О грехах-то говорить будешь или только о себе любимой? Чего ждать от вхождения в храм
Когда человека накрывает, как волной, верой (иногда – в страхе, или отчаянии, или надежде, или радости, или просто под впечатлением от встречи или книги), он чуть ли не первым делом спешит в храм. Это немного наивный жест…
Введение во храм Пресвятой Богородицы было любимым праздником преподобного Серафима Саровского. Говорят, в Саровскую обитель он пришел как раз накануне этого дня. От послушничества до монашества прошло у него почти девять лет – если верить одному из апокрифов, Дева Мария столько же времени находилась в храме, а потом началось Самое Важное. Ну вот и у преподобного началась новая жизнь после монашеского пострига.
Связь праздника Введения с монашеством вообще-то довольно очевидна. Во-первых, сам по себе Рождественский пост, на период которого он выпадает – время постригов. Во-вторых, Сама Дева Мария, Которая жила в целомудрии и послушании воле Божией, считается Матерью монахов. А в-третьих – храм.
Когда человека накрывает, как волной, верой (иногда – в страхе, или отчаянии, или надежде, или радости, или просто под впечатлением от встречи или книги), он чуть ли не первым делом спешит в храм. Это немного наивный жест – о Таинствах новоначальный христианин, как правило, не задумывается, для него главное – войти в это загадочное, «сакральное» пространство, где вкусно пахнет свечами и ладаном, где строго смотрят святые, где Прекрасная Матерь-Дева обнимает трогательного Младенца.
В этот момент человека могут отпугнуть внешние обстоятельства – многократно обсужденные «злые церковные бабки» любого возраста, слишком суровые священники…
Но – соглашусь с самыми что ни на есть ортодоксами – кому нужен Бог, того никто не прогонит из Церкви.
Из Церкви уходят по совсем другим причинам, которые мы сейчас обсуждать не будем.
Нескромно обращусь к собственному опыту. Меня в храме не встречали злые бабки, зато мне попался ну очень суровый священник. Моя робкая попытка исповедоваться была прервана фразой: «Ты вообще о грехах-то говорить будешь или о себе любимой рассказывать?» – после чего батюшка выдал мне книжку о подготовке к исповеди по святителю Игнатию (Брянчанинову). Сама по себе – суровая книжка сурового святого.
Отличный, кстати, оказался батюшка, я к нему и на исповедь много раз потом приходила, и просто на всякие душеспасительные темы беседовала. Да и книжка мне здорово помогла, а святителя Игнатия я вообще с огромным удовольствием читаю. Но самое главное – я вошла в храм.
Говорят, словосочетание «идти в храм» для христиан не совсем верно, потому что тем самым мы как раз отделяем некое священное пространство, а для нас весь мир должен стать храмом Живого Бога. Правильнее – «идти в церковь». Но тут я не соглашусь. В Церковь мы как раз не идем. В Церкви мы пребываем. А вот в храм – идем. И тем самым не только освящаемся через происходящие там чудеса (в первую очередь Евхаристию), но и сами собой его освящаем. Помните? «Где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». Как раз в храме мы собираемся именно во имя Христа.
Богородицу Саму мы называем «Одушевленным Храмом». Зачем Ей было воспитываться в храме Иерусалимском? Там наверняка были свои «злые церковные старушки» и другие искушения. В частности, как раз в те примерно времена царь Ирод Великий занимался реставрацией храма (да-да, царь Ирод Великий делал и полезные и даже богоугодные дела тоже). Можете себе представить, сколько там было шума, пыли и ругани рабочих.
Но Она была там, и оттого вся суета отходила даже не на второй и не на третий план. По Преданию, Дева Мария пребывала во Святом Святых – месте, где, как верили, находился географический центр мироздания (так называемый Камень Основания – скала, с которой началось творение мира) и где физически ощущалось присутствие Божье.
Эта картина – Девочка в храме в центре вселенной перед Богом – должна в какой-то степени служить образцом каждому из нас.
Это же каждый из нас, маленький ли ребенок или некогда бывший младенцем взрослый – каждый из нас стоит в центре вселенной, в храме – может, и не в рукотворном, а в том самом всемирном храме Живого Бога, пронизанном Его присутствием среди собравшихся во имя Его.
Пребывание в храме вовсе не обязательно ведет к монашеству, как случилось с преподобным Серафимом, но в общем виде история с храмом повторяется. Серафим Саровский прикоснулся к Духу Святому через Таинство монашества (не будем спорить, таинство ли это в строгом смысле этого слова – но есть немало святых, считающих его таинством, и я с ними согласна), а Пречистая Дева – соединилась со Святым Духом в момент Благовещения. Что-то явно связанное с прикосновением Божьим к нашему сердцу после пребывания в храме произойдет.
Могла ли произойти встреча со Святым Духом и без храма? Серафим Саровский мог быть великим праведником и в миру. Тем более, Пречистую Богородицу, не поддавшуюся ни одному греху, смиренную и молитвенную, непременно должен был посетить архангел Гавриил с приветствием: «Радуйся, Благодатная!» – даже если бы Она ни дня не пробыла нигде, кроме родительского дома и дома нареченного супруга. Да и любой человек может внезапно быть призван Богом к праведности задолго до воцерковления. Но книга нашей веры без этих страниц кажется неполной, не вполне понятной. Это такое предисловие ко всей дальнейшей повести. Потому и Введение во храм Пресвятой Богородицы в Новый Завет не входит. Потому что оно и есть Введение к Евангелию.
Фото: Симбирская митрополия / VK