Нюта Федермессер: Не спугните своим контролем волонтеров
В паллиативной помощи и хосписах качественной помощи без волонтеров просто не будет. Не будет и все. Это даже не подлежит обсуждению. Нет волонтеров — нет индивидуального подхода. Нет индивидуального подхода — нет качественной жизни в конце пути. Нет качества жизни — нет паллиативной помощи.
В последнее время волонтерство растет и развивается. Волонтеров становится больше — и они перестают быть исключением из правил. А значит, со стороны государства появляются попытки зарегламентировать их деятельность, загнать их под определенные правила и просеять через определенное сито. И это неплохо. Для того, например, чтобы стать волонтером в хосписе, надо заполнить анкету, пройти собеседование, предоставить персональные данные, заключить договор. Кто-то скажет, ужас, раньше так не было, мы просто приходили и помогали. Но раньше волонтерами в хосписе были 10 человек и все они были лично знакомы персоналу и даже главному врачу. Это были друзья и друзья друзей. Теперь волонтеров сотни и определенный порядок обязательно нужен. И главный принцип этого порядка — не навреди. Не навреди развитию волонтерства, не навреди пациенту и его семье, не навреди персоналу. Поэтому важно понять, что движет потенциальным волонтером: желание помочь пациентам или желание решить свои собственные экзистенциальные проблемы. Второй вариант может быть приемлем для «Лизы Алерт», например, или для волонтера в деле тушения пожаров, но неприемлем для хосписа. Надо понять, не было ли в семье волонтера недавней смерти близкого, чтобы не тормошить его раны новыми испытаниями. Надо разобраться, не будет ли волонтер миссионерствовать или продвигать странные целительные практики, ведь пациенты хосписа очень податливы и уязвимы, надо соблюдать их пристрастия и интересы, а не навязывать им свои.
Но в попытке регламентировать работу волонтера нельзя переходить грань: люди пришли по зову сердца, и эти порывы нельзя убивать. Например, я очень возражаю против чрезмерных требований к медсправкам. Все забывают о том, что в сегодняшних больницах работают десятки сотрудников клининговых компаний, эксплуатирующих и ремонтных организаций, сотрудники внешних прачечных, водители, слесари и сантехники. Их в больницах значительно больше, чем волонтеров. И они никаких справок не имеют, и с них справок никто не требует. Ни медицинских, ни из полиции, ни из наркодиспансера. При этом они преспокойно заходят и в палаты, и даже в реанимацию. И в детских учреждениях их полно. Почему? Потому что за них отвечает их работодатель? Ой ли? Или от того, что у медсестры украдет сумку сотрудник клининговой компании, а не волонтер — медсестре станет легче смириться с потерей?
У нас в центре паллиативной помощи и в некоторых московских и региональных хосписах я, к сожалению, часто вижу недоумение и раздражение на лице сотрудников. Ну что тут делают эти люди от фонда? Под ногами мешаются… А то, что волонтеры, при качественной организации работы, и с пациентами гуляют, и моют их, и делают им успокоительный массаж, и убирают в палатах, и моют окна, и чинят все сломанное, таким образом высвобождая время медсестер для медицины и общения с пациентами — это почему-то ускользает от внимания персонала.
Волонтеры организуют отмечание дней рождений, семейных годовщин и праздников, приводят музыкантов и организуют концерты, занимаются собакотерапией и ароматерапией, делают массаж и сотрудникам, между прочим, организуют субботники, переводят профессиональную литературу, обрабатывают пациентам ногти, делают стрижки и макияж, пекут и приносят вкусности.
И слепы те врачи и руководители медорганизаций, которые не видят в волонтерах огромного ресурса, которые боятся и закрывают перед ними двери. В волонтеры, кстати, зачастую идут люди очень успешные, образованные, у которых есть чему поучиться. Они могут, между прочим, при грамотной организации работы, консультировать административно-управленческий персонал, оказывать массу услуг про-боно, а могут, при хорошо составленном графике посещений, полностью заменить гардеробщиков, садовников, буфетчиц, банщиц и т. д.
С их помощью можно повысить удовлетворенность качеством оказываемых услуг и сэкономить массу денежных средств. Только их надо очень любить и беречь. Как самого лучшего бухгалтера или самого думающего врача. Так что при регламентации деятельности волонтеров самое главное — не спугнуть…