– Вы сейчас собираете рассказы про чудеса, связанные с молитвенной помощью отца Даниила. Расскажите подробнее?
– Мы не планировали специально ничего собирать. Но однажды я увидела ролик на YouTube, где один наш знакомый рассказывает, как он заснул за рулем, и как в тот момент, когда должна была случиться авария, он должен был уехать в кювет, – он увидел отца Даниила, который ему помахал, показывая рукой направление. Мужчина резко очнулся и вырулил в ту сторону, куда показывал отец Даниил. Спасся.
Мы этим занимаемся осторожно, нет какого-то планомерного сбора информации и тем более чудес. Я знаю, что есть люди, которые сейчас активно занимаются сбором документов для канонизации. Мне это кажется не совсем правильным, то есть одно дело собирать свидетельства на будущее, а другое дело уже готовить документы для канонизации.
Понятно, что кончина отца Даниила – мученическая кончина, это очевидно. Это очевидно, мы верим в это, верим, что Господь его на небесах прославил, что отец Даниил имеет дерзновение у Бога. Но собирать специально документы, писать прежде времени акафисты и иконы – мне это не очень нравится.
Может быть, поэтому в Церкви после смерти до канонизации и должно пройти 50 лет – пока все близкие родственники не умрут (смеется). Но есть какой-то критерий – пятьдесят лет.
Вспоминаю, как отец Даниил пошутил однажды. Мы с ним как бы ругались, и я ему сказала: «Тоже еще тут нашелся святой, безгрешный! Сейчас я звоню иконописцам и приглашаю иконописцев писать с тебя икону». И тут последовала пауза, отец Даниил принял серьезный вид. «А ты знаешь, – говорит, – ты еще увидишь мои иконы». Иногда он словно видел сквозь время и потом так и происходило…
Мы хотим сделать вечер памяти в совершенно новом формате. Пять лет прошло – написано много воспоминаний, из них собрана книга «Неизвестный Даниил» и мы не хотим повторять то, что уже много раз сказано.
В этот юбилейный год мы пригласили рассказать об отце Данииле, людей, которые познакомились с ним после его смерти. Да, не удивляйтесь таким словам – нам так и говорили и писали многие: «Мне жаль, что с отцом Даниилом я познакомился только после его смерти». Да люди именно познакомились с ним, как с живым. Это удивительно, но его многие воспринимают как живого.
– Сегодня очень многие называют себя «чадами» отца Даниила, считают, что продолжают его труды. Всем ли верить?
– Мне это напоминает ситуацию с отцом Кириллом (Павловым). Какое-то время назад можно было встретить множество людей, которые представлялись: «Я – чадо отца Кирилла (Павлова)», а они, может быть, только один раз исповедовались у отца Кирилла. Но называли себя чадами и добавляли это для авторитетности и солидности.
И дома, и в храме вокруг отца Даниила всегда было очень много людей. Отец Даниил вел миссионерские курсы, которые окончили очень многие. Все они называют себя учениками отца Даниила, но ведь кто-то ходил на все занятия, кто-то не ходил, кто-то прогуливал, кто-то был на двух занятиях, кто-то диплом даже получил в конце.
Все вот эти люди могут себя называть миссионерами и последователями отца Даниила, а батюшка уже на небесах, ответить не может, поэтому теперь можно назвать себя кем угодно.
Поэтому к таким самопрезентациям надо относиться очень осторожно, даже скептически, не доверять первому попавшемуся человеку, который будет говорить, что «ах да, я последователь отца Даниила». А люди почему-то верят. То есть, если человек ходит под флагом «я последователь отца Даниила и я имею его личное благословение», то всё, люди почему-то этому верят, почему – непонятно.
Особенно неприятен так называемый ярлык «сысоевцы» или «сысоевщина». Я скажу такую вещь, что «сысоевцев» не существует. Если кто-то это придумывает – идет против Писания и апостола Павла, который прямо говорил:
«Я разумею то, что у вас говорят: ‘я Павлов’; ‘я Аполлосов’; ‘я Кифин’; ‘а я Христов’. Разве разделился Мессия (Христос)? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:10-13)
– В одном интервью вы назвали таких последователей детьми лейтенанта Шмидта. Их заявления часто звучат достаточно жестко и даже агрессивно…
– Агрессивную публику привязать к отцу Даниилу никак нельзя, потому что в нем совершенно не было агрессии. В нем была любовь к людям. По слову – «любить грешника и ненавидеть грех». Он был очень горячий и яростный в отношении любой неправды, в отношении заблуждений, ересей, но при этом он очень любил людей и никогда агрессивно к ним не относился.
Сейчас уже забыли, сколько людей он вывел из сект и сколько сатанистов пришли обратно в православие. Сатанистов! Сейчас все вспоминают про его отношения с мусульманами, а ведь он всегда говорил: «меньше всего я хотел бы проповедовать среди ислама».
– И тем не менее именно среди мусульман он проповедовал больше всего…
– Вы же знаете, что он строил храм в честь святого апостола Фомы? Помните, какая была история с апостолом? Он очень не хотел идти проповедовать в Индию. Вот это его нежелание обернулось тем, что Бог его взял за шкирку, он был продан в рабство и в Индии все-таки оказался. Так и у отца Даниила получилось.
Тут был какой-то его собственный секрет, который он мне так и не раскрыл, не рассказал, что же произошло, почему он стал проповедовать среди ислама, но храм он поставил в честь апостола Фомы и говорил, что у них двоих похожие судьбы – Бог заставил силой. А что там была за сила…
– А о чем мечтал отец Даниил?
