Ведь, в самом деле, чего хотят от нас феминистки? Они требуют скромного и благонравного поведения. Держать руки на почтительном расстоянии. Не заигрывать, когда не просят, да и вообще как-то безопаснее не заигрывать. Откровенных речей не вести. Страстные разжжения, буде таковые возникнут, держать глубоко при себе. Потуплять очи долу, иметь к сотрудницам и соседкам великое почтение, как бы к сестрам и матерям, избегать всякой игривости и неприличия.
Похоже, я где-то уже сталкивался с подобными требованиями уважения, воздержания и скромности. Это ровно те требования, которые предъявляет к мужчине христианская (и, шире, традиционная) мораль. Мужчина, преданный традиционным, семейным ценностям, будет, парадоксальным образом, вести себя именно так, как требуют феминистки. Человек, преданный своей семье, не будет заигрывать с посторонними дамами — и уж тем более с дамами, не желающими этого.
Для благочестивого христианина проявлять сексуальный интерес к кому-либо, кроме своей жены, есть дело неприличное, постыдное и прямо грозящее его вечному спасению. Блудники упомянуты Апостолом ровно в том же стихе, что и мужеложники с малакиями, и точно так же лишены Царства. Писание много раз предостерегает против блуда, так что человеку, который воспринимает его всерьез, было бы очень странно отстаивать свое право заигрывать с дамами.
Более того, христианские требования целомудрия и стыдливости относятся в равной мере к обоим полам, для мужчины открытая демонстрация своих сексуальных устремлений всегда считалась глубоко неприемлемой. Традиционная культура — это культура сдержанности, как говорят англичане, control yourself.
Неженатый мужчина, конечно, может искать себе жену, но ухаживание с целью создания семьи выглядит совершенно по-другому, чем харрасмент или даже заигрывание. Опасения того, что лютые феминистки отравят бедным мужикам личную жизнь, было бы еще понятно со стороны блудников и прелюбодеев, пребывающих в поиске удобопреклонных дам и опасающихся нарваться на дам не столь удобопреклонных.
Но христианин — как и вообще человек консервативных, про-семейных воззрений — не может относить себя к этой категории лиц с их специфическими проблемами. Он будет ценить свободу своей жены, сестры или дочери от нежеланного сексуального интереса явно сильнее, чем свободу самому такой интерес проявлять — тем более, что ему и убеждения не позволяют.
Чем же вызваны огорчения по поводу возможной (и еще весьма далекой) перспективы преследований за харрасмент? Для кого-то это опасения самому нарваться на свирепых феминисток, но, по большей части это, видимо, просто чувство противоречия. Как написала Наталья Холмогорова, если завтра либералы учинят флешмоб с требованием прекратить мучить котят, тут же явится немалое число идейных консерваторов, которые заявят, что мучить котят — это наша священная скрепа и мы не позволим всяким врагам ее шатать.
Но такая позиция “назло врагам” оказывается нелепой во многих отношениях. Во-первых, поведение, против которого в данном случае выступают феминистки — сексуальные заигрывания, да еще против воли женщины — в христианской системе координат несомненно греховно. Оно не перестает быть греховным от того, что феминистки им тоже недовольны.
Христианство в своих требованиях идет даже дальше феминизма — оно вообще воспрещает блуд и ведущие к нему нескромные заигрывания, в то время как феминистки, не воспрещая этих вещей как таковых, требуют только того, чтобы согласие женщины тщательно соблюдалось.
Но самое главное — консерватизм это не “назло”. Это мировоззрение, исходящее из собственной картины мира и собственных ценностей. В этой картине мира вселенная создана с определенной целью, в ней присутствует объективный нравственный закон, которому должно следовать в любом случае — при порицаниях и похвалах. Люди обладают свободой, достоинством и ценностью. К ним недопустимо относиться как к предмету потребления. В каждой женщине и каждом мужчине следует почитать образ Божий. Свои хотения следует обуздывать и там, где они ведут ко злу, подавлять. Секс имеет свое должное место в семье.
Если люди других мировоззрений говорят нечто истинное и справедливое — например то, что женщины обладают достоинством и свободой, их личное произволение надо уважать, они имеют полное право на личную неприкосновенность — следует порадоваться тому, что в этом конкретном вопросе они согласны с истиной. Даже если в каких-то других вопросах они серьезно заблуждаются.
На днях в сети мне попалась картинка с надписью “гордыня озабочена тем, кто прав, смирение — тем, что правильно”. Нескромные заигрывания неправильны в любом случае, и особенно неправильны — против воли женщины. Уж точно не нам, христианам, выступать в их защиту.