде, чтобы слить в единый кувшин и вместе черпать из этого кувшина.

При этом один из мудрецов подумал, что, если он принесет вместо вина воды, никто не заметит подмены. Но так же подумали и другие мудрецы, и вместо вина в их общем кувшине оказалась вода.

Все мы призваны Богом на духовный пир и должны принести в сосудах своих сердец вино Божественной благодати, а несем вместо этого воду суеты и пустоты, а то и отраву греха или самогон ложной духовности. Мы не знаем большинства тех, кто вместе с нами вынужден пить то, что получилось, но неужели мы друг перед другом не виноваты за то, что привносим в сотворенный Богом мир.

И наконец, о ритуальных прощениях по телефону и интернету. Я считаю, что чин прощения должен совершаться в храме в положенное время – после воскресной вечерни (местные вариации обсуждать не будем), и поэтому сам никого не обзваниваю. Но если кто-то мне звонит или пишет: «Простите меня, отец Константин» − я на это вежливо отвечаю: «Бог да простит Вас, имярек, и Вы меня простите». Глупо было бы объясняться и этим только обижать людей.

Если же кого-то слишком обременяет получать отдельные «простите» и давать отдельные ответы, то можно сделать серию массовых рассылок «простите» всем своим знакомым, а ответы вовсе не читать. И так довести до логического конца механизацию нашего общения: пусть узлы соцсетей общаются между собой вообще без нашего участия, а мы пойдем в храм Божий помолиться.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.