– Он мечтал часто. И всегда об одном – чтобы по всему миру было проповедано Евангелие. Чтобы скорее случилось пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Мне это всегда было ужасно страшно, потому что все боятся антихриста, Апокалипсиса, вообще этих ужасных последних времен. А он этого совершенно не боялся. Он говорил: чем скорее будет проповедано Евангелие, тем быстрее наступит Царство Божие.
Вот это была главная его мечта, а не построение земного храма, как некоторые думают. Он даже подчеркивал, что боится превратиться в священника-прораба, если начнет активно строить храм. Он говорил, что прежде всего священник должен быть пастырем своей паствы. Тем не менее, храм он строил активно и дерзновенно, несмотря ни на какие препоны.
Он очень любил храм, любил эстетическую сторону этого дела. Хотел построить храм по нетипичному проекту. Мы очень много вместе обсуждали строительство, план. Колокольня, например, была задумана им по образцу базилики монастыря святой Екатерины на Синае. Когда мы там были, он очень загорелся именно этой идеей.
Но иногда он говорил: «Я в этом храме служить не буду». И действительно, задуманный храм во имя пророка Даниила, пока так и остался задуманным. А вот во «временном деревянном» во имя апостола Фомы он прослужил ровно три года.
У него висела карта мира, и он ее флажками всю истыкал – где нужно открывать православные миссии, где вообще нет православных. Вот он этим гвоздичком…
На выпуске миссионеров он бросил жребий, кто куда поедет. А вот бы интересно было узнать, поехал ли кто-то в страну, определенную жребием?
– Сам отец Даниил часто говорил о мученической своей кончине, да?
– Он говорил, что самая прекрасная кончина для христианина – это мученическая. Но – говорит – ее же заслужить надо. «Я-то уж, конечно, ее не заслужил». И часто повторял: «Я умру рано, и умру не своей смертью, скорее всего».
Как-то говорит: «Я умру в 33 года» или «Я мечтаю умереть в 33 года» – а когда ему было 34 года, родилась Ангелина. Я так еще посмеялась над ним. «Ну что? – говорю. – Умер в 33 года?» – а ему 34 уже исполнялось. Он иногда делал такое лицо смешное. Говорил: «Значит, я ошибся».
– А как сохранить у детей вот это знание про то, какой у них папа?
– Мне не приходится прикладывать никаких усилий в этом смысле, потому что, видимо, отец сам над этим работает. По прошествии пяти лет, теперь можно сделать выводы – я не устраиваю культа отца, не рассказываю, какой он был герой. Они сами все знают. Они очень любят отца. Очень любят. И Ангелина больше всех.
Конечно, им отца не хватает, Ангелина, может, даже больше старших сестер от этого страдает. Как ни странно, она его помнит. Ей было два года, и я переживала, что вообще она его не запомнит. Ну как можно в два года запомнить отца?
Но я вижу, что как бы сам отец их поддерживает, вот эта вот любовь и память сохраняются.
– А специально беседуете, рассказываете, что вот папа то, папа это?
– А он как-то настолько так присутствует, как будто бы он живой, – что не нужно какие-то беседы вести. Вот он есть – и все. И он устраивает жизнь, и я вижу, что как бы он устраивает жизнь сейчас старшей дочери, в этом году она поступила в Сеченовку на бюджет, явно не без молитвенной помощи отца.
– После смерти отца Даниила, наверное, вас ждало много сюрпризов в отношении людей – хороших и плохих…
– В таких ситуациях люди, можно сказать, открывают свои лица. Не хочется говорить о плохом, но было всякое – и клевета и сплетни и злоба. Кто-то повернулся спиной, причем это были даже те, кто считался близкими. И даже сейчас, по прошествии пяти лет, очень много сплетен и клеветы.
Пользуясь случаем, хотела сказать: Понятно, что «на чужой роток не накинешь платок», но надо помнить, что распространять сплетни – не христианское дело. И когда мы судим о других, надо помнить, что судим со своей очень низенькой колокольни, а реальности не знаем и не можем знать. Я не берусь никого осуждать или, тем более, обижаться, я человек открытый, всегда можно спросить у меня самой.
Но больше хочется сказать много теплых слов о прекрасных людях, которые появились сразу после смерти отца Даниила, то есть это Господь послал. Они помогали и поддерживали в тот момент, когда это было особенно нужно.
Например, Потаповы, матушка Мария и отец Виктор. Я в них увидела настоящий христианский идеал. Было много совершенно незнакомых людей, которые помогали словом и делом. Имена их знает Господь и, конечно, не оставит без награды.
Это я к тому, что не потому, что они лично нам помогали, а к тому, что помогая ближним, мы получаем награду от Господа всегда. Я на собственном опыте в этом убедилась. Всегда чувствуется удивительная поддержка свыше. Зачастую она просто выражается в присутствии небывалой радости на душе.
Мне хочется сказать в заключение, что я счастливый человек, потому что Господь дал мне такую необычную судьбу и я встречаю таких людей, которые умеют плакать с плачущими и радоваться с радующимися.
Однажды, я стояла у входа в храм и плакала (а повод моих слез был совсем ничтожный), ко мне подошла одна монахиня, обняла меня без слов и заплакала вместе со мной. Не спросив ничего! Я была потрясена глубиной христианской любви в этом человеке. Может, это и отступление от темы, но я к тому, что Господь дает мне, недостойной, видеть и встречать таких людей.
Я просто не могу не сказать про эту неизвестную монахиню, настолько меня тогда это потрясло.
Я счастлива, что могу хоть что-то полезное иногда делать. И это не хвастовство с моей стороны, это благодарение Богу, что он меня повел именно так, а не иначе.
Хочется закончить словами про отца Даниила, потому что тема в первую очередь о нем. Удивительно, но именно сейчас пришло осознание того, что не было этих пяти лет без него. Были пять лет с ним. Я думаю, что мы всегда будем с ним.