Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан.
(Книга Притчей Соломоновых. XXI, 13)
Принятый 23 апреля 2010г. Федеральный Закон «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений» породил немало слухов и споров в средствах массовой информации и среди населения.
«До тысячи рублей за каждый дополнительный предмет!», «Медицина становится платной!», «У кого ворует государство!» — такими заголовками пестрят сейчас СМИ. Приводятся обрывки мнений, цитируются ответы чиновников Минобразования, депутатов и экономистов. Попробуем еще раз разобраться, что же мы (в лице государства) будем иметь в результате реформы.
«Светлое будущее» бюджетных учреждений.
Представляются важными два положения принятого Госдумой РФ Закона:
1. Все бюджетные учреждения должны выбрать для себя «светлое будущее»:
– остаться бюджетными
– стать казенными
– стать автономными.
Первые существуют на государственные деньги, но доходами от дополнительно оказываемых услуг распоряжаются сами. Деньги им выделяются в виде субсидий, целевое использование которых жестко контролируется.
Вторые – менее самостоятельны – отдают все доходы в бюджет, получая средства на свои нужды по определенной смете – все расходы также строго контролируются. К казенным учреждениям будут относиться: военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, противопожарная, миграционная, таможенная службы и служба по контролю за оборотом наркотиков. Кроме того – Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление спецпрограмм президента РФ, ФСБ, Служба Внешней Разведки и Федеральная Служба Охраны. Также в эту группу попадут психиатрические больницы с интенсивным наблюдением и ряд других больниц особой направленности (статья 20 Закона).
Третьи – доходами распоряжаются сами, но и бюджетных денег не получают на существование. Государство им оплачивает только то, что должно быть исполнено в рамках госзадания. Контроль за расходованием средств в рамках госзадания — не менее жесткий.
Таким образом, школы, больницы, вузы, библиотеки, музеи и театры будут иметь право выбора типа функционирования.
Важно отметить — что касается школ — вне зависимости от правового статуса, все школы будут получать государственное задание на оказание услуг в рамках закреплённых законодательством образовательных стандартов.
2. С 1 января 2011 года Законом устанавливается переходный период, в течение которого бюджетные учреждения могут функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. И только к 1 июля 2012 года изменения, касающиеся правового положения бюджетных учреждений и казенных учреждений, должны быть завершены.
«Хотели как лучше..»
Что положительного в Законе:
О том, что контроль за целесообразностью и прозрачностью расходования бюджетных средств практически невозможен – говорилось давно. Это же признавалось в ведущих министерствах – Минобразования, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития.
Не секрет это и для каждого из нас. Армия чиновников-бюрократов на всех бюджетных уровнях уже давно стала темой для злословия.
Поэтому цели реформы бюджетных учреждений на первый взгляд благие. Сократить расход бюджетных средств на ненужные государству (а значит и нам) цели, сделать контролируемой отчетность бюджетных учреждений и дать относительную самостоятельность части из них.
Вроде бы все направлено на повышение эффективности госрасходов. И это при непрерывно возрастающей доле ВВП (по данным органов государственной статистики), направленной на нужды образования и медицины.
О том, что наших детей лишат образования, речь тоже не идет. Список обязательных в рамках госзадания предметов, согласно базисному учебному плану, включает в себя следующие:
русский язык и литература, иностранные языки, математика (включая предметы: алгебра и геометрия), информатика, история, обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики), география, естествознание (включая предметы: физика, химия, биология), искусство (включая предметы: ИЗО, музыка, МХК), технология (включая труд и ИТ), физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (Фед.Закон «О государственном стандарте общего образования», гл.2, ст.6).
И вроде как неплохо, что школа сможет оказывать дополнительные услуги нашим детям. Пусть даже на коммерческой основе, если это приведет к улучшению внешнего вида или материально-технической базы той же самой школы. Или, если за счет этого будут подняты зарплаты учителям
Кроме того, принятый Закон – один из тех редких нормативных актов, которые предусматривают предельно простой порядок изменения статуса бюджетных учреждений. Для этого достаточно будет только внести изменения в устав государственной организации или положение о ней.
