Извержение вулкана с невыговариваемым названием вызвало новую волну разговоров о гневе Божием на неправду и нечестие человеков, гневе, который являет себя как в различных грозных и впечатляющих природных явлениях, так и в техногенных бедствиях и катастрофах. Впрочем, извержение не привело к человеческим жертвам, а только к серьезным затруднениям в авиаперевозках; многие люди пережили серьезные неудобства, а многие компании — понесли огромные убытки. Явление неприятное, но не трагическое; поэтому и рассмотрим его для примера.
Священное Писание не оставляет никаких сомнений в том, что все происходящее является частью Божественного промысла. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; (Матф.10:29)». Извержение вулкана — несомненно, часть Божиего замысла о мире, то, что послужит осуществлению Его планов. Мы можем знать — и это открыто нам со всей ясностью — что любые события, в том числе трагические и пугающие, или — если не подниматься до таких высот говорить о вещах более повседневных — досадные и огорчительные — попущены Богом с определенной целью. Как свидетельствует Апостол, «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. (Рим.8:28)».
Чего мы не знаем — и не можем знать без особого пророческого откровения — это то, какое именно место в замысле Божием занимает то или иное событие. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис.55:8,9)».
Промысел Божий превосходит наше понимание — и какую роль те или иные события должны сыграть в жизни множества людей, большинство из которых мы не знаем, для нас судить невозможно.
Может быть, в зале ожидания аэропорта познакомятся мужчина и женщина, которые вступят в брак и родят святого, который обратит к Богу целые народы; может быть, в гостиничном номере человек, ожидающий начала полетов, откроет Библию (которую некоторые миссии распространяют в гостиницах) и обретет веру и спасение.
Иногда очень полезно (хотя бы задержкой рейса) быть выдернутым из повседневной беготни и суеты. Но мы не знаем всего этого — и, наверное, не поняли бы, если бы некие ангелы, посвященные в дело, попробовали бы нам это объяснить. Мы ограниченные и к тому же падшие существа, которые, как кошки, живущие в университетской библиотеке, неспособны понять ни содержание томов на полках, ни дискуссии, которые ведут между собой профессора. Бог, который создал и поддерживает в бытии это мироздание, Бог, который ведет его к предначертанной Им цели — непостижимо великий и таинственный Бог. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы сказать «мы не знаем». Мы не Архангелы — впрочем, возможно, многое является тайной и для Архангелов. Мы не обязаны (и не в состоянии) разъяснять промыслительный смысл любого события.
У нас другие обязанности — в частности, хранить заповеди Божии. А одна из них гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7)». Заповедь воспрещает не только и не столько божбу, сколько употребление имени Божиего в каких-то своих целях. Несомненно, Бог накажет циничных обманщиков, которые используют Его имя для обогащения, будучи лично неверующими. Но это явный случай, от которого мы, слава Богу, далеки. Бывает по другому — президент Буш искренне верил, что Бог повелел ему напасть на Ирак. Нельзя сказать, что он сознательно лгал, желая обеспечить своей политике поддержку верующих людей. Тем не менее, имя Божие оказалось использовано в политических и военных целях, и с тех пор немало хулилось у язычников, которые язвительно спрашивали, почему же это Бог забыл сказать Бушу, что у Саддама нет ОМП.
Не сознательное злонамерение, а утрата трезвения может легко привести нас к нарушению заповеди. Мы можем (как и Буш) хотеть как лучше — посрамить врагов Божиих, послужить Божьему делу, и, в запале борьбы начать говорить то, что нам самим кажется убедительным — но то, что Бог не открывал нам и не поручал говорить. Иногда хочется поторопить Бога — «Господи, ты видишь, как не правы те, кто с нами не согласны… не мог бы ты влезть в спор на нашей стороне и немного их вразумить?». И когда происходит хоть что-то, что вписывается в схему «Бог подтверждает, что я прав», так соблазнительно воскликнуть — «Ага! Вот им, нечестивцам, прилетело! Теперь будут знать, как со мной не соглашаться!».
Соблазн совершенно понятный, но ему не стоит поддаваться — мы не пророки, а раз так, нам лучше не пророчествовать. У греха бывают явные, для всех очевидные последствия — и на них мы можем с чистой совестью указать. Например, мы можем указать на то, что воинствующее безбожие ведет к социальной катастрофе, резне и тирании — и это не попытка трактовать промысел, как нам удобнее, а историческая очевидность, известная нам по опыту и нашей страны и всех остальных стран, где такое безбожие воцарялось. Мы можем указать на германский опыт неоязычества. Мы можем указать на то, что коррупция ведет к катастрофам менее масштабным, но все равно ужасающим — как пожар в клубе «Хромая Лошадь», владельцы которого в свое время «по-хорошему» договорилась с пожарной инспекцией. Мы можем сказать, что гомосексуализм, действительно, с маниакальным упорством продвигаемый европарламентом, связан с катастрофически более высоким ( более чем в 44 раза, по последним американским данным) уровнем заболеваемости СПИДом. Потому что все это — твердо установленные факты, которые будут вполне понятны людям, даже не разделяющим нашей веры, факты, которые могут побудить их задуматься. Если же мы будем претендовать на то, что нам известны тайны промысла Божия — нам будет трудно убедить даже наших единоверцев, не говоря о людях внешних.