Между нами, современными людьми, и монахом-мучеником, проповедовавшим слово Божие дикому лесному народу и убитым за Христа, почти тысяча лет. За это время глухие земли, на которых он проповедовал, оказались в центре сильного европейского государства, ставшего колыбелью великой христианской культуры и хранительницей православной традиции Византийской империи – современной Россией, а темный лесной народ – жителями среднерусской полосы.
История преподобного Кукши почти исчезла из официальной хроники, в учебниках ей посвящено лишь несколько строк, но мы его почитаем, прославляем и считаем одним из главных героев нашей истории. Первый патриарший в истории Калужской митрополии визит Предстоятель Русской Православной Церкви посвятил празднованию памяти священномученика Кукши. Ему посвящают храмы, в честь него называют гимназии и школы, его считают своим небесным покровителем целые епархии, в центре Калуги ему установили памятник. Откуда это и почему?
Чем это событие, пускай и трагическое, важно для нас, современных людей? Почему мы прославляем его участников, чему радуемся?
Жил монах 900 лет назад в Киево-Печерской Лавре. Трудился, молился, подвизался. Затем взял своего ученика и пошел к дикому лесному народу, который поклонялся идолам и совершал какие-то свои темные обряды. А Кукша принес им весть о Христе. Они жили там у себя в лесах, через костер прыгали, а он пришел и сказал:» Хватит прыгать! Дошло до вас Царство Небесное. Христос с вами!» Что же вятичи? Они послушали, послушали, потом устроили ему испытания, которые он с честью преодолел.
Известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами: «он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил…»
После этого вятичи ночью пришли и с особой жестокостью монахов убили. Не просто так убили – по свидетельству историков, обследовавших их останки, перед смертью им нанесли множество увечий. Не трудно понять, что от проповедников требовали отречения от своей веры и поклонению их, вятичей, темным лесным богам. Когда пытки не помогли, их убили.
Эти люди думали, что на этом все и закончится. И по-человечески так бы и было. Как говорят – нет человека, нет проблемы. Только у Бога не так.
Этих самых вятичей, которые Кукшу убили, Господь за его святую кровь и непоколебимую святую веру и любовь ко Христу, он обратил в свою веру, и стали они не диким темным неведомым народом, а великой просвещённой Русью, Россией, в которой мы с вами живем. Удивительное, небывалое до того дело – любовь Христова оказалась тверже и прочнее всех договоров и политических предпочтений, стала основой для строительства большой могучей страны. Любовь сделала непримиримых врагов и разобщенных людей единым сильным народом. Россия положила православную веру в основание своей культуры и государственной власти, в основу объединяющих принципов и законов отношений людей, проживающих на ее территории, и стала великой европейской державой. Вот за что мы благодарны священномученику Кукше и почему его прославляем. Потому что он и тысячи других безвестных проповедников-миссионеров стали строителями новой просвещённой России под сенью Креста.
Если бы преподобный пришел на эти земли снова, чтобы он увидел? Наши храмы, наши дома, наше благочестие? Или дикие суеверия, поклонение чужим темным богам, злобу, ненависть и произвол? Что бы он сказал, глядя на нас и нашу жизнь? Мы считаем себя просвещенными, ходим в храмы, исповедуемся, причащаемся. Детей крестим. Иконы в каждом углу. А в стране каждый год совершается почти три миллиона абортов. Брошенные никому не нужные старики, от которых государство откупается жалкой нищенской пенсией. Дети, которые благодаря современным средствам массовой информации знают о пороках больше многих взрослых. Деньги правят отношениями между людьми и являются мерилом успеха. Чтобы, глядя на все это, сказал добрый простосердечный монах с крестом в руке?
Может, снова взошел бы на холм и стал проповедовать, чтобы мы выходили из непролазной житейской чащи мёртвой бездушной языческой тьмы и пустых убивающих душу развлечений и шли к свету, шли за Христом?
Кто мы – его потомки, или потомки тех, кто его убил? Мы его последователи и продолжатели, или кровь его на нас? Вот о чем стоит задуматься в дни празднования памяти преподобного Кукши и о чем стоит себя спросить.
Денис Ахалашвили, ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.