Журнал «Фома».
Недавно один глубоко уважаемый мною человек в дискуссии вокруг книги Дэна Брауна “Код да Винчи” и одноименного фильма заявил буквально следующее: Церкви дураки не нужны.
Иными словами, с людьми, всерьез относящимися к таким бесстыдно-коммерческим и содержательно ничтожным проектам, невозможно вести диалог – они неинтересны и поверхностны.
А если еще жестче – те, кто доверяет Брауну больше, чем Евангелию, или даже пытается хоть как-то их сравнивать – люди пустые. И если таковые не придут к Церкви, ничего страшного. Не нужны они Церкви.
Глупость, наверное, действительно грех: раз Бог дал человеку разум, то не воспользоваться им – значит проигнорировать Его дар, зарыть свой талант в землю. Но значит ли это, что глупец (грешник) не нужен Церкви и не нужен Богу?
Наверное, в рамках дискуссии о нашумевшем дурацком фильме такой тезис допустим – но только как полемический прием. По сути же никак нельзя согласиться с тем, что Церкви не нужны интеллектуально несостоятельные люди, не разбирающиеся в богословии и не могущие отличить его от научной фантастики.
Потому что Церкви – и только Церкви – нужны все. Бог обращается ко всем. Может быть, в первую очередь к тем, кто по каким-то меркам общества – интеллектуальным, финансовым, душевным – являются маргиналами, периферийными людьми. И нужны они потому, что “не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф. 9:12) и потому что Спаситель “пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9:13). Потому Христос и трапезничает с бесчестными мужчинами и падшими женщинами – с теми, кого с ненавистью отторгает иудейское общество и кого презирают гордые римляне…
Богу нужны все, и в Церкви Его все и всегда могут найти приют и радость. И Христос в Евангелии приходит ко всем – к благочестивому фарисею Никодиму и к презренному мытарю Матфею; к богатому и знатному Иосифу Аримафейскому и к бедному рыбаку Петру. И они, преодолевая собственную трусость, глупость, жадность и многие другие греховные страсти, становятся Его учениками (кстати, именно так первоначально называли себя последователи Христа).
Богу нужны все. Это утвержденное Христом качество Церкви – еще одна уникальная ее характеристика. На земле нет и не было ни одного учебного заведения, социального института, партии или государства, которые были бы настолько открыты к любому человеку. По-другому, наверное, и быть не может: ведь не все могут быть музыкантами, профессорами, спортсменами, инженерами, строителями или политиками. Но все и всегда могут обратиться ко Христу.
А Дэн Браун и увлечение им неизбежно (хотя, к сожалению, не бесследно!) пройдет даже у самых горячих его почитателей. Евангелие же останется. И потому любой человек, в любой момент, в любой ситуации может обратиться к Богу: в горе и в радости; в состоянии безутешности или огромной надежды; в крайней нужде или в невероятном достатке; находясь на вершине признания или переживая полное забвение и бесчестие.
В любом состоянии любой человек может всегда обратиться к Богу.
И будет услышан.