“Нам так искренне были рады”
Я много сейчас вспоминаю из прошлого, как бы собираю всю свою жизнь подобно мозаичной картине. Мой взгляд в эти дни принципиально ретроспективен.
Вчера я в каких-то комментариях встретил утверждение, что грузины всегда нас ненавидели еще с советских времен. Конечно можно было пропустить мимо ушей эти слова скорее всего не очень умного человека, но мой ретроспективный взгляд запустил поток воспоминаний.
Последнее мое место работы перед поступлением в семинарию летом 1989 года было именно в Грузии. Сначала я месяц провел в Калмыкии. Я занимался аэрофотосъемкой. Мы с биологами снимали стада сайгаков и их перемещения, летали каждый день за 300 километров на Волгу за водой, ибо местную воду пить было просто невозможно и слушали заседания первого совета народных депутатов, Сахарова, Афанасьева… Затем из Калмыкии на стареньком уазике типа «козел» по военно-грузинской дороге поехали в Грузию. Это была одна из самых красивых дорог, по которой я ездил в своей жизни, а в моей жизни было много дорог.
Работать мы должны быть с геологами, которые разрабатывали какое-то железнорудное месторождение на юго-востоке Грузии. Но приступить к работе мы никак не могли, нас там так встретили, так искренно были нам рады. Каждый непременно хотел видеть нас именно у себя дома, чтобы мы попробовали его шашлыка. Его чачу и его вино. Какая неприязнь к русским? Было такое ощущение, что мы или их богатые родственники, или тайные благодетели.
И надо сказать, что это были очень тревожные дни, буквально накануне нашего приезда в Тбилиси генерал Родионов разогнал демонстрацию протестующих, популярность Гамсахурдиа с его крайне негативным отношением к России росла, но люди… Простые грузины считали нас братьями.
Я уже начал волноваться, так как надо было побыстрее сделать работу и возвращаться в Москву, предстояли экзамены в семинарию, о которых никто не знал.
И тут я заболел — страшная ангина, температура под сорок, меня буквально спасла какая-то грузинская медсестра, которая ловко убрала гной из моего горла, и я почувствовал мгновенное облегчение.
Я воспользовался своей болезнью, чтобы отпросится домой. Начальство дало добро, но не было билетов и тогда меня провели прямо в кабину пилота, мы как-то числились сотрудниками аэропорта, работая на малой авиации. Так я первый и последний раз совершил полет в кабине пилота пассажирского лайнера.
Экзамены я сдал успешно, самое трудное было пение. Экзаменаторы, услышав мой баритон, тут же сказали довольно и что-то записали в свои тетради. Как я понял потом они распределяли абитуриентов по хорам. Кого-то к отцу Матфею. Это супер. Кого-то к отцу Никифору, кого-то в третий хор к — к отцу Зотику. Я попал в четвертый. Эти певчие работали на стройке.
“Нами овладела эпидемия глупости”
Еще немного о глупости, потому что иначе охарактеризовать то, что сейчас происходит между Россией и Грузией, я не могу.
Да, конечно всегда есть и будут оголтелые националисты, которые умеют громко кричать.
И тогда, в конце 60-х, их в Грузии было не мало. Известно, как переживал это великий грузин Мераб Мамардашвили, которого в свое время выгнали с собрания Народного фронта Грузии за слова:
“Мы — христиане. И потому никакое понятие, даже такое святое, как “родина”, не может быть поставлено выше понятия “истина”, которая для нас есть Бог”.
Итак, таких не в меру ревностных националистов мы легко найдем в любом народе и в любое время, иногда их специально возбуждают, надеясь поймать рыбку в темной воде. Но мы то разве можем на все это вестись?
Можем, если нами овладела эпидемия глупости.
Что такое глупость? Есть ли у нее метафизические причины или это просто недостаток ума?
На самом деле, этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Для меня ответ здесь очевиден: конечно же, существует. По той простой причине, что глупость — это свойство именно человека. Мы никогда же не скажем, что дуб какой-нибудь глупый; мы иногда наших меньших братьев наделяем какими-то человеческими свойствами, но все-таки, согласитесь, глупость — это свойство человека.
Человек сам по себе как раз существо метафизическое, то есть человек не сводится только к физике, к физиологии, к природному началу. Более того, собственно то, что делает нас человеком, делает нас людьми, как раз и есть то, что выше этой физиологии в нас. Потому что не руки и ноги, не чрево делают нас людьми, а то, что мы называем душой — способность любить, верить, надеяться, способность мыслить. И эта метафизическая сторона человека, как я уже сказал, делает человека человеком.
Так вот, что такое глупость? Мне кажется, глупость — это когда человек сводит себя только к природному началу, к физиологии, когда он не реализует свою глубину, или я бы сказал так — высоту, когда он живёт очень поверхностно — тогда зачастую он становится глупым существом.
Глупость, причина глупости — есть ли это случайность или есть какие-то причины? Я так думаю: конечно же, в этом мире ничего не случайно, и во многом человек сам ответственен за себя. Никто из нас не рождается в этот мир заведомо умным или глупым. Так или иначе, мы становимся тем или иным. Это последствие наших выборов, последствие наших поступков, начиная, наверно, с раннего детства. Совершенно очевидно, что если человек будет слушать попсу, то вряд ли он станет умным. А если он будет слушать музыку Баха или Моцарта, то, скорее всего, он не только эстетически разовьется, но та глубина, та красота, к которой он сможет прикоснуться, сделают его и умнее. И это касается очень многих вещей, всех наших поступков. Поэтому я думаю, что, конечно же, причины есть, и эти причины находятся внутри каждого из нас. Перед человеком стоит некая задача: нам каждому, вспоминая евангельскую притчу, даны некие таланты, дары, но мы можем их развивать, а можем их закопать.
Ум, способность мыслить, способность быть любознательным, интересоваться жизнью, тайной жизни — это и есть некий дар, который есть у каждого. Но не всякий его развивает.
Будем сопротивляться глупости и в себе и вокруг и не поддаваться ненавистной розни мира сего, а побеждать ее любовью.
Источник: Facebook Вячеслава Перевезенцева