А вот теперь «подводные камни», о которых немало сказано и говорится экспертами разных областей экономики, образования, искусства и здравоохранения.
Abstractum pro concreto (Абстрактное вместо конкретного – пер.с лат.)
Понятие «госзадания», которое и будет являться источником финансирования бюджетных учреждений, – в Законе определено расплывчато. И хотя, контроль за его исполнением предусматривается жесткий, но достаточно ли будет этих средств для финансирования школы или медицинского учреждения, а уж тем более учреждения культуры – неизвестно.
Кроме того, руководители бюджетных (в настоящем) учреждений – далеко не все поголовно являются отличными управленцами. Организовать работу вверенного им учреждения они могут, но вот грамотно распорядится финансами – не уверена, что это всегда будет в их силах и компетенции.
К чему это приведет?
Первое — к накоплению долгов теми учреждениями, которые самостоятельно «плавать» еще не умеют или объективно не могут, как, например. маленькие сельские школы или фельдшерские пункты. Второе – к сокращению бюджетных работников — руководителей, которые, несмотря на замечательные организаторские способности и профессиональный уровень, окажутся нелучшими финансистами (ну не готовят пока финансистов в педучилищах и культурных учреждениях).
Вынужденные выживать бюджетные учреждения будут стимулированы жесткими условиями к всевозможным способам сокращения объема бесплатных услуг и наращиванию – платных.
Что за этими словами: тренажерные залы для взрослых в школах, навязывания различных платных факультативов учащимся, платные кардиограммы взамен очереди на 2-3 месяца для стариков, широкая продажа произведений псевдонародных промыслов в музеях вместо выставок для специалистов, скандальные спектакли в театрах вместо теряющей популярность классики?
Что это, как не противоречие 41 и 43 статьям Конституции, которые предусматривают бесплатное здравоохранение и образование.
Кроме того, за право стать бюджетным – такие учреждения, как школы, больницы, библиотеки, вузы и музеи — должны будут еще побороться. То есть доказать — нужны ли они вообще государству или не очень. Причем, окончательное решение – принимать школу, вуз или больницу в число «бюджетных» или «казенных» или оставить «за бортом», чтобы научить «плавать» самостоятельно, – остается за государством.
А так как лицом государства в данном случае являются не родители, профессора, пенсионеры или студенты, а чиновники – то и объективность таких «решений» остается под большим вопросом. Передел собственности бюджетных учреждений продолжится. А коррупция, против которой и направлен Закон, — получит новый толчок для роста.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Вызывает некоторую надежду то, что принятый Закон вызвал такую резко негативную реакцию в обществе. И реализация его на практике – довольно непростая даже с точки государства процедура. По словам спикера Госдумы Б. Грызлова: «исполнительной власти предстоит принять больше десятка постановлений и изменить ещё не менее 80 нормативных актов».
Прецеденты такого рода реформ в мировой практике уже были – Таиланд, США, Великобритания. Они закончились или экономическим провалом и ростом коррупции (как в Таиланде), или закрытием части школ, как в Великобритании, или отменой изменений в результате протеста общества, как в Америке.
Еще Макс Вебер, немецкий ученый, признанный социологами и политэкономистами всего мира, утверждал, что принципы функционирования коммерческих структур и государственного сектора совершенно разные. И смешивание этих принципов подрывает основы, как экономического, так и социального благополучия общества.
А если оторваться от примеров и цитат, то достаточно просто посмотреть в глаза нашим детям и старикам. Первые — заслуживают права быть образованными людьми, а вторые – иметь достойную старость.
И кто, если не мы, обязаны сделать все, чтобы им обеспечить эти права? Ведь это есть и наше будущее.
Читайте также:
Бесплатно только в лепрозории?
Приговор неимущим. Стенограмма выступления С. Миронова в Совете Федерации РФ