Прочитав статью Андрея Десницкого «Миссия: цели, методы, решения» я очень обрадовался тому, что разговор о миссии продолжился. Но сначала я должен устранить одно недоразумение.
Андрей пишет: «Звучит это так, как будто данная акция — первая попытка миссионерства для внешних на нашей памяти, как будто никто из критиков никоим образом не пытался свидетельствовать о своей вере другим людям и даже не задумывался о том, как это можно сделать». Уверяю, что я ничего подобного не имел в виду и с глубоким уважением отношусь к тем, кто уже ведет в нашей Церкви миссионерскую работу; боюсь, что Андрей оспаривает тезис, который я не выдвигал. Но перейдем к вопросам, которые Андрей затрагивает своей статье — вопросам о целях и методах миссии.
В чем состоит цель миссии? В том, чтобы человек обрел спасительную веру в Господа нашего Иисуса Христа. В чем состоит ее метод? В возвещении определенных фактов о Боге, человеке, и, более всего, личности и деяниях Христа, и в призыве отозваться на эти факты определенным образом — покаяться и уверовать.
Что есть спасительная вера? Слово «спасительная» тут призвано отделить ее от «веры в душе», веры как просто согласия с бытием Божиим и т. п. Спасительная вера — это упование на Христа как на Спасителя, который Своей Крестной жертвой приобрел спасение и жизнь вечную также и мне. Она вводит в определенные личные отношениях со Христом, личный союз, или, как говорит Писание, «завет» с Ним, который проявляется в исповедании Его Господом, Богом и Спасителем, хранении Его заповедей, в частности, принятия Крещения и участия в Евхаристии.
Такая вера предполагает во-первых, осознание определенных фактов, во вторых, определенное решение, акт воли, реакцию на эти факты. В подавляющем большинстве случаев, люди, внешние по отношению к Церкви, этих фактов просто не знают — и задача миссионера, прежде всего, сообщить о них. Каковы эти факты? Попробуем изложить их очень кратко, телеграфным стилем.
Бог — творец мира и человека. Все существующее до последнего кванта создано и поддерживается в бытии личностным, всемогущим и нравственно благим Богом, который создал человека для того, чтобы разделить с ним ту вечную жизнь, любовь и радость, которой в бесконечном переизбытке обладает Он сам. Каждый человек создан Богом для вечной радости и обладает неустранимым достоинством и ценностью в Его глазах.
Человек — свободен и ответственен. Это значит, что человек сам является автором своих действий, причем многие многие его действия имеют нравственное значение. Мы совершаем подлинный выбор, с подлинными последствиями — между добром и злом, между послушанием Богу и противлением Ему.
Человек грешен. Человеческий род живет в состоянии уже сделанного неправильного выбора — мы называем это грехопадением. Мы рождаемся уже как бы в стане мятежников, уже отчужденными от Бога и склонными ко всякому злу и безумию. Все зло в трагичной и кровавой человеческой истории — от распадающихся браков до мировых войн — является результатом этой греховной порчи.
Но проблема греха существует не только на общем, но и на индивидуально уровне — каждому из нас следует осознать реальность нашей вины и порчи. Грех глубоко отчуждает нас от Бога и вечной жизни. Как-то искупить наши грехи и исправиться — полностью за пределами наших возможностей; подобно тому, как самоубийца, лишив себя жизни, уже не может себя воскресить, грешник не может очиститься сам. Но
Бог совершает наше спасение в Иисусе Христе. Сын Божий, совечный Отцу и равный Ему, принимает на Себя человеческую плоть от Девы Марии. Мы называем это событие боговоплощением. Господь и Спаситель наш Иисус Христос есть целиком и полностью Бог и целиком и полностью Человек. Как совершенный человек, Он совершает искупление наших грехов Своей смертью на Кресте — так, что наши грехи могут быть полностью прощены и наши отношения с Богом восстановлены. Воскресший Христос дарует Апостолам (и тем, кто следуем им в правой вере) Святого Духа, благодать Которого созидает в нас веру и послушание Богу, и, в течении всей нашей жизни трудится над избавлением нас от греховной порчи.
Мы воспринимаем спасение через покаяние и веру. Хотя спасительные деяния Господа совершены ради всех без исключения людей, их плодами воспользуются те, кто осознанно их примет через покаяние и веру. Покаяние означает отказ от жизни в непослушании Богу и принятие Иисуса Христа как Господа, заповедям которого мы намерены повиноваться. Покаяние с необходимостью предполагает разрыв с преступными или греховными делами и исправление своих путей. Покаяние можно рассматривать как акт — решение покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю, и как процесс — поскольку по мере духовного роста мы видим новые области нашей жизни, которые нуждаются в исправлении. Мы особенно нуждаемся в покаянии, когда впадаем в те или иные грехи.
Вера — это личное доверие Иисусу Христу, как Спасителю, который «не допустит меня погибнуть, но спасет и оправдает» (св.Феофан Затворник). Вера полагает твердую надежду вечного спасения в Иисусе Христе — хотя мы и грешники, Христос искупил наши грехи на кресте и дарует нам благодать Святого Духа, чтобы мы могли исправить свою жизнь.
Христос создал Церковь и установил в ней Таинства, участвуя в которых мы свидетельствуем нашу веру и обретаем помощь, необходимую для христианской жизни. Участие в Таинствах, по словам самого Христа, есть необходимое проявление спасительной веры.
Наш выбор имеет вечные последствия. Если мы примем Христа покаянием и верой, мы, несомненно, обретем жизнь вечную и блаженную, которую Он твердо обещает всякому, кто доверится Ему и последует за Ним. Если мы окончательно отвергнем Его, мы обречем себя на окончательное и вечное отчуждение от Бога и всякого истинного блага.
Таковы факты, которые мы знаем из Библейского откровения, хранимого и возвещаемого Церковью; большинство наших сограждан пока просто не имеют возможности отозваться на это возвещение — просто потому, что они его не слышали, и ближайшая задача состоит в том, чтобы его возвестить, растолковать и при необходимости ответить на возражения и недоумения.
Мне кажется важным подчеркнуть, что миссия по своей природе абсолютно Христоцентрична; она есть возвещение Христа и призыв обратиться ко Христу. Разговор с человеком о его проблемах, разумеется, может быть частью миссионерской активности, но не ее главным содержанием. Да, уверовав во Христа человек может решить какие-то свои проблемы — например, бросить пить. Но Христос не есть способ бросить пить. Разумеется, миссия не есть возвещение о наших коварных врагах — с чем, кажется, абсолютно все уже согласны. Миссия не есть восхваление начальства — как она не есть и хуление начальства, она вообще не имеет к нему отношения. Личное благочестие и радостная, святая и чистая жизнь очень важна — но сама по себе она не является миссией.
Думаю, важно это подчеркнуть — мы призваны возвещать Христа, Его лично; даже о Церкви мы говорим только после того, как сказали о Христе — потому что вся легитимность Церкви держится на Христе и только на Христе, и единственная причина, по которой человек может присоединиться к Церкви — это его личная вера во Христа. А чтобы он обрел ее, надо, прежде всего, рассказать ему, кто такой Христос.
И проблема, которая мне видится, в том, что у нас пока не выработался навык такого разговора — многим людям, которые, несомненно, веруют во Христа, трудно говорить о Нем неверующим. Очень важно начать говорить, упасть в воду и начать плавать.