Должен ли православный как-то особо одеваться на пляже? Может ли он или она носить обычные купальные костюмы? Ношение купальника на пляже не является ли соблазном для других людей?
Протоиерей Андрей Кордочкин: Грешно ли загорать в купальнике?
Протоиерей Александр Авдюгин: Пляжный отдых по-православному?
Отвечает священник Дионисий Свечников:
Вот и наступило долгожданное лето, а с ним и долгожданный отпуск. Народ устремляется «на юга». Море, солнце, раскаленный песок – что еще надо для хорошего отдыха? Стоп, стоп!!! А все ли так просто, как казалось бы? Оказывается, что нет.
Должен ли православный как-то особо одеваться на пляже? Может ли он или она носить обычные купальные костюмы? Нужно ли развивать подобно мусульманам направление православной пляжной одежды, купальных платьев, закрытой одежды? Ношение купальника на пляже не является ли соблазном для других людей? Сколько вопросов и ни одного ответа. Вот и предлагаю поразмышлять на тему православной пляжной моды. Кто-то удивится, увидев заявленную тему, кто-то поморщится, кто-то рассмеется. А почему бы и нет? Раз есть вопросы, то должны быть и ответы. Раз есть проблема, то должно быть и ее разрешение.
Честно сказать, когда меня попросили рассказать что-нибудь на эту тему, то мне сначала эта затея показалась весьма неблагодарной. Стоит сказать, что обычные купальные костюмы вполне допустимы для православных, то можно ждать град камней в свой огород от «особых ревнителей благочестия». А стоит заявить, что православные должны купаться в длинной одежде, полностью скрывающей тело, то обвинят в копировании мусульманской пляжной одежды или в излишней придирчивости, что, скорее всего, приведет к тотальной обиде на меня многих девушек и женщин, в том числе, православных. Но ничего не поделать, придется искать «золотую середину».
Строго говоря, ни каноны, ни правила Православной Церкви никак не регулируют вопрос пляжной одежды. Церковь просто никогда не задумывалась над этим вопросом.
Есть некоторые общие указания относительно одежды женщины-христианки. Обратимся к Священному Писанию. Апостол Павел указывает, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10). Есть указание и на то, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11,5), поэтому православные христианки призваны молиться с покрытой головой.
Все предельно понятно и не требует лишних размышлений. Также общеизвестно, что женщина должна находиться в храме не только с покрытой головой, но и в юбке. Хотя относительно юбки вопрос достаточно спорный. Многие противники брюк ссылаются на каноны, запрещающие женщине носить мужскую одежду. Но брюки, которые носят современные женщины, никакого отношения к мужскому гардеробу не имеют.
Попробуйте одеть мужчину в женские брюки или джинсы. И смех и грех получится. Но я все же отношу себя к противникам брюк в храме.
У меня свои аргументы на этот счет. Каждому месту приличествует определенный вид одежды. На светские приемы ходят в костюмах и вечерних платьях, на стадион – в спортивном костюме, в горы лезть удобней в специальной одежде, а военные и вовсе на службе только в форме ходят. Также и храму приличествует определенный вид одежды, который был описан выше. И нет никакого смысла в угоду чьему-то хотению отступать от древних благочестивых традиций.
Но чтобы не подумали, что я говорю исключительно о женской одежде, то скажу, что и мужчинам оголяться в храме тоже нельзя. Никаких маек-безрукавок, шорт, бриджей.
Главное правило – одежда для посещения храма должна быть скромной, т.к. в храм мы идем для смиренной встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.
Разговор об одежде, приличествующей определенному месту, стоит продолжить и в отношении пляжной одежды. Общеизвестно, что пляжная одежда – это купальник для женщины и плавки для мужчины. Не халат, не платье, не брюки, а купальник или плавки. Это общепринятая норма. Зато о формах, покроях и прочих деталях пляжной одежды поговорить и поспорить вполне можно. Ведь на самом деле вся полемика по данному вопросу рано или поздно упирается именно в то, какой покрой и форма пляжной одежды допустима для православных христиан.
Если женщина придет в храм в купальнике, то это будет безумием, и ее просто выставят из храма. Таким же безумием будет, если она станет загорать на пляже в длинной юбке или сарафане.
