Что же такое европейские ценности? «Европейские» звучит как политкорректный эвфемизм; все становится на свои места, если мы заменим «европейские» ценности на «христианские».
В центре этих ценностей – признание ценности и достоинства человека как образа Божия, человека, за которого умер Христос, человека, у которого есть какая-то определенная Богом цель и предназначение в жизни.
Именно люди – не страны, не империи, не союзы стран, не политические системы, не нации и не что бы то ни было еще – созданы для вечности.
Христос не умер ради идеи, или государства, или чего-то подобного – Он умер за людей. За вот этого конкретного человека, достаточно ценного в Его глазах, чтобы ради Него идти на крест.
В пугающей притче о Страшном Суде Судия не отождествляет себя с нацией, государством или даже мировым сообществом – Он отождествляет себя с конкретными нуждающимися людьми.
Спасение индивидуальной человеческой души в вечности важнее приобретения всего мира. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36) Именно эта, обращенная к вечности вера и формирует культуру, в которой люди уважают и ценят друг друга.
«Ценности» – это всегда личный выбор, «ценить» что-то может только отдельная личность своим личным произволением, и когда таких личностей достаточно, чтобы повлиять на культуру, они начинают эту культуру формировать.
Есть и совсем другой взгляд на ценности – когда они воспринимаются как что-то общественно-политическое. Чтобы прийти к желаемым ценностям, надо преобразовать не отдельных людей, а общество, произвести коренные реформы, даже революцию – и тут-то ценности и восторжествуют.
Правда, при этом возникает одна проблема. Люди. Далеко не все готовы горячо поддержать прекрасный проект торжества правильных ценностей. Это вызывает понятное негодование – ведь это очень хороший проект, который принесет всем свободу, достоинство, процветание и неисчислимые блага. Только дурные люди могут его не поддерживать, и только преступные – ему противиться.
Собственно, эти дурные люди – главная проблема. Превосходные ценности явились бы сами собою – если бы эти плохие люди куда-нибудь провалились. Это они не пускают нас в светлое будущее!
Помню, как я набрел на замечательную фразу – «и что эти бараны могут понимать в человеческом достоинстве!» Под «баранами» автор высказывания понимал людей, не разделявших его европейских убеждений.
И это довольно обычно – мы вот люди с европейскими ценностями, а наши соседи по лестничной клетке – наверняка быдло, совки и алкоголики. Мы точно знаем, как нам жить достойно и прекрасно, а они нам мешают.
Вдруг оказывается, что приверженность европейским ценностям достоинства и свободы приводит к резкому отрицанию достоинства и свободы других людей. У нас это все пока только вербально – но, увы, все мы видим, как легко люди дичают и начинают убивать своих соседей во имя ценностей достоинства, демократии и терпимости.
Борьба с плохими людьми, которые мешают нам воплотить в жизнь европейские ценности – это в худшем случае, путь к одичанию и крови, в лучшем – пустое позерство. К счастью, у нас в России в основном, второе. Ворчание, бессмысленное, но и бескровное.
Вдруг оказалось, что доктор Лиза не присоединилась к этому ворчанию, хуже того, сказала даже что-то, льющее воду на мельницу тех самых темных сил реакции, которые не пускают нас в Европу.
Что же, позвольте заметить, что эта дорога не ведет ни в какую Европу (если понимать под ней гуманное общество, где уважают права и достоинство людей). В Европу (в этом смысле) ведут дела, в которых проявляется вера в ценность конкретных людей – бомжей, беженцев, больных, детей, инвалидов.
Вот есть украинский священник, который собирает и возит гуманитарную помощь населению в зону боевых действий. Недавно он снялся с украинскими солдатами, которым привез по дороге ботинки и еще какие-то гостинцы. Можно ли ему это в упрек поставить? Да ни в коем случае – он должен, чтобы помочь местным жителям, поддерживать нормальные отношения с военными.
Есть те, для которых важнее помочь людям, и они будут налаживать отношения с теми, с кем для этого надо наладить отношения. Есть и те, которым ближние – не самое важное, а самое важное – это как-нибудь идеологически не оскверниться, как-нибудь с кем-нибудь не тем не рукопожаться.
Люди, которые помогают нуждающимся – и ставят интересы этих нуждающихся выше, чем интересы правильной (а равно неправильной) политической стороны, – именно они и являются закваской гуманного и свободного общества. Люди, которые им помогают – в том числе финансово, – участвуют в созидании такого общества. А те, кто бранит их за недостаточную враждебность к вихрям враждебным и темным силам, – нет.