Если кто-то считает, что надевать купальник на пляже – это неприлично, то пусть не ходит на пляж. Мы все живем в обществе и должны соблюдать установленные в обществе правила, если только они не противоречат нашему православному мировоззрению и не задевают наших религиозных чувств.
Можно привести в пример мусульманскую пляжную одежду для женщин. Она представляет собой балахон с капюшоном из непрозрачного материала. Все согласно нормам ислама. И они там у себя, в исламских странах, купаются без проблем. А можно ли придумать такую одежду для православных христианок? Можно и кое-кто уже придумал:
Но что-то не нравится мне эта купальная одежда. Это, конечно, мое субъективное мнение и, может, кому-то такой костюм кажется безумно красивым. А мне он не по душе по одной простой причине – он больше похож на какие-то странные гибриды спортивного трико и туники свободного покроя, чем на купальник. В спортзал, в горы, на дачу – вполне. Но зачем на пляж?
Да и вообще, зачем изобретать велосипед, когда уже давно создан закрытый цельный женский купальник? А если добавить к нему красивое парео в цвет, то будет смотреться вполне скромно и симпатично.
Ну а кто не хочет закрытый купальник и парео, то вполне может приобрести какой-нибудь купальный костюм из вышеуказанной серии. Думаю, ни те, ни другие не согрешат, появившись на пляже в таком виде.
Еще раз хочется подчеркнуть, что одежда православной христианки, в том числе и пляжная, должна быть в первую очередь скромной. Поэтому не стоит дефилировать по пляжу в каком-нибудь откровенном купальнике, который будет больше похож на веревочки с приделанными носовыми платочками, призванными прикрыть стыдливые части тела. Стоит ли говорить, что они мало что прикрывают, а страсти накаляют еще как.
Вот, кстати, и подошли мы к страстям. Бушуют они в современном мире не на шутку, а современная мода по большей части направлена как раз на дальнейшее их разжигание.
В начале моего ответа была озвучена проблема – не является ли соблазном для других людей ношение купальника на пляже? Самое время вспомнить слова Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18, 7). Будет ли являться православная женщина в купальнике соблазном для мужчины? Скажу так: даже закрытая наглухо православная женщина может стать соблазном для мужчины. Даже взгляд на красивое женское лицо может явиться соблазном. А для воспаленного от греха блуда мужского воображения достаточно просто взглянуть на женский силуэт, чтобы мысленно согрешить. И что теперь – по улицам не ходить, зная, что рядом может находиться какой-то ловелас или извращенец?
Возвращаясь к теме купальника, стоит отметить, что женщина или девушка в закрытом купальнике будет мало привлекать внимание мужчин и не явится каким-то особым соблазном по сравнению, например, с девицей в откровенном купальнике, дефилирующей по пляжу в поисках потенциального ухажера.
Да и в конце концов, если даже для какого-то мужчины девушка в закрытом купальнике послужит соблазном и он решит подойти к ней, чтобы познакомиться на предмет «продолжения отношений», то всегда можно просто отказать в знакомстве. А зная то, как некоторые наши прихожанки могут огреть колким словом или взглядом, то можно только представить, что почувствует несостоявшийся ухажер в момент отказа. Думаю, на православных христианок в закрытых купальниках у него выработается устойчивая аллергия.
В общем, нечего со своим уставом в чужой монастырь лезть.
Что-то обошел я стороной мужчин. Простите, дорогие, не со зла. Ну а нам то что делать, во что одеваться на пляже? Понятно, что не в стринги. Ну не в джинсах ведь купаться. Да нечего, опять же, изобретать велосипед – есть куча плавок разного покроя, кто-то и в шортах умудряется купаться. Выбирай на вкус.
Вот, в принципе, и все рекомендации.
А лучше всего взять под бочок свою православную супругу, православных детишек и тихо так, по-православному, отдохнуть на пляже. У кого семьи нет – не проблема, можно отдыхать в кругу друзей и тоже по православному – без выпивки, без мата, без драк. Тогда и «искателям приключений» не до приставаний и соблазнов будет.
Ну а если уж до конца быть честным, то пусть для каждого критерием выбора купального костюма будет собственная совесть – глас Божий в душе человека. Думаю, на этом можно и закончить этот бесконечный разговор о православной пляжной моде.
Протоиерей Андрей Кордочкин: Грешно ли загорать в купальнике?
Протоиерей Александр Авдюгин: Пляжный отдых по-православному?